Впервые с весны 2003 года Багдад объявил о том, что уровень добычи нефти в стране достиг 2,75 млн барр. в сутки. В краткосрочной перспективе сохранение тренда, как полагают эксперты, сулит дополнительные прибыли работающим в Ираке компаниям, в том числе и российским. Однако впоследствии амбициозные планы иракского руководства по наращиванию поставок могут негативно сказаться на цене сырья, пишет РБК daily.
В начале 2003 года, несмотря на действие экономических санкций, Ирак поставлял на мировой рынок около 2,3 млн барр. нефти в сутки. Действия же международной коалиции привели к фактически полному прекращению работы нефтяной отрасли страны. К 2007 году удалось выйти только на уровень добычи в 1,9 млн барр. в сутки.
О выходе на 2,75 млн барр. в сутки сообщило вчера Министерство нефти Ирака. Причем показатели оказались даже выше запланированных — такие объемы рассчитывали получить только к следующему году.
Впрочем, Багдад и теперь не намерен останавливаться на достигнутом. К 2017 году планируется обойти лидера мировой нефтедобычи Саудовскую Аравию и извлекать более 12 млн барр. в сутки. По последним данным, саудиты сегодня добывают 9,6 млн барр. в сутки. Для компаний, ведущих разработку иракских месторождений, это может означать дополнительные прибыли. В том числе это касается и российских компаний — ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", занимающихся реализацией сервисных контрактов на месторождениях "Западная Курна-2" и "Бадра" соответственно. По условиям заключенных с иракским правительством контрактов ЛУКОЙЛ будет получать 1,15 долл. за каждый баррель, добытый свыше уровня в 120 тыс. барр. в сутки. «Газпром нефть» будет получать вознаграждение в размере 5,50 долл. за баррель после того, как уровень добычи на месторождении достигнет 15 тыс. барр. в сутки.
В то же время, по мнению начальника отдела инвестиционного анализа УК "Универ" Дмитрия Александрова, на пути развития бизнеса как российских, так и западных компаний могут возникнуть серьезные препятствия. «Перед Ираком стоит та же задача, что и перед Россией, — максимизация добычи. Но все упирается в отсутствие необходимой инфраструктуры», — отметил эксперт. С ним соглашается и аналитик "Арбат Капитала" Виталий Громадин, по словам которого, острее инфраструктурных вопросов стоит разве что вопрос политической нестабильности. Так, эксперт напомнил, что Ирак испытывает серьезные трудности с водой, необходимой для разработки месторождений. Причем ситуация осложнится уже в обозримой перспективе, поскольку турецким правительством была утверждена программа развития гидрогенерации на реках Тигр и Евфрат. Это неизбежно приведет к перебоям с водой в расположенном ниже по течению рек Ираке, поскольку Турция будет аккумулировать воду для генерации в водохранилищах. "Для разработки иракских месторождений требуется около 6—8 млн барр. воды. Можно, по примеру Саудовской Аравии, использовать морскую воду, но такой водопровод обойдется примерно в 10 млрд долл.", — пояснил Виталий Громадин, добавив, что общая стоимость инфраструктуры, необходимой для достижения прогнозных показателей добычи, включая нефтепроводы и порты, может достигать 50 млрд долл. Ранее ЛУКОЙЛ уже объявил, что готов вложить в создании инфраструктуры в Ираке более 0,5 млрд долл.
Однако если инфраструктурные проблемы будут решены и Ирак действительно выйдет на желаемые показатели добычи, то на мировом рынке нефти возникнет новая проблема — перепроизводство. "Пока цены на нефть высоки, в этом нет смысла, но когда Ирак достигнет уровня добычи в 3 млн барр. в сутки, ОПЕК должна будет собраться и ввести для него квоты. В противном случае предложение может сильно превысить спрос и цены начнут падать", — подытожил эксперт.