Сидя, скрестив ноги, перед государственным чиновником, вождь племени говорит со смехом и с ощутимой уверенностью, что "дерево, которое не дает тени людям, - не хорошее дерево".
Шейха с максимальным уважением провожает к двери сам директор, который затем возвращается на свое место и тихо говорит недовольным голосом: "Какое право они имеют смущать меня на глазах у людей? Когда это кончится?" Он имел в виду шейхов, которые пришли просить об оказании услуг.
Замена гражданских законов племенной властью может влиять на государственные устои и законы. Политолог Джасим аль-Хилфи говорит: "Растущая роль племен в государственных органах является возвращением к отсталости. Конечно, при этом я не исключаю хорошие племенные ценности, такие как жертвенность и великодушие, но я имею в виду обратное наследие, возвращающее нас к нетерпимости и ограниченности".
Хилфи считает, что племенные законы могут стать препятствием на пути сил, стремящихся к изменениям и прогрессу в обществе.
Ирак обладает сильной племенной и религиозной структурой. Падение режима Саддама Хусейна в 2003 году привело к враждебности среди некоторых племен и религиозному насилию между шиитами и суннитами.
"Вместо того, чтобы охватить понятие реального гражданства, происходит возврат к религиозной и суб-клановой личности. И то, что государство принимает эту концепцию, является признаком слабости и неспособности лидеров Ирака быть национальными лидерами в широком смысле этого слова", говорит Хилфи.
Некоторые жалуются, что клановая лояльность и племенное кумовство заменяют в стране квалификацию и образование.
Аббас, студент университета, говорит, что семейственность распространена в министерствах и других государственных учреждениях, "начиная от руководителя до персонала". "Большинство людей знают, что важные посты занимают родственники директора или министра," говорит он.
С другой стороны, шейх Фархан Джауд, лидер племени шиммар на юге Ирака, считает, что роль племен очень высока в строительстве государства.
"Присутствие племен в государстве очень важно в сдерживании диверсантов", говорит он. "Племена сыграли важную роль в поддержке государства в борьбе с терроризмом в течение последних девяти лет. Мы не можем игнорировать это под предлогом реализации законов. Племена не противоречат закону, а соблюдают закон".
Но Хана Адур, жительница Багдада, считает, что участие племен в правительстве не способствует закону. "Рост родо-племенных влияний ведет к нарушению закона, так как практика показывает, что племенные правила поведения не имеют никакого отношения к государственной системе в любой возможной форме", говорит она. "Я считаю, что с развитием системы общества и государства, племена не имеют выбора, кроме как исчезнуть в один прекрасный день", говорит она. "Они исчезли раньше, но вновь появились в связи с исключительными обстоятельствами, при предыдущей эпохе диктатуры".
Фото AFP.