Турция борется с курдскими повстанцами, имеющими базы в иракском  Курдистане, но здесь вкладываются миллиарды долларов в торговлю и  присутствуют сотни турецких компаний, и экономические связи региона  Курдистан с Турцией сильны, пишет агентство "Франс-Пресс". 
 
Курдские и турецкие должностные лица и эксперты экономики  говорят, что  конфликт между РПК и турецкими силами не повредит  курдистанско-турецкой торговле. 
 
Фатхи Мохаммед аль-Мударис, советник Министерства торговли и  промышленности КРГ, заявил АФП, что "нынешние экономические отношения  между Курдистаном и Турцией очень хорошие." 
 
Существует прогресс в направлении "стратегических совместных проектов между Турцией и регионом", сказал он, отметив, что идут переговоры о создании "торгово-промышленной зоны на границе". 
 
На вопрос, может ли нанести конфликт между Турцией и РПК  ущерб торговле  между Курдистаном и Турцией, он сказал: "Нет, эти политические проблемы  никак не повлияют на торговую или хозяйственную деятельность между  Турцией и регионом". 
 
"Это не связано с проблемой РПК. Политика КРГ в том, чтобы иметь крепкие отношения с соседними странами". 
 
Мударис сказал, что турецкие компании в настоящее время составляют  55 процентов от иностранных компаний, работающих в Курдистане и, что  более, чем "800 турецких компаний уже зарегистрированы в наших службах". 
 
Ссылаясь на данные различных исследований и учреждений, он заявил,  что торговля между Турцией и Курдистаном составила в 2010 г. не менее $ 4  млрд., не считая нефти и газа, добываемого на регионе, которые продаются  центральным правительством. 
 
"Турция является основным источником большей части импорта в Курдистане", сказал он. 
 
Компании и банки с турецкими названиями в Эрбиле – наглядные свидетельства его экономических связей с Турцией. 
 
Есть ряд турецких ресторанов и магазинов и в Семейном торговом  комплексе, главном торговом центре в Эрбиле. В одном универмаге, вывески  написаны прежде всего по-турецки, а затем по-арабски и по-курдски. 
 
Айдын Сеолчен, турецкий генеральный консул в Эрбиле, также сказал, что экономические связи между Курдистаном и Турцией сильны. 
 
"Ирак в целом является одним из наших первых трех партнеров, если вы  посмотрите на экономические отношения Турции. И в этом отношении,  конечно, этот регион является одним из приоритетных", сказал консул. 
 
"По состоянию на 2010, наш объем экспорта в Ирак в общей сложности  составляет $ 7,5 миллиарда. Семьдесят процентов от этого, по нашим  оценкам, приходится на Иракский Курдистан ", сказал он. 
 
"Более половины иностранных компаний, зарегистрированных здесь, в  Эрбиле  - из Турции - всего 935 по состоянию на прошлую неделю,"   добавил Селчен, отметив, что Турция имеет сильные позиции в нефтегазовом  и строительном секторах в Курдистане. 
 
Селчен не считает, что конфликт между РПК и Турцией повлечет за собой проблемы в торговле или экономических связях с Курдистане. 
 
Он сказал, что конфликт продолжается уже в течение почти трех  десятилетий, но связи между Курдистаном и Турцией - как экономические,  так и политические – остаются сильными. 
 
"Я думаю, что отношения между Курдистаном и другими странами в  регионе Ближнего Востока, особенно Турции ... становятся все лучше и  лучше", сказал д-р Мохаммед Салман Барвари, который преподает экономику и  финансы в университете Салахеддин в Эрбиле. 
 
Но он описал торговых отношения, как "несбалансированные", говоря  "(мы) импортируем из Турции, и у нас нет экспорта в Турцию - мы  экспортируем наши деньги и мы экспортируем нашу нефть, но мы импортируем  все, начиная с Турции и других стран в регионе ". 
 
"Я думаю, не менее 40 или 50 процентов от общего объема импорта - из Турции," добавил Барвари. 
 
На вопрос, повредит ли торговле конфликт между Турцией и РПК, он призвал не преувеличивать риски. 
 
"Я не думаю, что политика и курдский торговый сектор ... уменьшатся или произойдут изменения в отношениях " с Турцией. 
 
"Это не в нашей власти и не во власти турецкого режима. - Я думаю,  что это внутренняя проблема Турции Да, РПК – это курды, но я думаю, что  это не наша проблема", сказал Барвари. "Это турецкая проблема».