Позвольте мне начать с вопроса: почему о газе в Ираке говорят меньше, чем о нефти? Я не уверен, почему это происходит, но, как кажется, дело обстоит именно так. На самом деле, развитие огромных запасов газа Курдистана является жизненно важным для энергетической безопасности Курдистана, Ирака, региона и за его пределами. Я могу с гордостью сказать, что энергетические компании Великобритании играют важную роль в этом.
Курдистан дважды благословлен газом: во-первых по запасам, а во-вторых, по его близости к растущим рынкам этого газа; рынки, которые не будут ждать. Существует растущая и срочная потребность в газе для электроэнергии в провинциях, соседних с Курдистаном. Иракский газ должен, конечно, в первую очередь быть использован для удовлетворения внутреннего спроса, и приятно видеть контакты между соседними провинциями. Это прекрасный пример того, как курдские и арабские интересы совпадают полностью и на благо всех.
После насыщения внутреннего спроса, вторым и растущим рынком является Турция. Быстро развивающаяся экономика Турции требует с каждым годом значительного количества дополнительной электроэнергии. Естественно, большая часть ее может работать на иракском газе из Курдистана.
Характерный для последнего времени прогресс в отношениях Турции и Курдистана через укрепление сотрудничества в энергетической сфере имеет очевидный стратегический и, что важнее, экономической и деловой аспекты. Турция является большим рынком для Курдистана, и Европа, в целом, заинтересована в Турции и поддержании ее устойчивого экономического роста.
Но Европа также имеет широкий интерес к иракскому газу из Курдистана. В Европе существует дефицит газа, и разрыв между спросом и предложением, вероятно, увеличится в долгосрочной перспективе. Газ лучше для климата, чем уголь, он менее дорогостоящий, чем большинство видов возобновляемых источников энергии, и менее спорный, чем ядерная атом.
Обеспечение энергетической безопасности является стратегическим вызовом для Европы, и континент стремится к открытию южного коридора для увеличения разнообразия, а значит, и безопасности поставок. Планируемый трубопровод "Набукко", который мог бы принять курдский газ в сердце Европы, является очевидным вариантом.
Все это очевидно с точки зрения рыночных и индустриальных перспектив. Будем надеяться, однако, что политика не помешает.
Большая часть этой хорошей новости зависит от того, чтобы иракские политики, наконец, приняли законодательство, необходимое, чтобы поставить углеводородную промышленность на правовую основу. Проект закона об углеводородах и распределении доходов слишком долго был в подвешенном состоянии. Пора рассортировать это, как говорят у нас в Британии. Мы исходим из того, что разрыв между различными сторонами относительно невелик. Для страны, которая в такой степени зависит от экспорта углеводородов, как Ирак, нет смысла играть в политические игры с такими важными законодами. Конечно, они должны быть правильными и хорошо подготовленными.
Трудно понять, что может сдерживать принятие закона, и чьим интересам соответствует задержка. Конечно, не иракского народа. Излишне говорить, что экспорт газа из Курдистана может привести к потенциально огромным доходам, в миллиарды долларов, для Ирака.
И прежде всего, принятие закона будет приветствоваться как знак того, что, независимо от состояния правительства, иракский политический орган может принимать столь необходимый закон, который хорош для инвестиционного климата в Ираке – что является признаком прогресса и единства.