После начала вещания курдоязычного государственного телеканала стали поговаривать о постепенном открытии в Турции "ящика Пандоры", имея в виду начало периода этнизации в стране и возникновение национальных проблем.
Примечательно, что после того, как в 2004 г. в Турции было начато вещание на нетурецких языках, турецкая газета Yeni Şafak оценила численность курдов в 20–25 млн, лазов – 9,2 млн, черкесов – 7 млн, боснийцев – 3 млн, албанцев – 500 тыс., грузин – 400 тыс., армян – 280 тыс., ассирийцев – 50 тыс, евреев – 30 тыс. В Турции проживают ещё арабы, греки, помаки (1). Таким образом, это свидетельствовало о том, что бо́льшая часть нынешнего населения Турции не является этническими турками.
Сразу же после начала работы TRT-6 лидеры черкесской общины Турции начали просить турецкие власти ввести преподавание в университетах страны черкесских языков и литературы (турецкие власти объединяют под понятием «черкесы» всех представителей черкесской группы языков – черкесов, абхазов, адыгов, а также зачастую и представителей нечеркесских кавказских народов), а также организовать радио- и телевещание на черкесских языках. В настоящее время TRT осуществляет телевещание на черкесском языке в получасовом объёме в неделю. Однако эти передачи, как и существовавшее до создания TRT-6 30-минутное курдоязычное вещание, не пользуются никакой популярностью, поскольку передают информацию об устаревших событиях и идут в неудобное для телезрителей время.
5 января 2009 г. президент Турции Абдулла Гюль принял руководителей Федерации кавказских ассоциаций (ФКА), в которую входят несколько десятков черкесских организаций. ФКА считает, что численность черкесов в Турции составляет около 6 млн человек. Однако эта цифра представляется сильно завышенной (как минимум в несколько раз). Кроме того, нередко к черкесам в Турции относят представителей всех северокавказских народов, бежавших сюда во время и после Кавказской войны в XIX веке, в том числе нечеркесоязычных народов – ираноязычных осетин, тюркоязычных карачаевцев и балкарцев, а также дагестанцев, чеченцев.
Положительно оценив создание TRT-6, руководство ФКА обратилось к президенту Гюлу с просьбой о создании подобного телевещания для черкесов, а также о создании при университетах кафедр черкесского языка и литературы – для подготовки дипломированных филологов, которые смогли бы осуществлять преподавание на курсах черкесских языков, открытых несколько лет назад, но испытывающих сильную нехватку специалистов. При этом представители черкесской общины отмечали необходимость включения обучения языкам (в т.ч. черкесскому) в систему народного образования, а не просто изучения на курсах. По их мнению, после 80 лет запретов нетурецких языков, курсы являются ни чем иным как продолжением их уничтожения, и турецкие власти должны оказывать всяческое содействие в процессе возрождения языков, а не просто предлагать изучать их на курсах. В марте 2011 г. черкесы в Анкаре провели митинг с требованием обучения на черкесском языке.
При этом черкесские организации, понимая, что Турция вряд ли в ближайшем будущем пожелает и сможет создать отдельный телеканал на черкесском языке, просят начать черкесоязычное вещание на TRT-6, который действует лишь на курдском языке. Они считают, что поскольку телеканал TRT-6 называется «Языки» (турецкие власти, несмотря на 24-часовое курдоязычное вещание на канале, избегают слова «курд» в его названии), то на этом телеканале должны транслироваться не только курдоязычные программы. Однако декурдизация TRT-6 за счёт вещания на нём не только по-курдски будет рассматриваться курдами в качестве антикурдского шага, а значительная часть курдов, особенно находящихся в орбите ПРК, заявит о обмане со стороны турецких властей и провале их проектов.
Черкесы, в отличие от курдов, никогда не требовали от турецкого государства получения каких-либо национальных прав, считаясь одной из наиболее лояльных групп населения. Многие представители черкесской диаспоры традиционно занимают высокие посты в армии, других силовых структурах и на гражданской службе. Политика отуречивания привела к тому, что подавляющее большинство черкесской молодёжи не владеет черкесским или абхазским языком, будучи в значительной степени ассимилированной. Однако, несмотря на то, что турецкие власти не сомневаются в лояльности черкесской диаспоры, в Турции всё же существует опасение, что культурное возрождение турецких черкесов может быть использовано внешними силами против Турецкой Республики. Особенно опасаются турецкие власти в этом вопросе действий Евросоюза, зная умелую работу западных держав с меньшинствами.
Черкесы априори не могут представлять, в отличие от, например, курдов, никакой угрозы турецкому государству, поскольку не сконцентрированы на территории Турции, не имеют там исторической родины и могут претендовать лишь на роль влиятельной диаспоры. Основной упор черкесских организаций направлен на оказание поддержки адыгам, абхазам и черкесам на Северном и Западном Кавказе. Турецкие власти потенциально могут использовать черкесскую диаспору в Турции для усиления своего влияния в этом регионе.
Лидеры черкесской общины в Турции просят турецкие власти оказать поддержку Абхазии – признать независимость этой республики. Однако, понимая, что Турция вряд ли пойдёт на подобный шаг, они настаивают хотя бы на экономическом сотрудничестве (в т.ч. возобновлении морского сообщения между Трабзоном и Сухуми, которое действовало в середине 90-х годов, организации авиарейсов Трабзон – Сухуми). Турецкие бизнесмены имеют ограниченные экономические отношения с Абхазией, представляющей для них определённый интерес в связи с тем, что этот регион является своеобразным чистым листом. При этом для оправдания перед официальным Тбилиси этих отношений с Абхазией, турецкие власти указывают и на якобы "влиятельную" черкесскую диаспору. Для России повышение влияния черкесов несёт существенные угрозы. Турецкие черкесы считают, что царская Россия совершила по отношению к черкесам геноцид. Создание независимой Абхазии рассматривается ими в качестве шага на пути создания Большой Черкесии, в которую вошли бы кроме неё обширные районы Северного Кавказа – Карачаево-Черкесия, Адыгея, Кабардино-Балкария, часть Краснодарского края и др. (2) Начало полномасштабного вещания на черкесских языках распространило бы влияние Турции на Абхазию и республики Северного Кавказа, поскольку в этих республиках вряд ли возможно создание телевидения того качества, которое может быть создано в Турецкой Республике. Таким образом, Турция фактически создала бы рынок черкесоязычных электронных СМИ, став при этом наиболее важным его игроком. Поэтому для Турции, несмотря на некоторый риск, всё же создание черкесского телевидения не несёт никаких серьёзных угроз, предоставляя, напротив, возможность проведения активной политики на Северном и Западном Кавказе. При этом Турция не может быть заподозрена Россией в каких-то скрытых планах, поскольку действия Анкары обусловлены именно процессом демократизации и требованиями черкесских организаций предоставить им права по примеру курдов.
_______________________________ (1) Ali Sali. Lehçelerde nüfus savaşı. // Yeni Şafak, 25.10.2004.
(2) См. Мурат Гукемухов. Черкесам нужен свой субъект. // «Коммерсантъ», 24.11.2008.