Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон на встрече в рамках саммита АТЭС во Владивостоке затронули и вопрос нагорно-карабахского урегулирования. Он стал приобретать повышенную остроту в связи с известным инцидентом, связанным с помилованием в Баку Рамиля Сафарова, который зарубил в Венгрии армянского офицера Гургена Маргаряна. Будапештский суд приговорил Сафарова к пожизненному заключению без права на помилование в течение 30 лет. Потом Сафарова экстрадировали в Азербайджан, где он был помилован президентом Ильхамом Алиевым.
С какой бы стороны не подходить к оценке этого факта ясно то, что он не просто осложнил армяно-азербайджанский переговорный процесс по карабахскому урегулированию, но и придал ему особое " качество". И вот почему. "Вы знаете, мы были расстроены недавним решением о помиловании азербайджанца, который отбывал пожизненное заключение в Венгрии. И опять-таки, мы, как партнеры по Минской группе, все время пытаемся, сделать что-то в отношении ситуации в Нагорном Карабахе. Вопрос заключается в том, можем ли мы сейчас способствовать уменьшению напряженности между Арменией и Азербайджаном", - так оценил ситуацию представитель госдепартамента США. Он также добавил, что Вашингтон будет продолжать поддерживать контакты с Арменией и Азербайджаном с целью урегулирования карабахского конфликта и снижения напряженности. В свою очередь сайт МИД РФ опубликовал комментарий, в котором отмечается, что Сергей Лавров и Хиллари Клинтон "выразили намерение не оставлять усилий в качестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ для возобновления переговоров по решению нагорно-карабахского конфликта".
Что это значит? Вашингтон и Москва признали, что для всех, но, прежде всего, для Баку и Еревана, случай с Сафаровым создал сложную тестовую ситуацию. Баку, объявляя о помиловании Сафарова, понимал, что эта акция вызовет резкую негативную реакцию Еревана, может спровоцировать его в целях принятия ответного решения. К примеру, определенные силы в Армении могли бы инициировать начало процесса признания независимости НКР. Так и произошло на самом деле, когда секретарь парламентской фракции "Наследие" Национального собрания Армении Заруи Постанджян представила к рассмотрению законопроект о признании НКР. Причем, похоже, что в Азербайджане считали такой сценарий развития событий наиболее вероятным. Так политолог Фикрет Садыхов высказывал уверенность в том, что дебаты в армянском парламенте "могут привести к признанию независимости НКР, что подтолкнет президента Саргсяна в пропасть". Добавим, что такой ход событий не только фактически вел бы к аннулированию работы Минской группы ОБСЕ, но и "развязывал руки" Азербайджану. Это - первый сценарий.
О втором говорил президент Алиев, принимая в Баку генерального секретаря НАТО Рассмусена. По его словам, "состоявшаяся в июле прошлого года в Казани встреча лидеров Азербайджана и Армении была последней попыткой найти мирное решение вопрос", что "в настоящее время мирный процесс находится в состоянии застоя". И еще: "Минская группа не должна позволить Армении использовать это в качестве повода и полностью "заморозить" переговоры".
Но после трагического инцидента с убийством армянского офицера, формат саммитов лидеров Армении и Азербайджана, являющегося составной частью переговорного процесса под патронажем Минской группы ОБСЕ, вряд ли возможен в обозримом будущем. Поэтому генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил обеспокоенность по поводу процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В свою очередь генсек НАТО Расмуссен, выступая в Азербайджанской дипломатической академии, предупредил, что "военного решения нагорно-карабахского конфликта не существует". Но Рассмусен одновременно "зашел" на Азербайджан с другой стороны. Он призвал Баку к проведению демократических реформ в таких сферах, как избирательная система и средства массовой информации. Это означает, что теперь уже Запад выставил перед Баку тест, без решения которого он будет стремиться к сохранению статуса-кво в отношении Карабаха - надо полагать, до "лучших демократических времен". К тому же определение критериев достаточной или недостаточной демократизации Азербайджана может занять десятилетия, примером чего является союзная ему Турция.
Но дело не только в этом. Не исключено, что на Минскую группу ОБСЕ по карабахскому урегулированию может быть возложена помимо ее основной задачи - находить политико-дипломатические пути к урегулированию конфликта - и функция определения готовности Азербайджана, как выразился Рассмусен, "продвигаться вперед в конфликте с помощью диалога, компромисса и сотрудничества". Так что, намеченный на ближайшее время визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ обещает быть интригующим и интересным.