ХХI век начался для Турции де-факто с конца 2002 года после прихода к власти происламской Партии справедливости и развития (ПСР). Десятилетие власти ПСР ознаменовалось увеличением могущества Анкары в различных сферах. Практически все показатели страны ежегодно улучшаются. Турция является ныне влиятельной державой в макрорегионе, включающем Ближний и Средний Восток, Балканы, Северную Африку и некоторые регионы постсоветского пространства. Серьёзно выросли внешнеполитические амбиции страны. Активную работу проводит МИД страны, переживающий серьёзную модернизацию. Именно реформирование, точнее - модернизация внешнеполитического ведомства Турции отражает меняющиеся стратегические приоритеты страны.
Последние два десятилетия стали периодом значительного увеличения количества турецких дипломатических миссий. В 90-х годов увеличение числа дипломатических представительств было обусловлено в основном созданием новых государств на Балканах и на территории бывшего СССР, т.е. в регионах, примыкающих к Турции. В последние годы происходит проникновение турецкой дипломатии в страны, давно существующие, но ранее не входящие в зону внимания Анкары, а также наращивание дипломатического потенциала в странах, которым ранее Анкара придавала меньшее значение. За последние несколько лет число турецких дипмиссий увеличилось на несколько десятков. В первую очередь это касается стран Африки, где в 2009 году Турция имела лишь 12 посольств, на начало 2012 года их количество составляло 31, а в 2012 году составит 33. Кроме того, серьёзно увеличиваются масштабы дипломатического представительства в странах Ближнего и Среднего Востока (открываются генеральные консульства). Всё это требует увеличения численности дипломатов всех уровней, тем более что численность турецкого дипкорпуса, составляющая ныне около 5,5 человек, в 2,5-3,5 раза уступает аналогичному показателю ФРГ, Франции и Великобритании. Серьёзно отстают от указанных стран и расходы Турции на внешнеполитическую деятельность, что, однако, в какой-то мере обусловлено разницей в валовом внутреннем продукте. Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу регулярно подчёркивает, что нынешний "объём" и структура турецкого МИД не соответствуют тем амбициозным задачам, которые стоят (поставлены лидером Турции Р.-Т.Эрдоганом) перед турецкой дипломатией, особенно с учётом бурно происходящих процессов в регионах, которые окружают Турцию. Значительно вырос объём средств, направляемых на материально-техническое оснащение турецких дипломатических миссий. Как заявлял, например, Давудоглу, напутствуя своих подчинённых при открытии новых посольств в Африке, по дороге из аэропорта в город наиболее видным зданием должно быть именно здание турецкого посольства, особо подчёркивая, что оно должно затмевать французское.
В несколько раз вырос набор на дипломатическую службу. Ныне ежегодно МИД Турции набирает минимум десятки новых кадров, а в определённые годы и более сотни человек. За три последних года на дипломатическую службу в Турции поступило около 500 человек. При этом расширяется кадровая база. Если ранее подавляющее большинство новобранцев МИД Турции составляли выпускники факультета политических наук Анкарского университета (SBF) (оттуда формировалась, собственно, вся политическая элита страны), то ныне значительное число новых сотрудников являются выпускниками других вузов. Ранее выпускники SBF составляли около двух третей сотрудников МИД Турции. Ныне набор из других вузов превышает из SBF. В первую очередь это касается известных стамбульских вузов (например, Университет Богазычы, который окончил А.Давудоглу), в т.ч. и негосударственных (Билькент и др.), а также известных технических университетов (например, англоязычный анкарский Средневосточный технический университет). Сильно расширяется и перечень специальностей, которые необходимы министерству иностранных дел Турции. Так, руководство МИД считает необходимым набирать больше инженеров, лиц с естественно-научным образованием, страноведов и географов, в то время как ранее монополия была у политологов и специалистов по международным отношениям. Руководство турецкой дипломатии считает, что лица с инженерным и естественно-научным образованием имеют более лучшие аналитические способности.
Глава МИД проф. Ахмед Давудоглу стал назначать на высшие дипломатические должности лиц, не являющихся кадровыми дипломатами, но широко известных в других сферах. Так, послом Турции в Сомали в конце августа 2011 года был назначен известный врач Джемалеттин Тан Торун, имеющий большой опыт работы в составе международных медицинских организаций в Африке и владеющий некоторыми языками африканских народов. Турция стала единственной страной, расположенной вне региона, имеющей посольство в Сомали (другие страны - Джибути, Эфиопия, Судан и Йемен). Ранее послом в Ватикан был направлен профессор философии и бывший декан Университета Галатасарай Кенан Гюрсой, послом в Кению бывший глава Ведомства внешней торговли Тунджер Кайялар, а послом в Мавританию - стал бывший глава Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (TIKA) Муса Кулакликай, послом в Индонезию - бывший депутат парламента от ПСР (от Измира) Зекерия Акчам. В феврале 2012 году бывший глава Совета по высшему образованию Юсуф Зия Озчан был назначен послом в Польшу, бывший глава Директората общественного порядка и безопасности Мехмет Ниязи Танылыр - послом в Черногорию, а известный бизнесмен Омер Фарук Доган - послом в Камерун.
Традиционно МИД Турции был ориентирован на страны Запада. Основными иностранными языками, которыми владели турецкие дипломаты, являлись западно-европейские - немецкий, французский и английский. Тем более, что немалая часть дипломатов оканчивала известные стамбульские школы на европейских языках. Поэтому ныне более двух третей турецких дипломатов не владеют языками стран пребывания. В ближайшие годы эту ситуацию планируется исправить. Особенно нуждается турецкий МИД в дипломатах со знанием крупных региональных языков. В первую очередь это касается арабского и русского языков. Арабский обусловлен усилением связей Турции с арабскими странами, особенно торгово-экономических отношений, тем более что число арабских стран превышает два десятка, а арабским языком владеет около 0,5 млрд человек. Большую роль играет и возросший интерес в Арабском мире к "турецкой модели" и превращение Турции в страну с большой "мягкой силой" среди арабов. При этом более чем в двух десятках арабских стран работает менее 150 дипломатов (не считая консульских работников и обслуживающего персонала), что, по мнению Анкары, чрезвычайно мало, особенно в сравнении с западными державами. Лишь несколько турецких дипломатов в арабских странах владеют арабским языком, при этом ни один посол.
Похожие причины обусловливают необходимость и в дипломатах, владеющих русским языком. С одной стороны, Россия рассматривается в качестве важнейшего партнёра, с другой стороны - постсоветское пространство рассматривается в определённой степени в качестве русскоязычного макрорегиона. Кроме того, большая потребность в дипломатах, владеющими другими языками Востока - персидским и языками Восточной и Юго-Восточной Азии. Примечательно, что МИД стал набирать и выпускников вузов Юго-Восточной Анатолии (т.е. Турецкого Курдистана), чего раньше не наблюдалось. Хотя, по словам руководящих работников МИД Турции, выпускники Университета Шанлыурфы (Харранский университет) говорят по-турецки с акцентом, зато владеют свободно арабским и курдским языками. Важным является и опыт проживания в многокультурной среде. Возросшая потребность в курдоязычных кадрах привела к тому, что в турецком МИД увеличивается количество этнических курдов, не скрывающих своё курдское происхождение, поскольку владение курдским языком стало одним из дополнительных преимуществ. Указанное обстоятельство обусловлено увеличением объёма связей с Иракским Курдистаном, который стал одним из крупнейших импортёром турецкой продукции и услуг. Кроме того, Турция активизируется и в курдских регионах других стран, в первую очередь в Сирии. То же самое можно сказать и о турецких спецслужбах.
Десятки молодых дипломатов направляются в зарубежные магистратуры и докторантуры.
Турецкие дипломаты, кроме традиционной дипломатической работы, серьёзно занимаются продвижением торгово-экономических интересов, тем более, что стране есть что предложить.Таким образом, турецкие власти активно модернизируют систему внешнеполитической службы, которая в настоящее не удовлетворяет амбициозным целям Анкары.