05.06.2013 года в агентстве "РИА Новости" состоялся круглый стол, в рамках которого рассматривались в первоочередном порядке вопросы, связанные непосредственно с обострением отношений между курдским автономным регионом и федеральной властью "демократического" Ирака.
Среди участников данного мероприятия, как обычно, не было ни одного официального и полномочного представителя МИД РФ и/или Госдумы РФ. Тем не менее, встреча экспертов прошла в обстановке открытого обмена мнениями и в атмосфере откровенного обсуждения перспектив преодоления существующего политического барьера в обостренном арабо-курдском конфликте в Ираке, в том числе в контексте военно-политического кризиса в Сирии и миротворческого процесса в Турции.
В ходе полуторачасовой работы круглого стола прозвучали разные предположения и высказывания относительно своевременности, целесообразности и обоснованности выхода Южного Курдистана из Ирака. Конечно, у каждого эксперта свое видение ситуации в Ираке, основанное на определенных знаниях, опыте, мировоззренческих принципах, политологических традициях того или иного профессионального сообщества. Вместе с тем, курдский вопрос и курдские проблемы, в отличие от, мягко говоря, нейтральной политики МИД РФ, воспринимаются российским экспертным сообществом в целом с позиции довольно доброжелательного и позитивного отношения к национально-освободительному движению курдского народа, что не может не вызвать ответного чувства уважения и благодарности со стороны официальных властей Южного Курдистана и всех других региональных политических сил Большого Курдистана.
Россия, вероятно, пытается определить место и роль курдского фактора в своей Ближневосточной стратегии, но "привязанность" к внешней политике и дипломатической практике СССР не способствует адекватному и своевременному реагированию на произошедшие и происходящие геополитические перемены. МИД РФ действует в Ираке, Сирии и Иране по "остаточному" принципу отстаивания национальных интересов: как-то закрепиться, пока еще существует минимальная возможность восстановления или сохранения политического влияния, в том числе даже с помощью поставок вооружения и военной техники, несмотря на кризисное положение и катастрофическую перспективу развития событий в регионе. Поиск новых путей, способов и форм для укрепления и расширения географии присутствия на Большом Ближнем Востоке четко не просматривается на устойчивом фоне выжидательной и осторожной политико-дипломатической тактики России - мировой державы.
В Российской внешней политике не происходит объективный и соответствующий времени пересмотр старых (нулевых или негативных) связей и отношений с учетом новых геополитических обстоятельств и угроз. Несомненно, что со всех точек зрения в интересах России сегодня всесторонне поддерживать политическое руководство Южного Курдистана, справедливо, вынужденно и обоснованно стремящегося к полной независимости автономного региона от недемократического, несветского и псевдо федерального Ирака. Дополнительно России следовало бы официально признать справедливыми социально-культурные требования курдского народа в Турции, Сирии и Иране, касающиеся соблюдения национальных прав и неотъемлемых свобод многомиллионного автохтонного населения в исконно курдских провинциях указанных тоталитарно-репрессивных государств.
Независимый, быстро развивающийся, современный, светский, демократический, многонациональный и многоконфессиональный Южный Курдистан, будущие автономные курдские регионы в Турции, Сирии и Иране –это потенциально и в обозримом будущем одна из наиболее мощных (позитивных) геополитических зон Большого Ближнего Востока, где Россия может и должна иметь очень серьезное политическое влияние и большие экономические интересы, усиливающие миротворческое присутствие и положение Москвы в регионе Большого Ближнего Востока в целом, а значит повышающее эффективность глобальной политики и экономики, основанной на безопасности, партнерстве и долгосрочном сотрудничестве в рамках равноправных и взаимовыгодных международных отношений.
У России нет ни исторических, ни военно-политических оснований и причин сомневаться в целесообразности установления прямых отношений и контактов с партийно-общественными силами в лице объединенного национального органа курдского народа, который скоро будет учрежден по инициативе Президента пока еще автономного региона Южный Курдистан. Российскому руководству следовало бы проявить разумную внешнеполитическую волю и оказать необходимое содействие Барзани в создании единого высшего национального органа курдского народа для координации мирного процесса решения курдского вопроса на международном уровне в рамках СБ и ГА ООН.
Теги: Россия, Курдистан, Ирак, Иракский Курдистан, Мураз Аджоев, Сирия, Турция, МИД РФ, СССР, Турецкий Курдистан, Иранский Курдистан, Сирийский Курдистан