Динамика и уровень политических баталий в "новом и свободном" Ираке за пройденный почти десятилетний период существования этой арабской страны полностью соответствует все еще кровавой практике межконфессиональной и межнациональной конфронтации разнообразных партийно-религиозных сил. Попытки демонстрации верховенства власти Багдада, явно выходящие за рамки действующей Конституции, окончательно усугубили ситуацию в стране в целом. Глава правительства Ирака действует подобно "обреченному на диктаторство" и "рефлекторно" использует любые способы авторитарного управления федеративной страной во избежание потери власти и "финального гонга", оповещающего народ о безоговорочной победе Южного Курдистана.
Высокие общественно-политические и социально-экономические показатели развития автономного Южного Курдистана резко выделяются в депрессивном, нестабильном и небезопасном Ираке. Проблема состоит в том, что постоянный политический кризис в этой стране угрожающе ограничивает возможности автономного региона для реализации своих конституционных прав и дальнейшего роста темпов развития в интересах 7-ми миллионного гражданского общества Южного Курдистана, состоящего из многонационального населения разного вероисповедания. К сожалению, не все курдские организации и партийные деятели верят в позитивность и хотят такого финала, "справедливо" опасаясь негативных последствий личного или коллективного порядка по итогам объективных политических и общественных суждений о роли и вкладе всех и каждого в "поединке" с антиконституционной диктатурой Багдада. Данное обстоятельство, конечно, несколько тормозит, но не может серьезно препятствовать уверенному движению демократической курдской автономии к конечной цели – полной свободе от нависшей диктатуры.
Новый раунд переговоров основных участников политического процесса, который планируют провести в формате иракской конференции под председательством Президента страны, не приведет к взаимовыгодному и реалистичному соглашению сторон. Нет никаких объективных оснований надеяться, что требования руководства и народа Южного Курдистана будут наконец приняты и признаны другими сторонами. Вопросы о юрисдикции так называемых "спорных территорий" (курдских районов), о принятии согласованного закона о нефти и газе, о порядке федерального финансирования вооруженных подразделений автономии, об увеличении доли региона в федеральном бюджете, несомненно, имеют принципиальное значение для всех сторон и ни при каких обстоятельствах не станут предметом взаимных уступок и компромиссов. Более того, каким образом можно заставить нынешнего или будущего премьер-министра Ирака отказаться от диктатуры и персонального авторитаризма, уважать и соблюдать Конституцию страны?
Полагаю, президент Ирака и президент Южного Курдистана прекрасно знают, что премьер-министр Ирака, независимо от личности главы правительства, никогда "не посмеет" согласиться на требования курдов из-за идеологических, политических, культурных и исторических постулатов, которыми он просто "обязан" руководствоваться будучи фактически высшим должностным лицом этого арабского государства. Поэтому переговоры или диалог сторон в Ираке –это всего лишь завуалированный способ оттянуть момент окончательного развода участников поединка по своим "углам".
Время вышло, и нет никакого смысла следовать правилам "местного" этикета и ритуалам расставания членов "восточной коммуналки". Политические силы исламского Ирака не желают видеть полунезависимое, светское и демократическое курдское "государство" в единой арабской стране. Этот факт является непреодолимой константой и аксиомой.
В освобожденном от прежнего диктаторского режима Ираке даже в состоянии изначальной общей эйфории не было хотя бы слабого стремления национальных элит страны к дружбе, партнерству и сотрудничеству "братьев" в едином исламском государстве с системой федеративного управления. Были и есть только непримиримые сторонники и противники авторитарной центральной власти Багдада. Сегодня всем ясно, что Южный Курдистан никогда не подчинится неизбежному авторитаризму шиитского или суннитского правительства Ирака и будет действовать самостоятельно в соответствии с Конституцией, предусматривающей правовую возможность выхода из федеративного Ирака. Об этом пора однозначно заявить, обращаясь ко всему международному сообществу и к курдской нации. Полит-экономически самостоятельный Южный Курдистан де-факто уже признан и несомненно заслужил статус де-юре независимого и демократического государства.
Турция заблаговременно подготовилась к такому событию и позаботилась о своих национальных интересах, принимая во внимание не только привлекательные природные богатства и геополитическое значение автономного региона, но и способность Южного Курдистана показать "большой фиг в мощном кулаке". Анкара разумно предпочла тесно сотрудничать с Южным Курдистаном в политической и экономической сферах, надеясь получить дополнительно ко всей очевидной выгоде существенную возможность "с близкого расстояния" наблюдать за развитием ситуации внутри курдского национально-освободительного движения, чтобы в будущем добиться оптимального варианта решения курдской проблемы в Турции и взаимовыгодного компромисса на переговорах с сирийскими курдами под гарантии Эрбиля. Анкара пока не очень уверена в том, что курды во всех частях Курдистана сумеют быстро объединиться и создать более серьезные проблемы, требуя соблюдения политических прав курдского народа на полноценное и полномасштабное самоуправление или подвергая соответствующие страны угрозе потери территориальной целостности.
Анкаре во избежание непредсказуемости и роковых ошибок, полагаю, следует навсегда забыть утопичную идею полного, безусловного и одностороннего разоружения курдских сил самообороны, а также прекратить терроризм государства против курдского народа, предложив взамен общественности страны программу и разумные сроки проведения конкретных политических реформ, направленных на признание права курдов на национально-территориальное самоопределение в единой Турции.
Даже судьба сирийского кризиса, который будет еще долго длиться и после свержения нынешнего режима, во многом зависит от перспектив решения курдского вопроса в Турции и в самой Сирии, что в свою очередь определит необходимую степень активизации общих усилий по обеспечению соблюдения прав курдов в Иране. Но первоочередной и стратегической задачей для курдской нации сегодня по-прежнему является независимость Южного Курдистана. Выполнение этой ключевой задачи существенно способствует миру и безопасности в огромном региональном пространстве.
Не важно, состоится иракская политическая конференция или нет. Очень важно в самое ближайшее время услышать воле-изъявляющий голос народа Южного Курдистана из уст Президента и Парламента уже независимого государства.