В своей предыдущей статье я изложил причины, по которым Рабочая партия Курдистана (РПК) считает Партию справедливости и развития (АКП) своим врагом номер один.
Одной из причин, которые я перечислил, была электоральная база АКП в регионе. В отличие от предыдущих правоцентристских партий, получавших голоса курдских кланов путем создания политических союзов с ними, электоральная база АКП в регионе очень разнообразна: АКП получила свои голоса от религиозных сетей, владельцев лавок и консервативных курдов, которые не обязательно имеют прочные связи с местными кланами. Другими словами, в отличие от своих предшественников, АКП глубоко проникла в курдское общество и стала серьезной проблемой для движения РПК, и именно поэтому РПК считает АКП серьезной угрозой для своих интересов в регионе.
Ни для кого не секрет, что РПК хочет быть доминирующим, если не единственным, политическим субъектом в преимущественно курдском регионе страны. С этой целью РПК вела войну против альтернативных политических партий, в том числе курдской Хизбаллы. Например, политик Хикмет Фидан, этнический курд, который был заместителем лидера Народной демократической партии (НДП), пока она не была запрещена Конституционным Судом в 2003 году, был убит 6 июля 2005 года в провинции Диярбакыр двумя членами РПК, потому что он работал над формированием альтернативной организации под названием Отечественная демократическая партия (PWD) с Кани Йылмазом, который позднее был убит РПК в северном Ираке.
РПК, даже в период расцвета ее насилия в 1990-х годов, не применяла насилие против правоцентристских политических партий в регионе. Например, лидер Партии верного пути (DYP) Тансу Чиллер вела в то время войну против РПК, и под ее контролем государство даже прибегало к незаконной тактике для устранения РПК в регионе ("эскадронам смерти"- ред.), однако РПК до сих пор предпочитает не нападать на DYP. Причина, по которой она не нападала на эти партии в регионе, та, что главной электоральной базой других партий были кланы. Клановые лидеры были также лидерами местных отделений правоцентристской партии. Таким образом, для того, чтобы избежать столкновения с кланами, РПК не нападала на политической партии, которые тогда поддерживали кланы.
Поддержка АКП, однако, не основывается только на электоральной базе кланов; АКП проникла в регион гораздо глубже. Многие курды в регионе чувствовали и открыто выражали приоритет своей идентичности как членов АКП над другими идентичностями, в том числе их клановой идентичностью. Таким образом, для лидеров РПК и ее политического крыла в регионе АКП является альтернативной возможностью для курдов, что РПК пытается ликвидировать, нападая на АКП в регионе. Можно родиться в клане, но не в политической партии. Таким образом, лидеры РПК хорошо знают, что курды, которые поддерживают АКП делают это добровольно, что не на пользу РПК.
В противоположность тому, что думают многие турецкие интеллигенты, курды не поддерживают АКП в качестве альтернативы РПК или курдскому национализму. Можно было легко утверждать, что практически все курды в регионе хотят признания курдской идентичности. Поэтому они не отвергают аргументы РПК во имя права курдов и курдского национализма. Таким образом, АКП не является альтернативой для РПК в регионе. Основная мотивация курдов, голосовавших за АКП, похожа на основную мотивацию многих турок, которые также голосовали за АКП: как и многие турки, курды тоже считают, что функционеры АКП "одни из нас и делают хорошо". Будучи "одними из них", они,, как и их соседи, говорят на одном языке и делают те же ошибки, так что в этом смысле АКП никогда не была идеологической партией для курдов и турок. Именно по этой причине, АКП получила голоса от различных сегментов курдского населения. Многие курды, будь то владельцы лавок, часть религиозных сетей, крупные землевладельцы и крестьяне, поддержали АКП.
Напротив, про-РПК партии в регионе получают свои голоса от идеологически ориентированных групп. Для того чтобы длительное время гальванизировать и сохранять свою идеологическую основу, союзникам про-РПК партий нужен враг. Таким образом, АКП как партия является идеальной мишенью для про- РПК партий и РПК в мобилизации курдов вокруг своего дела. Для того, чтобы оттолкнуть регион от АКП, курдские националистические партийные лидеры пытаются ассоциировать с АКП "старые государственные методы", через которые курдские националисты обновляют старый нарратив, чтобы поддерживать курдскую коллективную память. Они используют существование АКП в регионе, как полезный инструмент, чтобы вновь и вновь оживлять свои базы.
Примечание: При анализе стратегии курдских политических сетей, ни в коем случае я не могу игнорировать тот факт, что курды по-прежнему страдают. Я не говоря о страданиях курдов в этой серии, потому что это выходит за рамки данной статьи.