Соединенные Штаты передали Анкаре свою озабоченность по поводу прямого участия нефтяных компаний Турции в Иракском Курдистане, подтвердив страх Вашингтона, что тесная связь между Анкарой и столицей Иракского Курдистана, Эрбилем, может еще больше подтолкнуть Багдад к Тегерану, или даже привести к разделу Ирака, об этом сообщили турецкие СМИ еще в начале января.
Хотя не ясно, насколько серьезным является предупреждение США, недавно объявленный проект подключения нефтяных и газовых месторождений Иракского Курдистана к Турции и далее, через сеть трубопроводов, на мировой рынок, который должен быть завершен к 2016 году, кажется, находится в центре обеспокоенности США.
В случае реализации, этот проект будет означать поворотный момент в растущем сотрудничестве между Турцией и Региональным правительством Курдистана (КРГ) в области энергетики, и, несомненно, будет иметь значительные геополитические последствия.
Новая региональная роль Турции
Для того, чтобы удовлетворить свои растущие амбиции стать ведущей региональной экономической и политической державой, Турции необходимы природные ресурсы Иракского Курдистана в качестве одного из основных инструментов.
Турция зависит от импорта более, чем на 90 процентов нефти и природного газа. По отчетов, опубликованных в 2012 году вашингтонским Центром стратегических исследований, из примерно 130 миллионов баррелей сырой нефти, которую Турция импортировала в 2011 году, 90 млн баррелей прибыли из России и Ирана. В том же докладе указывается, что основной спрос на энергетику в Турции, как ожидается, вырастет на четыре процента в год к 2020 году.
Нефть и газ Курдистана могут значительно уменьшить зависимость турецкой энергетики от ее основных поставщиков, помочь диверсифицировать свои источники энергии, повысить свою отечественную экономику и укрепить ее новую растущую региональную политику.
Кроме того, из-за двух конкурирующих запланированных проектов сетей газопроводов, "Nabucco" и "South Stream", за счет поставки кавказского и российского газа в Европу через территорию Турции и ее морские пути, Турция стала неизбежной зоной для значительной части энергоснабжения Европы. И новая турецкая цель, в том числе с нефтью и газом курдов, кажется, в том, чтобы стать третьей сетью энергоснабжения международного рынка.
Такая ситуация может также поставить Турцию в сильную позицию по отношению к Европе, которая в настоящее время стала свидетелем снижения экономического роста.
45 млрд. баррелей, как оцениваются запасы нефти КРГ, и более чем 100 триллионов кубических футов природного газа, не оставили международные нефтяные компании и западные страны равнодушными. После ратификации новой Конституции Ирака в 2005 году, с учетом того, что Иракский Курдистан является самоуправляемым регионом как субъект Федерации, КРГ подписало контракты на разведку месторождений с несколькими международными нефтяными компаниями, в том числе, с такими гигантами, как "Exxon Mobil", "Chevron", "Total" и "Газпром".
Текущая политическая стабильность и безопасность Курдистана могли бы стать важными для стран, которые видят этот регион как важный источник их энергетической безопасности, в том числе для Турции.
Сближение между иракским Курдистаном и Турцией, которая, по-видимому, имеет новое политическое видение региона, признавая иракских курдских должностных лиц, и важность политической открытости по отношению к своим курдам, является важным геополитическим развитием.
Турция также играет важную роль в событиях в Сирии, поддерживая силы анти-асадовской оппозиции и стремясь иметь влияние на будущее этой страны. Она позиционирует себя в той же строке, что и арабские суннитские государства, нацеленные на снижение шиитского влияния в регионе.
Если усилия по подключению нефтяных и газовых месторождений Курдистана к Турции, а оттуда на мировой рынок, увенчаются успехом, она могла бы консолидировать автономию Курдистана по отношению к Багдаду, и повысить его экономическое развитие.
Тем не менее, для курдов, это приключение с Турцией нуждается в твердой политической и экономической альтернативе в качестве резерва на случай его выхода из строя.
Внутренняя динамика Ирака
Этот резервный вариант может исходить от самого Ирака.
Геополитическая конъюнктура курдского вопроса в Ираке предлагает больше возможностей, чем это было в прошлом веке, для обеспечения альтернатив в случае, если какой-либо союз с любой соседней страной не удастся, как было в 1975 г., когда шах Ирана нарушил свой союз с иракскими курдами, что привело к немедленному краху курдского движения.
Сегодня, более чем семьдесят процентов иракского Курдистана признаны самоуправляемым федеральным округом иракской федеральной Конституцией. Это первый раз, когда Иракский Курдистан получил такой правовой статус, при котором регионом управляют местный парламент и правительство.
Тем не менее, продолжающееся напряжение между Багдадом и Курдистаном из-за вопросов конституционности контрактов КРГ с международными нефтяными компаниями и из-за более, чем спорных, курдских районов, арабизированных бывшим иракским режимом, продолжается с 2006 года при всех сменявших друг друга правительствах в Багдаде.
Багдад считает односторонние сделки КРГ с международными нефтяными компаниями незаконными, и недавно предупредил курдов против любой попытки экспортировать нефть.
КРГ говорит, что контракты являются законными, основываясь на том, что в иракской федеральной Конституции "приоритет отдается региональному законодательству, за исключением областей, причисленных к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Нефть и газ, не причисленные к исключительной компетенции федерального правительства, и все нефтяные контракты по ним в регионе, подпадают под закон о нефти и газе КРГ, принятый парламентом Курдистана в 2007 году, и находящийся в полном соответствии с соответствующими положениями постоянной Конституции", заявило КРГ на своем сайте в январе прошлого года.
До сих пор Ирак не выдвинул никаких встречных правовых аргументов, чтобы объяснить, почему контракты КРГ с международными нефтяными компаниями являются неконституционными.
Напряженность, кажется, более политически мотивированной, чем связанной с правовыми и конституционными вопросами. Независимо от того, кто будет премьер-министром в Багдаде, это состояние нестабильности вполне может продолжиться и привести к эскалации. Кроме того, новый фундамент для нового политического и экономического партнерства не согласован между основными политическими компонентами Ирака, с учетом растущей политической и экономической реальности Курдистана.
В статье, опубликованной в декабре прошлого года в багдадской газете "Al Sabah", предполагалось, что в то время как постоянный диалог для урегулирования текущих проблем между Багдадом и Эрбилем не дал никаких постоянных результатов, единственным решением может быть, если Курдистан станет независимым государством. Важность этого предложения состоит в том, что "Аль-Сабах" является рупором премьер-министра Ирака Нури аль-Малики.
Все, о чем пишет газета, приведет к демонтажу границ Ирака и на данном этапе может спровоцировать неизвестные последствия, в то время, как политические итоги арабской весны и ее конфликтов по-прежнему не видны.
Конфедерация независимых органов
Тем не менее, конфедерация одинаково независимых лиц в Ираке может ввести долгосрочное региональное равновесие, которое может постепенно сделать Ирак стабильным. Этот конфедеративный статус может пойти так далеко, как предоставление Курдистану права на экспорт нефти и газа, права контролировать свое воздушное пространство и права признания его международных представителей наравне с другими.
КРГ может быть в состоянии договориться об этом статусе с Багдадом, став одним из основных вкладчиков в экономику Ирака. Курдистан может продавать нефть и газ по специальной цене в Ирак для экспорта на азиатские рынки через залив.
Основа этого механизма, на самом деле, уже существует. В соответствии с соглашением, достигнутым между Багдадом и Эрбилем в 2011 году, с поправками, внесенными в сентябре прошлого года, иракское правительство согласилось экспортировать на рынки между 175000 до 200000 баррелями в день сырой нефти, добываемой в Курдистане международными нефтяными компаниями.
Кроме того, резервы нефти и газа Курдистана могут обеспечить его производственные мощности более чем на два миллиона баррелей в день в течение трех-четырех лет. Эта сумма равна двум третям существующих производственных мощностей Ирака в три миллиона баррелей в день.
Хотя его конфедеративный статус может позволить юридически самостоятельный экспорт нефти и газа в Турцию, и держать тесную связь с этой страной, Курдистан может в то же время насладиться прочными позициями в Ираке.
Таким образом, обеспечение безопасности с Багдадом и Анкарой может обеспечить политическую и экономическую безопасность иракских курдов в случае неудачи их союза с Турцией или Ираком, а также привести к единой конфедерации.
Первой мерой, которую следует предпринять в этом направлении, будет запуск налаживания процесса доверия между Багдадом и Эрбилем, ведение переговоров и урегулирование нерешенных вопросов: нефтяных контрактов и спорных территорий, под эгидой международного сообщества, прежде всего США.
Для США не существует никаких оснований быть обеспокоенными тем, что курдско-турецкий проект газопровода может подтолкнуть дальнейший союз Багдада и Тегерана.
Отказ Багдада соблюдать те статьи Конституции, которые предлагают урегулирование нерешенных вопросов, является одной из основных причин, которые ведут к увеличению разрыва между Багдадом и Эрбилем, и, следовательно, толкнули Курдистан приблизиться к Турции.
Что касается опасений США, что близкие курдско-турецкие связи могут привести к разделу Ирака, нужно подчеркнуть, что геополитическое урегулирование с помощью создания конфедерации независимых органов в Ираке может привести к единой стране и долгосрочному региональному равновесию и стабильности.
Учитывая текущее политическое и экономическое развитие Курдистана, такая конфедерация остается единственным жизнеспособным решением сохранить Ирак целостным.
Спустя 10 лет после падения режима Саддама Хусейна, настало время для Соединенных Штатов в качестве постоянного посредника урегулировать нерешенные вопросы в Ираке.
Время, когда многие на Западе считали, что единственный путь для достижения стабильности состоит в сильном лидере, способном сохранить страну и ее народ вместе с помощью железного кулака, в принципе, закончено. Арабская весна показала, насколько разрушительным был такой подход.
Hoshmand Отман, специалист по ближневосточной истории и политике, "EHESS", Париж, Франция.
Теги: Хошманд Осман, США, Турция, Ирак, Иракский Курдистан, Иран, нефть, газ, КРГ, Nabucco, South Stream, ExxonMobil, Chevron, Total, Газпром, курды, Нури аль-Малики, Саддам Хусейн