Девять лет назад Ирак был освобожден от тирании Саддама Хусейна, и тогда, как показалось, для курдов Ирака наступила новая эра. В прошлое ушли годы восстаний и террора, геноцида, депортаций, наконец, постоянной угрозы, под сенью которой 12 лет жил Свободный Курдистан с его неясным статусом. Курды были официально признаны как важная составная часть нового Ирака и партнеры арабов по власти. Курдистанский регион конституционно закрепил свои права, а лидеры Курдистана заняли важнейшие посты в багдадской администрации.
Первое время казалось, что основные проблемы иракских курдов решены, остались лишь некоторые частности (вроде вопроса Киркука и спорных территорий), но пути их решения также намечены, и они будут решены в ближайшее время в рабочем порядке. Курды активно участвовали в строительстве нового Ирака; достаточно вспомнить, что например основу формировавшейся новой иракской армии составили пешмарга, и те же силы пешмарга служили охраной иракских должностных лиц, иракского парламента и даже охраняли порядок в Багдаде в разгаре межсектантских столкновений. Курдские лидеры – Барзани и Талабани – на протяжении многих лет вносили решающий вклад в согласование позиций иракских сил, начиная от создания конституции и кончая Эрбильскими соглашениями 2010 года, которые привели к формированию нынешнего правительства. Даже на внешней арене, наиболее авторитетными представителями Ирака являются курды – президент Джалал Талабани и министр иностранных дел Хошияр Зибари. Они ни у кого не вызывают негативных эмоций, в отличие от премьер-министра Нури Малики, который снискал за границей, особенно в Лиге арабских государств (где заправляют сунниты) не менее дурную репутацию, чем в самом Ираке.
Однако по мере развития ситуации, курды все более сталкивались с ложью, лукавством, обманом, неисполнением обещаний и прямым вероломоством тех, кто считался их товарищами по власти. Мало того, что вопреки конституции так и не был решен вопрос спорных территорий – Багдад отказался признавать за курдами право разрабатывать свою нефть, де-факто отказался финансировать курдских пешмарга, создав новые "спорные вопросы" буквально на ровном месте. В Багдаде уже открыто раздаются голоса, что курдам "слишком много дали", что если Курдистан является частью Ирака, он должен во всем подчиняться Багдаду и с его нынешним полунезависимым положением пора кончать. К несчастью, люди, которые стоят у власти в Багдаде, лишены всякой реальной политической культуры, во всяком случае – гражданской культуры, которая предполагает принятие других политических субъектов, партнерские отношения, правила "честной игры", поиск компромисса и взаимовыгодных решений в политике. Вместо этого они демонстрируют традиционную "культуру" восточных сатрапов, рабов с сильными, тиранов со слабыми, с их лживостью и коварством, полным презрением ко всяким соглашениям и обязательствам, если их можно не выполнять, стремлением установить свою абсолютную власть и полностью подавить партнеров. Напрасно курды, в менталитете которых всегда важное место занимали понятия чести и верности данному слову, подписывали с ними соглашения и старались до конца придерживаться духа и буквы конституции – все соглашения нарушались на следующий же день после подписания, а конституция никогда не была в Ираке чем-то большим, чем клочок бумаги.
Ирония состоит в том, что нынешние багдадские власти не имеют и того оправдания, которое всегда использовали правители стран, поработивших курдов – что они, де, несут "культуру" и "хорошее управление" в "отсталый" Курдистан. Сейчас ситуация обстоит ровно наоборот: именно Курдистан пользуется благополучием и хорошим управлением, тогда как остальная часть Ирака лишена даже элементарных услуг, не говоря уже о безопасности. Люди, которые претендуют командовать курдами, превратили Ирак в "провалившееся государство", и для того, чтобы навести в нем порядок, пожалуй, не мешало бы на некоторое время превратить остальной Ирак в протекторат Курдистана.
В такой ситуации, бессмысленность дальнейшего пребывания Курдистана в составе Ирака становится очевидной. Как признался в своем последнем обращении президент Курдистана, он подвергается сильному давлению общественного мнения, требующего от него немедленного провозглашения независимости. Сам Масуд Барзани высказался в этом отношении не слишком определенно, но фактически пригрозил, что в случае, если действие Эрбильских соглашений не будет в ближайшее время восстановлено, он проведет референдум о независимости. В этом отношении следует сказать несколько слов.
Опасности независимости для курдов достаточно много обсуждались. Обыкновенно отмечается, что страна, не имеющая однозначной внешней поддержке, окруженная со всех сторон враждебными государствами и лишенная выхода к морю, обладает сомнительной жизнеспособностью. Фактически, однако, ситуация далеко не так безнадежна для курдов, как это представляется многим за пределами Курдистана.
Багдад, который знает, что не имеет никаких рычагов контроля за Курдистаном, морально готов к провозглашению курдской независимости;. Предпринять какие-либо военные санкции он не сможет из за слабости и непрофессионализма своей армии – специалисты говорят, что, в случае войны между Ираком и Курдистаном, курды способны в течение недели взять Багдад.
Сирия в политическом отношении ныне сведена к ничтожеству, превратилась в страну-изгоя и скорее сама может опасаться, что станет предметом экспансии иракских курдов. Иран, которому угрожает военная операция со стороны США и Израиля, точно не будет увеличивать свои проблемы, ссорясь еще и с курдскими соседями – скорее он попытается поддерживать с ними отношения достаточно ровные, чтобы не допустить превращения Курдистана в антииранский плацдарм. Тем более, что Иран давно уже установил достаточно тесные отношения с курдами, объем взаимного товарооборота составляет 5 миллиардов долларов, а после того, как благодаря посредничеству Масуда Барзани был разрешен вопрос между Ираном и Партией свободной жизни Курдистана (ПЖАК), которая вывела свои отряды с курдистанско-иранской границы - отношения между Курдистаном и Ираном не омрачаются сколько-нибудь существенными проблемами.
На первый взгляд, наиболее проблематичным является вопрос реакции Турции. Однако и здесь все далеко не так однозначно, как воображают себе люди, знакомые с проблемой лишь поверхностно. Действительно, традиционно Турция воспринимала всякое усиление курдов как смертельную угрозу себе. Но эти времена уже прошли, и в настоящее время в Анкаре берет верх «неоосманский» подход, идеальную модель которого можно было бы сформулировать так: разыграть курдский вопрос в пользу Турции, дав основные права курдам в самой стране и превратив Иракский Курдистан де-факто в турецкий протекторат. Исходя из этого подхода, Анкара старается установить достаточно тесные отношения с Эрбилем, в частности ожидая от него и помощи и посредничества в разрешении собственной крудской проблемы. Разумеется, инерция прежнего, кемалистского подхода в Турции достаточно сильна, но в ситуации, когда Анкара будет поставлена перед фактом курдской независимости, ей ничего не останется, кроме как принять этот факт и постараться использовать его к своей выгоде – в противном случае Турции грозят слишком большие политические и экономические издержки, на которые нынешнее правительство АКП точно никогда не пойдет. С другой стороны, установление «протектората» Турции над Курдистаном будет выгодно и Западу, так как в этой ситуации Турция будет действовать де-факто как его представитель. Наконец, следует помнить, что Курдистан и сам обладает крупными запасами нефти и газа, и является местом, через которое проходят важные нефтепроводы – еще один козырь, немаловажный в отношениях курдов с внешним миром.
Можно однозначно сказать, что провозглашение независимости Иракского Курдистана – дело достаточно близкого будущего. Было бы желательно, чтобы этот акт прошел максимально безболезненно и под контролем международных организаций, прежде всего ООН – подобно тому, как была провозглашена независимость Южного Судана и Восточного Тимора. Мировым политикам пора наконец привыкнуть к мысли, что независимость Курдистан – не кошмар, а реальность ближайшего будущего, и во многом от их поведения зависит, будет ли эта реальность носить конструктивные и стабилизирующие, или деструктивные и дестабилизирующие последствия в процессах, происходящих в регионе.