В ходе текущего кризиса курды выбрали более долгий, но вместе с тем и более надежный путь к независимости. Благодаря выдержке регионального руководства, они вновь смогли преодолеть соблазн радикального самопровозглашения независимости, к которому призывали многие и в Курдистане, и особенно активно за рубежом, предпочтя на новом этапе показать всему миру, что Южный Курдистан равно способен быть как частью демократического, федеративного Ирака, так и самостоятельным государством, если на то будет реальная поддержка мирового сообщества.
Эрбилю предстоит продемонстрировать миру свой путь к независимости через достижение реального, фактического равенства с Багдадом в политических, экономических и даже внешнеполитических вопросах, несмотря на неравенство исходных позиций. Курдистан должен расти много быстрее, чем остальной Ирак, расти так быстро, что претензии Багдада на безусловное лидерство в Ираке будут казаться надуманными и несправедливыми не только у себя в Курдистане, или Ираке, но и во всем мире.
Последнее десятилетие Эрбиль активно наращивал свой потенциал во всех сферах, особенно в экономической, но сейчас он делает это, стремясь достичь не просто автономии, а известной державной самодостаточности во всех областях. Это должна быть зримая, признанная мировым сообществом самодостаточность законно растущей государственности, чьи проблемы, порождаемые глубоко сидящей в иракской политической культуре тяге к авторитарности, должны быть хорошо известны всем на тот случай, если придется принимать решение о дальнейшей судьбе Ирака. Если раньше Курдистан вел рекламную кампанию под лозунгом "Другой Ирак", то сейчас этот лозунг мог бы звучать как "Нарождающийся Курдистан". Но это – не соревнование на десятилетия. Можно предположить, что в политических планах курдов есть четко понимаемый ими "дед лайн". Это - не временной, а сущностный предел нынешней политической системы Ирака, которым почти неизбежно станут следующие парламентские выборы в Ираке в 2014 году, или раньше, если Малики добьется их досрочного проведения. Уже сейчас можно прогнозировать, что в результате этих выборов Ирак опять столкнется с упорством Нури эль-Малики, который никак не желает выпускать из своих рычаг абсолютной власти, которые дают ему богатства Ирака.
Неудивительно, что, обладая такими безразмерными ресурсами, Малики удалось сейчас торпедировать мирный, парламентский вариант обновления власти, когда можно было сохранить власть внутри шиитской коалиции, а то и в руках партии Дава. Но он уверен, что сможет переломить ситуацию под себя и провокационно призывает к досрочным выборам, хотя понятно, что, сколько бы он ни набрал мест в соревновании с Иракией, выборы завершатся очередным кризисом, подобным политическому тупику 2010 года. Но на этот раз курды не будут вытаскивать Ирак из политического болота, в которое неминуемо угодит страна, что они в прошлый раз сделали по просьбе своих союзников-американцев. Малики пора осознать, что далеко не все покупается и что Курдистан сегодня стоит всего остального Ирака не только для курдов, но и для многих в мире. Возможно, что и в Вашингтоне возобладает эта точка зрения.
Тактически курдам не выгодны досрочные выборы, поскольку им еще нужно время завершить подготовку к полной независимости, которой для них станет фактический нефте-газовый союз с Турцией. Создание собственной газо- и нефтепроводной системы создаст окончательные условия для долговременного выяснения отношений с Багдадом. Курдам необходимо заручиться поддержкой мировых нефтедобывающих гигантов, которые, в свою очередь, должны гарантировать себе право сотрудничать и с Ираком, и с Курдистаном. Скорее всего, соглашения Эрбиля с "Эксон" - это, на самом деле, окончательный прорыв, хотя Малики все еще надеется на то, что в Вашингтоне решат тяжбу в его пользу.
По сути дела у курдов осталось два года на полную подготовку к независимости. Это – не курдский выбор, хотя все сто процентов курдов хотят независимости. Это неизбежно произойдет, если в Багдаде не будет осознано, что потеря им Курдистана – это не только потеря киркукской нефти, но и стабильности всей политической системы страны. Лишившись курдской составляющей, Ирак перестанет быть сложной и благодаря этому способной к развитию политической системой, а станет страной с однозначно преобладающей шиитской составляющей, но это будет силовая доминанта, поскольку вряд ли политически будет возможно примирить с новой системой арабов-суннитов. Это приведет к кризису шиитско-суннитских отношений. Да и так называемый "шиитский Ирак" далеко не монолитен, региональные различия быстро скажутся на его судьбе. Я не хочу сказать, что вопрос о независимости Южного Курдистана уже решен, но оба пути к ней – и через максимальное развитие федеративного Ирака, и через выход из соскользнувшего в авторитаризм Ирака – открыты перед курдами. И они умело пользуются всеми возможностями, которые им предоставляет ситуация, для достижения, в конечном итоге, независимости и процветания для народа Курдистана.