Мало кто из нас может понять это, но 850 делегатов из Северного Курдистана недавно объявили демократическую автономию в Амеде (Диярбакыре), провозглашенном в качестве столицы Северного Курдистана. Они пригласили всех курдов считать себя гражданами Курдистана. Области, претендующая на автономию, составляет значительную часть юго-восточной Турции.
Анкара пришла в бешенство. Мир остался абсолютно безразличным.
Курды - коренной народ, искусственно и произвольно забытый державами, которые разделили на Ближний Востоке после распада Османской империи в результате Первой мировой войны Отметим лишь, что курдам было отказано в признании и независимости, и они были разделены между Турцией (около 20 процентов от общего населения Турции), Ираном (7% населения Ирана), Ираком (20% населения Ирака) и Сирией (9% от населения Сирии) - две последние представляют собой синтетические политические смеси, созданные соответственно Англией и Францией.
Отсутствие изначальной сплоченности поныне отражается в иракских и сирийских внутренних раздорах.
Согласно распространенной мифологии, международное сообщество считает самоопределение естественным и неотчуждаемым правом каждой национальности. Это, по крайней мере, повод для мира требовать палестинского государства.
Отметем оговорки о сравнительно недавнем происхождении претензий на отдельную палестинскую национальную идентичность, при том что палестинцы не отличаются от своих соседей по языку, религии, культуре по всем другим мыслимым маркерам уникальности.
Национальное обозначение, как нам говорят, является субъективным. Если какой-либо коллектив считает себя достойным самоопределения, то самоопределение необходимо. Однако этот принцип едва ли применяется с универсальной беспристрастностью. Доказательства отклонений изобилуют даже не упоминая о враждебности к тому представлению, что многострадальный еврейский народ заслуживает суверенитета точно так же, как гораздо более молодые и менее отличительные национальности.
Курдский случай ясно подчеркивает, что такое двойные стандарты.
Гораздо более многочисленные, чем палестинцы, они оцениваются в 30-35 миллионов. Они образуют очевидную отдельную национальность, не являясь арабами, с собственной культурой и легко различимым языком (поразделение иранской ветви индо-иранской группы индоевропейских языков.) Они жили там задолго до того, как арабы узнали прозвание палестинцев, и боролись за независимость задолго до 19-го века, когда появился арабский национализм. Они ненадолго установили Республику Арарат в 1927 году, но вскоре она была побеждена. И Турция, и Иран, жестоко подавляли многочисленные курдские восстания. Но курды по-прежнему борются за свободу.
Контраст между тем, как мир рассматривает палестинцев и курдов, не может быть более ярким. Палестинцы испорчены международной помощью и избалованы в финансовом отношении. Им было предложено независимое государство еще в 1947 году, но они отказались от него, предпочитая вместо этого уничтожить еврейское государство.
Фактически мир вновь обратился к поддержке палестинской государственности и лихорадочно ожидает одностороннего признания палестинской борьбы за независимость на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре.
Одностороннее провозглашение Курдской автономии в Турции, однако, было встречено мертвой тишиной. Мир не мог обратить меньше внимания. Он не прославляет курдское националистическое движение, не предлагает дипломатической помощи, не прославляет их в СМИ, не финансирует курдских сепаратистов, он осудил то, что воспринимает как курдский терроризм, но в течение многих десятилетий выносил антикурдскую жестокость в четырех странах.
Короче говоря, нация, которая более отвечает предпосылкам для самоопределения, чем палестинцы - и многие другие ближневосточные создания западного империализма прошлых лет по прежнему продолжает оставаться жертвой нечестной сделки. Курды не могут вызвать даже капельку сочувствия, так щедро предоставляемого палестинцам.
Тем не менее, курдов сейчас манят потенциальные новые возможности. Они наслаждаются автономией при американцах в Ираке (хотя и есть неопределенность в отношении пост-американского будущего), Сирию сотрясает нестабильность, и частичное облегчение Дамаском угнетения в Сирии поощряет также иранских и турецких курдов.
Возможно, настало время для смелой израильской внешней политики, особенно в свете нынешнего антагонизма Анкары по отношению к Израилю (мы лишь принимаем желаемое за действительное, когда воображаем, что Реджем Тайип Эрдоган не противостоит нам). Нам нечего терять – уж конечно, не дружбу Турции.
Нет никакой причины не выразить щедрую израильскую поддержку курдского самоопределения - как мы это делали для Южного Судана. Это следовало бы сделать не только в плату за собственное поведение Турции, но и потому, что курды заслуживают этого.