Празднование Науруза проходит 21 марта, в соответствии с наступлением Нового года по календарю курдов. Так же, как и во многих национальностях и общинах во всем мире, чьи календари происходит от древнего зороастрийского календаря.
По мнению историков, зороастризм является старейшей религией и философией, которая существовала в Месопотамии. Это была первая религия в начале человеческой цивилизации, когда Шелковый путь соединил древний мир. Возможно, именно поэтому Науруз отмечается так широко по всему миру.
Каждый год курды и не только курды отмечают зороастрийский Новый год в различных общинах по всему Ближнему Востоку, Северной Африке, Центральной Азии и на Кавказе.
В историческом понимании Науруз - это наступление мартовского равноденствия и святой день для зороастрийцев. Огонь - другой священный символ в их религии, и зороастрийцы в древней Месопотамии приветствовали весну, устраивая костры на вершинах гор, символизирующие веру и основные ценности: "хорошие мысли, добрые слова и добрые дела".
Науруз сегодня празднуют те, чьи предки когда-то были жителями курдского Королевства Медиа и иранской Персидской империи, где зороастризм был официальной религией.
Для многих людей, для членов зороастрийской общины, где бы они ни были, Науруз означает приветствие весны и празднование разнообразия и мирного сосуществования. Это когда люди прощают друг друга для того, чтобы открыть новую главу в своей жизни.
Атмосфера праздника и акцент на семейные торжества и единения похожи на другие мировые праздники, такие как христианское Рождество и исламский праздник Ид. Существует даже зороастрийский Дед Мороз. Он называется "Отец Науруз." Это пожилой человек, чьей единственной задачей является принести радость и счастье детям из бедных семей 21 марта каждого года.
Хотя праздник похож на многие религиозные и культурные праздники, проходящие в современном мире, есть разница в том, как курдский народ празднует Науруз. Курды считают себя потомками древних мидийцев Месопотамии, и празднование Науруза наиболее широко отмечается как раз среди курдов, особенно в Курдистане.
Курдский фольклор хранит сказания о Наурузе. Одно из них рассказывала мне моя бабушка. Когда-то жители Месопотамии были подвергнуты жестоким репрессиям со стороны короля, известного как Зуахак, который был якобы иранского персидского происхождения. Он жестоко угнетал население курдской Мидии в Месопотамии. Король Зуахак носил на своих плечах два бессмертных кровожадных змея. Молодых курдов убивали, чтобы змеи могли насытиться их кровью. Среди жертв оказались и четыре сына курдского кузнеца Кава, который славился своей храбростью, и в курдской литературе часто описывается как "легендарный кузнец Кава". Став свидетелем смерти своих сыновей от рук приспешников короля, Кава организовал революцию и повел курдов Месопотамии свергать Зуахака.
21 марта Кава убил короля Зуахака молотом и объявил о свободе народу Месопотамии. Судя по всему, большой костер, зажженный им на вершинах гор Курдистана, в то время означал победу над кровожадным персидским царем.
Так же, моя бабушка настаивает, что Кава был курдским мидийцем, что схоже с легендами других народов, празднующих Науруз, хотя их герои могут иметь и другие личности.
Что касается истины, то, курдский народ создал одну из первых цивилизаций народов Месопотамии, но сегодня лишен основного демократического права выбирать свою судьбу самостоятельно.
Для 40 миллионов курдов, в настоящее время разделенных на современный Ирак, Иран, Турцию и Сирию, чьи основные демократические права были подорваны на развалинах их древнего царства, Науруз - это праздник, который определяет курдскую политическую идентичность.
В глазах народа Курдистана, Науруз - это гораздо больше, чем празднование культурного явления или дань старым добрым ценностям древнего зороастризма.
Для курдов Науруз означает единство и братство в национальном освобождении, эмансипации и расширении прав угнетенных. Он стал ежегодным событием, отпечатанным в памяти каждого курда, стремящегося продолжить свое спасение и борьбу за независимость в политическом смысле.
Науруз предоставляет эту идентичность современным курдам, борющимся за статус-кво на современном Ближнем Востоке. Он определяет освобождение и борьбу за самостоятельность.
Еще в 1940 году курдская интеллигенция, политические деятели и революционеры начали работу по возрождению торжеств Науруза. Это была стратегия возродить национально-освободительное сознание среди курдского населения. Центральное место в их работе занимала идея выразить политическую волю современных курдов, родина которых к тому времени были разделена западными империалистами.
Эти курдские активисты преследовали не националистические цели. В Ираке Саддама Хусейна даже коммунистическая партия использовалась для организации торжеств Науруза, чтобы бросить вызов режиму. Праздник должен был способствовать формированию объединенной демократической республики Курдистан, идея которой была весьма популярный среди членов этой курдской партии, выступавших за коммунистический интернационализм, а не национализм.
В то время как усилились расизм и жестокость в отношении курдов в 1960-х, само существование курдов на современном Ближнем Востоке превратилось в политическое выражение. Помимо Ирана, где подавляющее большинство населения признает зороастризм как часть своей древней истории, в других частях Курдистана: в Турции, Сирии и Ираке были введены государственные запреты на празднование Науруза.
На протяжении 20-го века, несмотря на жестокость и этнические чистки режимов, многие курды, женщины и мужчины, отдавали свои жизни для того, чтобы продолжить празднование Науруза как традиционного праздника курдов.
Для курдской молодежи в Турции, бесчисленные солдаты, марширующие по улицам их городов, стали символом прихода Нового года. 21 марта в Турции всегда означало жестокость полиции и подавление курдских мирных демонстраций.
Годы непрекращающейся борьбы курдов за право праздновать это событие как часть их основных демократических и культурных прав, в конечном итоге повлияли на должностных лиц в Анкаре. В 2000 году Турция изменила свою позицию и легализовала праздник, назвав его "Навруз" в турецком написании, и заявила, что это "праздник весны турецкого народа". Но в 2006 году нарушения прав человека в отношении участников курдского Науруза были вновь широко отмечены по всей Турции. В настоящее время ситуация улучшилась в связи с тем, что правительство приступило к демилитаризации части турецкого политического истеблишмента.
Официальный праздник Науруз в Турции начинается в сердце курдского города Диярбакыр. Он привлекает миллионы людей. Местные жители, активисты, художники, политики, активисты, матери погибших курдов, - все, кто хочет заявить о своей политической идентичности и воли к независимому и единому Курдистану, собираются на центральных площадях.
Торжества Науруза были также запрещены в Сирии до самого последнего времени, люди могли праздновать только не упоминая никаких политических лозунгов, что практически невозможно, учитывая, насколько политичен Науруз для современных курдов.
Несколько молодых курдов были застрелены сирийской полицией в 2008 году после того, как они зажгли костер Науруза. Сирийские полицейские идентифицировали его как "политический протест и анархию с целью свержения любимого президента Асада и его правительства." По данным докладов Организации по правам человека, во время празднования Науруза 21 марта 2010 года сирийские силы безопасности и полиция провели атаку на курдское население в Рака. Это привело к гибели трех подростков, включая 15-летнюю девушку, 50 человек получили ранения.
Для современных курдов именно такой гнет превратил в Науруз в координационный центр, объединяющий их сегодня, чтобы продемонстрировать свою ярость мирными протестами и торжествами.
Во время акций гражданского неповиновения и во время конфликтов, или всякий раз, когда государственный аппарат хочет предотвратить Науруз, приветствуя друг друга в трудные времена, курды говорят: "Бижи Науруз", что буквально означает "Да здравствует Науруз". Одним из наиболее общих приветствий Науруза на курдском языке является "Newroztan Piroz Bet", что означает просто "Счастливого Науруза всем вам".
Рож Ахмад, "Rudaw"
Теги: Навруз, Курдистан, курды, зороастрийцы, кузнец Кава, Месопотамия, Ирак, Иран, Сирия, Турция, Турецкий Курдистан, Иракский Курдистан, Сирийский Курдистан, Иранский Курдистан