На смену ушедшему пришло новое столетие, но нет никаких признаков или даже намека относительно независимого курдского государства. Это может означать одно из двух – либо то, что курды приложили недостаточно усилий, чтобы достичь своей цели (независимого Курдистана), либо виной тому проводимая ими политическая линия и философские воззрения. Второе кажется мне наиболее верным, ибо курды сделали все от них зависящее и даже больше, чтобы приблизиться к заветной цели. История доказала это, курды смелы, решительны и готовы жертвовать собой во имя высокой цели, и последние два десятилетия ушедшего века со всей очевидностью доказали это.
Следовательно, неопределенность положения курдов кроется в политической философии и методах борьбы. Политическая философия – это платформа любой борьбы, в мирное время или в период войны, и поэтому нуждается в серьезном анализе.
В мирное время люди более активны и стремятся познать сущность государственной политики и в какой-то степени повлиять на собственное будущее. И как результат этой активности народа – правительство старается проводить политику так, чтобы не опасаться за последствия. В военное же время природа политической философии значительно отличается, так как имеется лишь одна ясная цель – прекращение войны или поражение врага. В таких обстоятельствах массы легче всего сплотить фундаментальными политическими идеологиями, наиболее соответствующими моменту. Это может быть национализм, коммунизм или анархизм. Тщательный анализ борьбы курдов выявляет целый ряд политических идеологий с одной общей целью – независимым курдским государством. Каким должно быть курдское государство – социалистическим, капиталистическим, монархическим, федеративным, республиканским или исламско-фундаменталистским? Такое обилие идеологий больше вредит, чем помогает.
Как известно, Курдистан разделен между четырьмя государствами с различной политической структурой. Но если присмотреться повнимательнее, то проблема начинается далеко за пределами Курдистана.
Прежде всего следует определить природу борьбы. Известно, что внешняя и внутренняя борьба кардинально отличаются друг от друга. Нельзя забывать, что наш внутренний конфликт – результат политического плюрализма. Некоторые партии культивируют идею племенного монархизма, они отрицают любые изменения и преобразования, которые могут повлиять на их нынешнее положение. Другие выбирают идеологии левого толка, типа коммунистической. Курды, равно как и другие народы планеты стремились к восприятию социалистической идеологии, так как были уверены, что именно социализм является единственно верной идеологической платформой, которая поможет решить курдскую проблему и создать независимое курдское государство без экономических, социальных и классовых противоречий. Но кризисное состояние и организационные преобразования в социалистическом лагере как во всем мире, так и в Курдистане, достаточно убедительно доказывают, что социалистической идее не под силу решить курдскую проблему. Некоторые могут возразить, что коммунизм не умер, но если он жив, то почему не действует?
Партии левого толка – не единственные, кто активно работал в Курдистане. Религиозные партии также стремились завладеть умами и сердцами людей, желая сохранить старый порядок вещей, не замечая, что курдам свобода и независимость нужны больше чем религия. Возглавляемая религиозными партиями борьба причинила курдскому движению большой вред, так как их интересы не соответствовали интересам курдского народа. Только тот, кто потерял всякую надежду на будущее, стремился к религиозным фанатикам, несущим иллюзорную надежду. В то же время исламские партии могут помочь в борьбе за сохранение морали и социального спокойствия.
Курды нуждаются в скорейшей политической реформе больше чем кто-либо. Они создали гораздо большее количество партий и организаций, чем требуется. Безусловно, демократия – это прекрасная вещь, но каждая отдельная партия стремится реализовать свою программу, игнорируя интересы широких масс. Хотя многопартийная система и политический плюрализм прекрасно функционируют во многих странах, но для курдов многопартийность означает также и то, что каждая отдельная партия стремится монополизировать влияние. Некоторые партии создали собственные телевизионные каналы, и это до определенной степени хорошо, так как сохраняются связи между Курдистаном и курдской диаспорой за рубежом. Но есть другие вещи, которым следует отдать приоритет. Прежде всего это политическая реформа ради устранения напряженности в обществе.
Прошедшее столетие повидало немало политических и социальных реформ. Было создано много новых государств, многие государства прекратили свое существование, а Курдистан и Палестина все еще борются за право создания собственной государственности. В этом плане курдское национальное движение уникально – нет даже тени стремления к политической реформе. Основные политические партии, как и сорок лет назад борются со своими политическими противниками, получая помощь от их врагов. Даже события последнего десятилетия серьезно не повлияли на общую картину.
Однако следует помнить, что до тех пор, пока курдские партии не откажутся от их нынешней политики и не приступят к немедленному преобразованию политической системы на всех направлениях, курдское государство так и останется воображаемым, но никак не реальным.