Азад Бшеири, Kurdistan.Ru
На этом сайте уже отмечалось, что то, как "разрулил" президент Барзани политический кризис в Ираке, вызвало прилив энтузиазма среди заинтересованных правительств и политических сил и поставило на небывалую высоту внешний и внутрииракский авторитет курдского руководства. Барзани поздравляют со всех сторон, ликуют все... кроме курдов. Во всяком случае, у значительной части курдского общества действия эрбильского руководства вызвали лишь чувство тяжелого недоумения.
Формально, с внешней стороны, действия курдского руководства исходят из благонамеренной логики построения "демократического, плюралистического и федерального Ирака". Но невозможно представить, чтобы курдские лидеры в Ираке не видели того, что давно уже очевидно всякому наблюдателю - а именно, что "демократический Ирак" - не более чем химера, явившаяся семь лет назад в воспаленном воображении "вашингтонских мечтателей". В новом Ираке, счастливый расцвет которого анонсировался в 2003 году, главным гарантом демократии оказался проиранский радикальный клерикал ас-Садр, а главными гарантами светскости - недобитые баасисты, связанные с террористическим подпольем. Плюрализм там правда существует, в том смысле, что ни одна группа не является настолько сильной, чтобы установить свою диктатуру, а поэтому потенциальным диктаторам приходится как-то договариваться между собой о разделе власти. И главное - по мере стабилизации обстановки, за псевдодемократическими фасадами "нового Ирака" все отчетливее проступают контуры Ирака старого, того самого, который сотнями тысяч убивал курдов. Этот Ирак, собственно, никуда не делся. Несколько высших его представителей повешены и сидят в тюрьме - но тысячи и миллионы рядовых по-прежнему занимают административные посты, и главное - пользуются своим демократическим правом избирать и быть избранными. Более того - они уже нагло требуют отмены дебаасификации. И как результат - в "новом Ираке" губернатор Мосула и спикер парламента, т.е. люди, облаченные властью принимать важнейшие решения по вопросам, непосредственно касающимся курдов - являются представителями клана Нуджаифи. Этот клан был славен своей крайнее шовинистической и профашистской ориентацией еще в 30-е-40-е годы, когда он был тесно связан с германскими нацистами; при Саддаме он был баасистским и получил в награду обширные курдские земли, потерянные им после 2003 г.; упомянутые его высокопоставленные представители, Атиль и Усама, прославились как чуть ли не самые ярые шовинисты и открытые враги курдов среди иракских политиков. Нури аль-Малики - старый антибаасист, открыто себя врагом курдов никогда не заявлявший. Он только систематически "кидал" курдов, не выполнил ни одного своего обещания перед ними, покровительствовал арабским шовинистом и, наконец, попытался военной силой вытеснить курдов из Ханекина в 2008 г. Справедливости ради следует отметить, что "кидал" он не одних только курдов, а всех, кто имел несчастье заключать с ним сделки, проявив себя патологически недоговороспособным политиком - или попросту "лжецом", как без обиняков назвал его его нынешний соратник ас-Садр. Теперь нам объясняют, что Малики "извлек уроки" и исправится - как будто речь идет о персонаже детского мультфильма. Нам также сообщают как о великой победе, что Малики и Нуджаифи устно (!) согласились на все 19 курдских требований. Дело сделано, остался пустячок - чтобы эти почтенные политики, известные своей нерушимой верностью данному слову, во-первых зафиксировали свои обещания на бумаге, а во-вторых исполнили их.
Тем временем, перепись населения снова переносится (Малики как всегда "не в курсе" и очень удивился, когда курды пожаловались ему, что их не пригласили на совещание в Министерство планирования). Военное командование намерено ввести в Киркук 8 тысяч суннитских боевиков их "Советов пробуждения". У наблюдателя возникает естественный вопрос: если все это происходит сейчас, пока правительство еще не сформировано и Малики отчаянно нуждается в поддержке курдов, то что же будет в следующем году, когда правительство займет свои места, а американцы окончательно покинут Ирак? Не начнется ли наступление на курдов по всему фронту? Тем более что "новый, демократический Ирак" ускоренно закупает тяжелое вооружение. И как итог - вопрос: не допустил ли Барзани ошибку, помирив Садра, Малики, Нуджаифи и т.п. "демократов" вместо того, чтобы стравить их еще сильнее и закулисно, но настойчиво вести дело к развалу "нового Ирака", к чему, казалось, и без него были все предпосылки? Повторюсь, я не сколько не верю, что такой прожженный политик, как Барзани, не видит вещей, лежащих буквально на поверхности. По-видимому, у него есть свои основания считать формирование правительства с Малики и "Иракийей" под курдским контролем если не благом, то по крайней мере наименьшим злом. Прав ли он, и не окажется ли в конце концов, что ему придется вступить в открытое столкновение с арабскими силами в гораздо более невыгодных условиях - покажет будущее. Здесь я хочу лишь отметить крепнущее среди курдов убеждение, что Ирак - будть то "старый Ирак" королей, Касема и Саддама или "новый Ирак" Малики-Садра-Нуджаифи - имманентно враждебен курдам, что он курдов убивал ранее и готов убивать впредь, а если теперь не убивает, то только потому, что не чувствует себя достаточно сильным для этого.
Таковы настроения значительной части курдской общественности. Возникает естественный вопрос: если такова картина - пусть даже не объективная, пусть даже субъективная, т.е. в мыслях и чувствах курдов - если курды реально считают, что они не совместимы с иракским государством, то какой же смысл поддерживать так называемую "целостность" Ирака? В настоящее время, в отношении права народов на самоопределения (т.е. не его официального признания - с этим все в порядке, оно числится среди основополагающих принципов ООН - а его реализации) царит в сущности произвол. За косовскими албанцами право на самоопределение официально признали, но тут же заявили, что это якобы особый случай, который прецедентом быть не может, потому что албанцы были жертвами геноцида со стороны сербов. Россия не признала независимости Косова, но зато, в свою очередь, на таких же основаниях признала Абхазию и Южную Осетию. С другой стороны, например, право Нагорного Карабаха на независимость не признается никем, хотя неспособность сосуществования армян и азербайджанцев в пределах одного государства проявилась в ходе карабахского конфликта не менее ярко, чем в Косове или Абхазии. Зато в израильско-палестинском вопросе необходимость "двух государств для двух народов" никогда ни у кого не вызвала сомнения, и все мировое сообщество работает над разрешением проблемы в этом смысле. Курды, кажется, достаточно пострадали от Ирака, чтобы ставить перед мировым сообществом аналогичные требования. Не пора ли, наконец, и курдскому руководству оставить лицемерные заклинания о "курдско-арабском братстве" и обратиться к мировому сообществу с формальным заявлением: мол, вся история Ирака показала, что курды и арабы вместе сосуществовать не могут - ПОЖАЛУЙСТА, РАЗВЕДИТЕ НАС!
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции