Под предлогом необходимости остановить ядерную программу Ирана администрация США инициировала введение антииранского санкционного режима в рамках ООН. Как известно, в июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял очередную, уже четвертую по счету, резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана (№ 1929).
В январе 2012 года Евросоюз, в свою очередь, принял пакет дополнительных санкций против Ирана. Они касаются импорта, торговли и транспортировки углеводородов, а также финансовых и страховых операций. Инвестирование в нефтехимические компании Ирана или создание совместных предприятий с ними больше не допускаются. По мнению лидеров ЕС, это эмбарго может нанести Тегерану чувствительный ущерб, поскольку углеводороды, топливо и сопутствующие продукты составляют более 90 % всего иранского экспорта в страны Евросоюза.
Вместе с тем, страны ЕС потребляют менее четверти продаваемой Ираном нефти на сумму около 13 млрд. долларов в год. Большую же часть своих углеводородов Тегеран экспортирует в Китай (20 %), Японию (18 %) и Индию (16 %). Ни одна из этих стран режим эмбарго пока не поддержала, хотя Япония и пытается снизить свою зависимость от иранской нефти.
ЕС также заморозил активы иранского Центробанка, находящиеся в Европе, торговлю золотом, ценными металлами и алмазами с иранскими компаниями, правительственными учреждениями и Центральным банком.
Это стало очередным раундом мер, направленных на финансово-экономическое "удушение" Ирана. Для обоснования принимаемых в отношении Ирана довольно жестких ограничительных санкций, США, в дополнение к обвинениям Тегерана в стремлении заполучить ядерное оружие, навешивает на Иран ярлык главного спонсора терроризма в мире. В частности, иранские власти обвиняются в том, что через территорию Ирана, якобы, осуществляется транзит людских и финансовых потоков "Аль-Каиды" в Афганистан и Пакистан. "Изобличая секретные сделки Ирана с "Аль-Каидой", направленные на ее поддержку, мы еще раз хотим подчеркнуть, что Тегеран является крупнейшим в мире спонсором терроризма", - именно так оценил Иран заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Дэвид Коэн. По сути, ничего нового в своих "дежурных" претензиях к "странам-изгоям" американская администрация и на этот раз не выдвигает. Все те же, дискредитировавшие себя в Ираке и Афганистане, аргументы: наличие оружия массового поражения и пособничество международному терроризму. При этом весьма прозрачным остается стремление Вашингтона во что бы то ни стало сменить, неугодный Западу, режим исламского фундаментализма в Тегеране.
На фоне последних акций США и ЕС в отношении ИРИ, у ее противников в очередной раз появилась иллюзия: возможного краха правящего в Тегеране режима, который, якобы, может не выстоять под напором новых ограничительных санкций: экономику страны охватит хаос, финансовые институты лишатся последних международных связей, внешняя торговля будет парализована из-за отсутствия валютных средств, что, в конечном итоге, приведет к ухудшению социально-экономического положения страны и снижению уровня жизни большей части населения.
Насколько такие предположения обоснованы?
Не следует забывать, что Иран в своей новейшей истории уже не раз становился объектом экономических санкций, международного давления, военных угроз и, тем не менее, выстоял. Рост ВВП в Иране с учетом нефтяной промышленности в 2011 году составил 6,5%, а без ее учета – 7,3%. На долю добычи нефти и природного газа в ВВП Ирана приходится – 16,5%, то есть зависимость от экспорта углеводородов есть, но она не настолько критичная, чтобы предрекать коллапс всей иранской экономики. Тем более, что Тегеран, не дожидаясь наступления сроков введения новых санкций ЕС, приступил к активному поиску новых потребителей своих углеводородов на мировом рынке.
Безусловно, отрицать полностью негативное воздействие все новых ограничительных санкций на экономику Ирана нельзя. Известно, что до 2011 года на дотации населению уходило до 30% бюджета страны. Сейчас, несмотря на повышенную активность в области госрегулирования внутреннего рынка и внешнеэкономической политики, Иран переживает довольно сложный период. Проблемы, вызванные международными санкциями, начинают всё заметнее сказываться на хозяйственной деятельности страны, реализации правительственных программ и законов, направленных на преодоление как кризисных явлений в экономике, так и смягчение социальной напряженности. Правительство Ирана вынуждено принимать меры, которые не всегда популярны и поддерживаются населением.
В конце января 2012 года произошло стремительное падение обменного курса иранского риала, что практически парализовало внутренний валютный рынок и вызвало панику среди населения. Резко возрос спрос на твердую валюту и драгметаллы, в первую очередь, на изделия из золота. В результате, иранский риал подешевел по отношению к доллару вдвое, что привело к серьезным финансовым потерям большей части населения страны и его естественному недовольству как действиями своих властей, так и новыми, дискриминационными по отношению к иранцам, санкциями Запада.
Тем не менее, внутриполитическая ситуация в Иране в целом стабильна. Парламентские выборы 2 марта 2012 года прошли в спокойной обстановке, с высокой явкой избирателей (65 %). Убедительную победу на них одержали консерваторы-сторонники духовного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи. Правящему режиму удалось консолидировать общество перед лицом внешней угрозы. Каких-либо серьезных оснований предрекать коллапс иранской экономики или внутренних народных волнений пока нет. Как впрочем, не следует ожидать, что под давлением санкций Иран откажется от своих ядерных исследований. Руководство Ирана не скрывает, что овладение ядерными технологиями является приоритетным национальным проектом.
Глава законодательной власти Ирана Али Лариджани с уверенностью заявляет, что "санкции способствовали увеличению возможностей использования внутреннего потенциала Ирана". Иранское руководство считает, что политика новых односторонних санкций со стороны ЕС, в свою очередь, нанесет сильный удар по экономике Европы. Посчитав, что среди европейских стран инициаторами нефтяного бойкота стали главные американские союзники, Великобритания и Франция, Тегеран прекратил экспорт нефти британским и французским компаниям, не дожидаясь 1 июля 2012 года - даты ввода санкций в действие.
Могут ли санкции иметь достаточную силу, чтобы исключить возможность создания Ираном ракетно-ядерного оружия? Американские эксперты считают, что в определенных условиях – да, но санкции должны сопровождаться серьезной военной угрозой. В Вашингтоне полагают, что только сочетание давления извне и изнутри может заставить иранских лидеров отказаться от своих "ядерных амбиций". Не случайно, в последнее время в заявлениях американских и израильских политиков и СМИ все чаще звучат угрозы прямого военного воздействия на Иран (ракетно-бомбовые удары по ядерным объектам и др.), называются даже примерные сроки военных операций. Однако, наученные горьким опытом привнесения извне "западных моделей демократии" в Ираке, Афганистане, Ливии и других странах Ближнего и Среднего Востока, США вряд ли предпримут очередную военную авантюру с непредсказуемым результатом. Тель-Авив также вынужден будет считаться с мнением Вашингтона и реалиями сегодняшнего дня. Скорее всего, Иран адаптируется к новым экономическим санкциям и к военным угрозам в свой адрес и сохранит свой статус региональной державы. Не исключено, что Тегеран пойдет на более тесное сотрудничество с МАГАТЭ по своей ядерной программе, чтобы не допустить дальнейшей изоляции страны на международной арене.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович, специально для Курдистан.ру