Все, что происходит на Украине, это - проявление (как когда-то "долгое" проявление фотоснимка) катастрофических последствий распада СССР, считать ли началом этого процесса начало перестройки, отмену 5-ой статьи о том, что КПСС является непременным ядром политической системы, августовский путч или самороспуск СССР в 1991 году.
Сложность этого процесса в том, что из-за его относительной длительности его нынешнюю фазу уже трактуют и воспринимают в Брюсселе (НАТО), и в Вашингтоне (силовые ведомства и СНБ) как абсолютно новый и самостоятельный процесс со всеми вытекающим отсюда последствиями. Но длительность общественных процессов такова, что от яркой вспышки политической гибели СССР (1991), обозначившей начало принципиальной трансформации советского государства, и до того, как произойдет приспособление и самой России, и других постсоветских государств к новой политической, а тем более геополитической ситуации, еще пройдет не одно десятилетие.
Это – общая проблема ритмов истории и ритмов политики, из-за которой политические волны не совпадают с историческими, в результате "неожиданно" накатывает девятый вал, который смывает все, что понастроили суетливые люди-политики, чье мимолетное мельтешение не дает им возможности реально участвовать в историческом процессе. Историческое величие (оно не оценивается с точки зрения морали) больших фигур – Черчилль, Сталин, Рузвельт, Мао Дзе-дун – в том, что они участвовали в жизни своих стран долго, казалось бы, вначале беспринципно перекатываясь с одной политической волны на другую, но в конечном итоге удовлетворили важнейшим историческим движениям своего времени. Для перечисленных выше главное, что они вышли победителями из второй мировой войны.
Тривиальные, сиюминутные попытки Украины приспособиться к новым постсоветским обстоятельствам, смыты историческим недовольством масс, безликих и всесильных. Они вынесли свой приговор: Украина не может быть одна, как объективно не могли остаться в одиночестве постсоциалистические и постсоветские страны Восточной Европы, которые без паузы из Советского Союза вступили в Европейский Союз, что по сути одно и тоже, а именно: признание того факта, что эти страны не могут сейчас существовать самостоятельно. Украина некоторое время проедала советское наследство. Но наступила фаза окончательно распада этой постсоветской этнополитической общности. Нынешний кризис на Украине – это момент истины. Повивальной бабкой выступает история, но не обойтись и без реальных геополитических игроков. Их осталось два: Россия и Евросоюз, ну, может быть, три, если брать во внимание США, хотя проблема участия Америки в ее удаленности от театра, где разыгрывается новая драма. В любом случае участие России в этом процессе совершенно естественно, поскольку это процесс непосредственно связан с нею всеми своими корнями, а не только нефтегазовой пуповиной.
Проблема Украины имеет множество измерений. Нынешняя Украина как государство и в своих территориальных границах, и по уровню и типу хозяйства, и по численности населения, - это исключительно результат российского периода истории этой ставшей вдруг независимой республикой территории. Всем, что есть у нее, нынешняя Украина обязана Москве, в том числе и тем, что появилась самостоятельная украинская нация, которой бы не было, не окажись эти территории под мощным российским крылом в середине XVII века: устранение турецкого (не письмо же запорожских казаков отпугнуло от этих земель Османскую империю, штурмовавшую Вену), польского и австрийского влияния создало условия для роста украинской нации, уже просто потому что у России не было демографического материала, чтобы заполнить новую "украинскую" нишу, более того, она сама постоянно нуждалась в демографической подпитке со стороны Украины своего продвижения на юг и восток Евразии. Украина сформировалась как часть Российской империи, затем крайне драматическим образом, включая и "голодомор", и коллективизацию, и пятилетки индустриализации, вторую мировую войну и послевоенное развитие, она была преобразована в современное индустриальное общество в рамках Советского Союза. Все ее внутренние отношения и социально-экономические пропорции сложились в рамках СССР, и, оказавшись вне их, она оказалась крайне несбалансированной для самостоятельной как политической, так и экономической жизни. Если бы речь шла о химической реакции, то любой химик рассчитал бы необходимые реакции замещения, которые позволили бы элементу, вступившему в реакцию, прийти к состоянию равновесия. Но не так дело обстоит со странами, где вряд ли возможны простые (типа химических реакций) обмены или размены. Но они неизбежны, просто опосредуются другими, более болезненными, процессами. Уже на сегодня Украина потеряла многое из того, что поддерживалось в ней благодаря принадлежности к большому народно-хозяйственному комплексу СССР. Экономическая несостоятельность страны, связанная с тем, что Украина – это самая тяжелая по удельному весу часть СССР, чье население стало мгновенно предельно избыточным с потерей прежнего экономического контекста. Если взять обобщающий показатель, то в 1989 году население УССР составляло 51201 тыс. человек, а сегодня оно колеблется около 45 млн. человек, из которых 5,5 млн. числятся на Украине, а работают за рубежом. Последние события показывают, что процесс депопуляции на Украине будет продолжаться. Абсолютное сокращение населения Украины, где население росло весь послевоенный период, уже составило 6 – 10 млн. человек. Основные потери – снижение рождаемости, эмиграция. Это – неслучайные потери, потому что, чтобы прийти к взвешенному состоянию, Украине не избежать еще больших потерь, поскольку неизбежно будет идти деиндустриализация страны, и ей еще долго не удастся обеспечить жизни даже своего нынешнего населения на сколько-либо приемлемом прожиточном уровне, даже если вернуть "награбленное" олигархами.
Сколько еще должна потерять Украина в численности населения, чтобы обрести экономическую плавучесть? 5 млн.? 10 млн.? 15 млн.? Революция 2014 года как раз одно из следствий ухудшающегося экономического положения, в котором оказалась страна. Она же подтолкнет стану к еще более резкому падению промышленного производства, а, возможно, и сельскохозяйственного производства, ускорив процесс его капиталистической трансформации. В процессе модернизации, если он пойдет по пути встраивания в Европу, у Украины одно преимущество – дешевая, достаточно квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила. Но этого добра полно и в Европе, где избыток своих безработных. Кстати не одна Украина теряет население, население теряют практически все постсоветские государства, включая саму Россию. Это – следствие начавшегося процесса смены экономической системы ("переходная экономика") и утраты общего экономического пространства, которое создавало условия для перелива ресурсов. Но у России была возможность смягчать свои потери и, соответственно, цену этих потерь для населения за счет экспорта нефти и газа. Другие страны – малы, и сумели быстро включиться в пространство ЕС, которое не компенсировало потери советского пространства, но обеспечило варианты частичного снятия напряжения. Так, например, устроилась Эстония, значительная часть коренного населения которой разъехалась на заработки в страны ЕС, прежде всего в Финляндию. Третьи страны, такие как Белоруссия и постсоветские страны Средней Азии, сумели стабилизировать ситуацию непопулярными, но эффективными в этих странах авторитарными или полу-авторитарными политическими мерами. Украина не смогла сделать ни того, ни другого, ни третьего.При разделении СССР не были решены важнейшие вопросы жизни жителей исторической России, в данном случае русских по национальности, которые при распаде СССР оказались в составе других по национальной доминанте государств, даже если эта доминанта вначале была лишь обозначена. Действительно в начале истории нынешней новой Украины казалось, что ее демократическое развитие залог соблюдения прав и русского населения этой страны, то последующие годы, и окончательно переворот 2014 года убеждают, что нормальные и даже просто безопасные условия для русского населения обеспечить невозможно. Естественно, что оказавшись национальным меньшинством, но не по численности, а по идеологическому и политического оформлению своей приниженной, вторичной и даже инородной этнической общности, само русское население Украины не могло защитить свои права, потому что никто не давал ему поднять голову, лишая языка, возможности территориальной и политической организации. Сегодня кризис сорвал покров с этой язвы. Обнажил рану. И под угрозой Русские Украины просят и требуют помощи от России. Ее требует настроение людей и в Москве, и на Украине (где одни его ждут и требуют, а другие боятся и стремятся избежать). Это результат того, что большая часть жителей Украины, особенно русских по национальности, до конца осознала на практике, чем все-таки в конечном итоге закончится для нее распад СССР на украинском направлении.
Эта естественная реакция русского народа Украины и народа России подается как "незаконная", поскольку якобы раздел СССР уже давно произошел, и Украина уже давно суверенное государство, не обращая внимания, что только что в этой стране при мощной внешней поддержке прошли фундаментальные преобразования, которые полностью изменили ситуацию. Крах конституционного строя Украины в результате бунта февраля 2014 года меняет ситуацию с этой страной полностью, ситуация вновь возвращается в самое начало ее истории к необходимости заложить новой конституционное основание для этой страны. Это основание будет закладывать сам народ нынешней Украины, но с таким условием, которое намерено гарантировать Россия, чтобы не были нарушены права национальных меньшинств Украины, и в первую очередь русского населения страны. Вряд ли на этот раз на Украине повторится позорное бегство русских, которое было из стран Средней Азии, и которое тогда воспринималось как сравнительно "понятное", потому что Средняя Азия – не Украина, и, более того, восточная часть Украины просто собрана из русских областей для придания веса УССР. Аналогичным образом под Молдавию было собрано русское Преднестровье, которое, однако, с распадом СССР сразу и однозначно отказалось от перспектив "румынизации" (как та лягушка, что попав в кипяток, мгновенно из него выпрыгивает). В Юго-Восточной Украине, где "русских" чуть было не "сварили", мы сталкиваемся с отложенным повторение приднестровского опыта, только в новых условиях. Если оставаться в рамках международного права, то после переворота на Украине требуется провести процедуру признания ее "нового" правительства не только со стороны России, но и со стороны других стран мира. Более того, нужен конституционный консенсус, т.е. Украина нуждается не в ребятах с майдана, а в отцах-основателях, которые окажутся вынужденными учредить здесь именно федеративное государство. Но США, ЕС делают вид, что нет перерыва в правопреемственности, и что неизвестно каким образом назначенный исполняющий обязанности президента Украины Турчанинов и собранная силой, где под ружьем, а где и более жесткими, террористическими методами принуждения, Рада - это законные органы управления страной. Необходимо восстановить условия существования многонациональной Украины, что требует ее федерализации. Партиям, которые представляют народы Украины, придется учредить Украину как государство, чего не сделали в свое время, поскольку опять же тогда политики сделали вид, что в 1991 году был органичный переход к новой Украине, который устраивает всех, но затем началось движение к унитарной государственности. Если не будут восстановлены права русского населения Украины, то альтернативой этому будет только выделение из ее состава русских областей и краев, которые вернутся в состав России, откуда их абсолютно неправовым образом, без учета желаний их населения передали в состав Украины. Это, может быть, сложно сделать главным образом из-за инерции западных политиков, но делать вид, что позиция России, которая напряженно смотрит на неприемлемые для нее последствия "февральской революции 2014 года" на Украине, необоснованна или чрезмерна, - это верх цинизма.
Россия лишь обозначила "красную линию", предупредив, что не допустит попрания прав русской части населения нынешней Украины. Игнорирование этой позиции может привести и, если возобладают такие политики, как патологический антисоветчик и русофоб Джон Маккейн, приведет к новой "холодной войне". Потенциальная опасность развития ситуации в эту сторону сейчас находится на уровне "берлинского" или "карибского" кризисов, а возможно по степени опасности и выше. Кроме того, не стоит делать вид, что Россия в своей позиции в отношении частей территории, которые силой обстоятельств были оторваны от основной территории страны, уникальна, и что у стран сегодня не может быть интересов, выходящих за рамки установленных и признанных государственных границ. Не стоит делать вид, что не было, например, разделов Польши, Германии, и т.д., которые так и не забыли о своей прошлой этногосударственной конфигурации и, в конце концов, вернулись хотя бы частично в прежние границы, причем Германия сделала это по всем меркам недавно. Вряд ли кто в Германии с чистым сердцем будет осуждать Россию за воссоединение своих территорий, памятуя о той роли, которую она сыграла в недавнем воссоединении Германии. Или, если взять другой случай, можно подумать, что нет США, постоянно защищающих свои интересы или интересы демократии и прав человека далеко за пределами даже Американского континента, не считаясь с общественным мнением или позицией других стран. Результаты печальны: Ирак, Афганистан, Сирия, Ливия, и нигде нет окончательного решения, которое бы сняло напряженность. Что это скудость политической мысли или преднамеренное оставление в беспомощном состоянии?
До реставрации конституционных основ Украины возникшее на майдане "временное правительство", если его даже признают в качестве такового (чего не должно быть, поскольку есть соглашение от 21 февраля 2014 года, где предусмотрены границы переходного периода и условия проведения конституционной реформы и выборов), нельзя было делать ничего, что разрушало бы те конституционные подпорки, что еще существуют. Но эти последние подпорки переходной государственности Украины снесены волной майдана. В этой ситуации Запад, чтобы избежать новой холодной войны (на которую он, к сожалению, даже нарывается, не думая о последствиях), должен открыто признать крайне серьезные интересы и даже обязательства России как правопреемницы СССР в защите прав этнических групп на Украине, а также то, что Украина нуждается в конституционной реформе, которая бы вполне отвечала требованиям к европейским странам, где не должно быть национальной дискриминации, фашизма и шовинизма. Должны быть жестко сформулированы рамки этой реформы, которая должна будет отразить и признать многонациональный состав Украины. Все политики, участвующие в поисках решения, должны однозначно понимать, что, если же им не удастся обеспечить в ходе конституционной реформы полномасштабную федерализацию Украины, с которой согласится и русское население Украины, даже если оно окажется в меньшинстве (а оно и есть национальное меньшинство на Украине), и сама Россия, то за Россией как правопреемницей СССР должно быть признано право на возвращения себе русской части нынешней Украины, которой эти территории не принадлежали исторически, по четкой этнической границе компактного расселения русского и украинского населения (в крайнем случае, по старой советской границе, существовавшей до 1939 года).
Каковы бы ни были предпосылки этого процесса, но он состоялся. По сути возникла Малороссия, к которой присоединяются запоздавшие было города и области. Потребуется время на то, чтобы снять шок геополитической метаморфозы, но она состоялась. В этой ситуации не удивительно, что лидеры западных стран G-8 отказываются от участия в сочинском заседании этой элитарной группы, чтобы через силу не праздновать второй, на этот раз малороссийский триумф Путина. Они до этого позорно не смогли принять успех российской Олимпиады, а сейчас пилюля для них еще горче. Но ведь, когда отхватывали Косово у Сербии не морщились. Тогда им все казалось путем: и насилие, и нарушение территориальной целостности, и вмешательство во внутренние дела. Все им было, как божья роса... А их предупреждали, что они открывают ящик Пандоры, вот и посыпалось из него: Осетия, Абхазия, Малороссия, там далее будет Курдистан, и этим не кончится. Никуда не денешься из времени перемен, кряхтеть и жаловаться бесполезно. Как писал Маяковский: "... мне бильярд - оттачиваю глаз, а шахматы - они вождям полезней". Времена брежневского бильярда, а тем более, ельцинского государственного бессилия, видимо, прошли, с кием теперь Обама.
Теги: Вадим Макаренко, Украина, СССР, НАТО, Россия, Европейский Союз, США, Молдавия, Приднестровье