Гюльтан Кишанак, лидер про-курдской "Партии мира и демократии (BDP), считает, что "осложнения" усиливаются, так как "Рабочая партия Курдистана" (РПК) утверждает, что она выполнила свою часть сделки в текущем мирном процессе с Анкарой, а правительство ссылается на отчеты своей разведки о том, что лишь небольшой процент повстанческих групп покинул Турцию до сих пор и ушел в их горные базы в Иракском Курдистане. Во время визита в Курдистан на прошлой неделе вместе с другими представителем BDP, Ахмедом Тюрком, Кишанак заявила "Rudaw", что, занимаясь мирным процессом с РПК, Анкара продолжает строить военные базы в курдских районах Турции, и что "курды имеют право противостоять этому". Вот полный текст ее интервью:
"Rudaw": Какова была цель вашего последнего визита? С кем вы встретились и увидели ли вы какие-то изменения в Кандиле?
Гюльтан Кишанак: Мы пошли в горы Кандиль для того, чтобы обсудить события последних 45 дней. Это очень важный период, и я верю, что курды могут достичь своих прав и свобод. Это период реформ. На этой фазе курды ждут поправок к конституции. В ходе переговоров турецкого государства с Абдуллой Оджаланом был согласован трехступенчатый план. На первом этапе было прекращение огня и вывод партизан, второй этап - осуществление правовых реформ, которого мы пока не видели от правительства. Есть осложнения. Мы знаем, что премьер-министр Турции встретился с Советом мудрецов и сказал им, что они не работают над подготовкой законопроекта, который предоставит гражданам право на образование на родном языке, и что они готовят снижение 10 процентного порога, который препятствует попаданию политических партий в парламент. Кроме того, регулярные посещения Оджалана до сих пор не гарантированы. Политические осложнения маячат на горизонте. Строятся военные базы, и в дополнение ко всему военными был открыт огонь по гражданским лицам в городе Лаци, что стало угрозой всему мирному процессу.
"Rudaw": Вы встречались с турецким министром юстиции?
Гюльтан Кишанак: Мы встретились с Беширом Аталаем, турецким министром юстиции, и заинтересованными лицами из "Партии справедливости и развития" (AKP), для того, чтобы предотвратить регресс в мирном процессе. Мы также считает важным встретиться с руководством "Союза курдских сообществ" (КСК). Мы считаем, что все препятствия должны быть удалены, прежде чем они навредят процессу.
"Rudaw": Вы ожидаете новую кампанию, которая подтолкнет вперед мирный процесс?
Гюльтан Кишанак: Во время нашей встречи с руководством КСК в горах Кандиль, они четко заявили о своей приверженности мирному процессу. Они сказали, что не будут колебаться и сделают все возможное, чтобы помочь мирному процессу. Они также подтвердили, что их приверженность этому процессу была стратегическим решением, которое не будет изменено. Они высказали и критические замечания, и сомнения. Они заявили, что действия правительства беспокоит их, и что они относятся к некоторым из их заявлений с подозрением.
Мы как BDP будем продолжать наши усилия и сотрудничество с турецким правительством, чтобы подтолкнуть вперед мирный процесс. Короче говоря, этот процесс на этой своей фазе сталкивается с трудностями. Мы представили в правительство пакет реформ из 25 пунктов. Правительство обещало прочитать пакет, и заявило, что оно находится в процессе подготовки аналогичного пакета. Я считаю, что результат этой деятельности будет скоро объявлен общественности, потому что у нас не так уж много времени, а муниципалитетные выборы пройдут в марте следующего года. Это значит, что у нас есть время до января, чтобы провести реформы до начала официального периода подготовки к выборам. Таким образом, мы ожидаем, что правительство установит определенный срок для реализации этих реформ.
"Rudaw": Говорят, что Министерство юстиции готовится написать письмо, которое будет доставлено в горы Кандиль вами. Разве это так?
Гюльтан Кишанак: Нет. Эта информация не соответствует действительности. Ради прогресса этого процесса Оджалан попросил более легкого доступа к общению с Кандилем. Курдский вопрос является сложным и требует более одного визита BDP каждые 45 дней. Должен быть предоставлен новый канал коммуникации, и правительство не должно препятствовать больше этому. [Информация] о сделках между турецким правительством и Оджаланом должна достигать руководства РПК и курдов быстрее.
"Rudaw": BDP рассказывает о новых военных базах, построенных турецким правительством, но вы не упоминаете о 2200 курдах, которые недавно присоединились к РПК, как сообщалось в СМИ. Разве это не показывает недоверие к мирному процессу?
Гюльтан Кишанак: Эта критика, направленная на РПК, не соответствуют действительности, так как РПК это не только боевая организация, это также политическая организация. Я не интерпретирую это как подготовку к войне. Если вы хотите, чтобы этот процесс двигался, вы должны позволить РПК осуществлять свою политическую деятельность. Кроме того, это не процесс демонтажа РПК. Это процесс, направлен на то, чтобы положить конец насилию. Как политическая организация РПК имеет свой вес среди курдов. Я не верю, что политическая деятельность РПК будет препятствовать мирному процессу на данном этапе. РПК заставит замолчать свое оружие и, таким образом, мирный процесс будет развиваться. Тот факт, что РПК заканчивает свою вооруженную деятельность, очень важен, и правительство должно позволить РПК быть политически активной. Если правительство настаивает на демонтаже РПК, то у нас будет большая проблема, потому что это не было частью ни подписанных контрактов, ни предложений, представленных КСК.
Что касается вашего предыдущего вопроса, строительство новых военных баз не должно сравниваться с увеличением числа людей, присоединяющихся к рядам РПК, так как усилия РПК увеличить число своих членов и сторонников, не является препятствием к миру. Но строительство военных баз является препятствием к миру, потому что сегодня есть более 500 000 солдат в курдских районах. В каждой деревне есть военная база.
"Rudaw": Но правительство говорит, что контракты на строительство военных баз были подписаны много лет назад, до начала мирного процесса.
Гюльтан Кишанак: Это не правда. Строятся не только на военные базы, но и форты. Османская империя делала то же самое, строя форты в местах, которые они освобождали. Я задаю вопрос: почему они строят форты вокруг Курдистана, и в каждой деревне возводят базу своих солдат? Если правительство хочет мира, то оно должно отказаться от этой политики. Не важно, когда были подписаны контракты на строительство военных баз. Они должны полностью остановить эту политику.
У нас нет амбиций удалить все военные базы в Курдистане, но правительство должно принять меры по сокращению количества этих баз. Курдистан страдает от военного эмбарго, которое угрожает жизни мирных жителей. Наши пастухи сталкиваются с военными операциями, когда они выводят своих овец на выпас. Я однажды сказала в турецком парламенте, что "правительство должно построить такое же количество военных баз на западе Турции, как это происходит в Курдистане". Почему они строят форты и военные базы? По данным заявления правительства, они строят 140 военных фортов в Курдистане. Это звучит как процесс большого завоевания. Курды имеют нормальное право противостоять этому.
Теги: Турция, Турецкий Курдистан, курды, BDP, РПК, Ахмед Тюрк, Абдулла Оджалан, Бешир Аталай, AKP, КСК