Исторически бескомпромиссное идеологическое и конфессиональное противостояние между пока еще правящей шиитской арабской элитой во главе с премьер-министром аль-Малики и отчужденной от власти суннитской арабской оппозицией, законно и настойчиво требующей соблюдения конституционного принципа разделения и распределения полномочий в структурах государственного управления, перешло в свою разрушительную стадию силового противоборства. Гражданская война в Ираке вновь разгорелась с момента завершения вывода контингента вооруженных сил США и с начала кровавого кризиса в Сирии в 2011 году. Разумеется, отнюдь не случайное совпадение этих двух важнейших предпосылок и стало главным переломным фактором дестабилизации региональной обстановки вокруг Сирии и Ирака, прежде всего с целью усиления давления США на Иран. Конечно, реализация плана осуществлялась при спонсорской и организационной поддержке Ближневосточных союзников США, в частности, Саудовской Аравии и Катара, а также при скоординированной в НАТО "транзитно-логистической" и "технической" помощи Турции по сопровождению "грузопассажирских" потоков с целью формирования "революционной армии" Сирийской внутренней оппозиции для освободительной борьбы против диктатуры (шиитского) государственного режима. Последствия текущих трагических событий в Ираке и Сирии были прогнозируемыми. Фактически известные и предсказуемые причины, предпосылки и факторы неизбежности гражданских войн и сектантского терроризма очевидным образом предопределяли смертельные сюжеты кровавых картин развития ситуаций в Сирии и Ираке.
В 2011 году "переизбранный" глава совета министров Ирака аль-Малики с помощью и при поддержке арабо-шиитского политического ядра, откровенно пренебрегая положениями конституции страны, сумел монополизировать главные системные исполнительные функции и распорядительные полномочия в псевдо федеративном государстве. Сосредоточив всю полноту государственной власти в премьерских "ежовых рукавицах", новый диктатор аль-Малики отказался от ранее достигнутых договоренностей и условий соглашения с президентом Курдского автономного региона Барзани о надлежащем выполнении конституционных принципов формирования федеративного устройства Ирака. Напомним, что именно подписанное в столице КАР соглашение, предусматривавшее механизм обеспечения равноправного партнерства и участия главных субъектов страны в децентрализованных структурах и ветвях власти в полном соответствии с федеративным договором и конституцией, позволило лживому аль-Малики во второй раз подряд занять пост премьер-министра в 2010 году.
Очень жесткая реакция высшего руководства КАР и лидеров арабо-суннитской оппозиции на бесчестное и авторитарно-диктаторское правление аль-Малики была выражена в требовании Барзани о начале парламентской процедуры голосования по вынесению вотума недоверия премьер-министру. Правовая и политическая инициатива Барзани, поддержанная как арабо-суннитской, так и арабо-шиитской оппозицией, неожиданно для граждан была заблокирована президентом Ирака, основателем и главой ПСК. Талабани принимал "мудрое" решение как с учетом "особого мнения" администрации Обамы, так и "рекомендаций" Ирана. Хваленая "дипломатия" президента Ирака нанесла вред интересам федерации, курдского народа и арабо-суннитского меньшинства, потому что позволила премьер-министру Ирака "заморозить" правоспособность автономного региона и усилить административное давление на оппозицию. Арабо-шиитский диктатор единолично ограничил и блокировал конституционные права КАР:
1) На самостоятельное и полное распоряжение всеми природными запасами углеводородных энергоносителей региона;
2) На организацию и проведение референдумов в исконно курдских районах и провинциях вне административных границ автономии с целью восстановления территориальной целостности региона;
3) На федеральное бюджетное финансирование всех расходов на содержание и оснащение вооруженных сил региона;
4) На федеральное бюджетное финансирование всех обязательных социальных статей регионально-муниципальных расходов, в том числе на формирование фонда заработной платы служащих и чиновников региона.
Более того, правительство аль-Малики публично объявило о начале судебных преследований Турецких властей, а также о применении адекватных санкций против государств и иностранных компаний за участие в якобы контрабандном экспорте и незаконной добыче сырой нефти на месторождениях в Курдском автономном регионе, наносящих якобы ущерб суверенитету и благосостоянию народа федеративного Ирака, псевдо страны, в которой "демократическим" источником законотворчества и законодательства, видите ли, являются исламские религиозные нормы, традиции и обычаи. Ирак – не государство, а территория господства абсурда и невежества. Аль-Малики против экспорта курдской нефти, потому что теряет силу давления на КАР через федеральный бюджет, доходной и расходной частями которого фактически безраздельно распоряжается. Кто же наделил аль-Малики таким больным диктаторским воображением, снабдил полномочиями и позволил ему править, возвышаясь над конституцией и федерацией "демократического" Ирака?
Вернемся к началу истории конца прежнего режима. Критики администрации президента Буша солидарно утверждают, что у США и их Западных союзников не было никаких серьезных оснований для военного вторжения в Ирак и свержения фашистского режима Саддама Хуссейна в 2003 году, аргументируя такое мнение якобы отсутствием каких-либо существенных доказательств, в том числе в предъявленных "пробирках", которые могли и должны были юридически обосновать и политически оправдать решение прежнего хозяина Белого Дома. Можно было бы согласиться с подобной позицией "правдоискателей", но никак нельзя. Если бы эти критики были способны до или даже после вторжения США в Ирак включать мозги и сознание, очищать мысли и совесть, то, несомненно, смогли бы увидеть, услышать и признать, возможно, единственную причину, бесспорно оправдывающую и убедительно аргументирующую законность того судьбоносного решения президента Буша. Абсолютно несправедливо, необоснованно и безнравственно отложенную на многие годы причину – многократные акты геноцида, массовые преступления и репрессии режима Саддама Хуссейна против многомиллионного курдского народа в Ираке, к огромнейшему сожалению, до сих пор никто, включая и президента Буша, официально не озвучил и не довел до сведения равнодушного и пассивного мирового сообщества. Кто же виноват в продолжающемся до сих пор бесчеловечно пренебрежительном отношении к трагическим страданиям более чем сорокамиллионной разделенной на части нации, проблемам курдского народа в Ираке, Сирии, Иране и Турции?
Конечно, виновны бывшие и действующие первые лица государств международного сообщества, но большая часть ответственности лежит на руководителях их внешнеполитических ведомств, особенно стран постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Это они, несмотря на их прямая политико-дипломатическую, гуманитарную и должностную обязанность, отказывались и уклонялись называть вещи своими именами, отличать добро от зла, правду от лжи. Господство двойных стандартов, обесценивших справедливый смысл норм и юридическую логику принципов международного права, породило беспрецедентное по масштабу господство вседозволенности и невежества в геополитике, межгосударственных и межнациональных отношениях. Республиканец Буш свергнул старый режим диктатора-суннита Саддама Хуссейна, а демократ Обама загнал иракцев в новый режим диктатора-шиита аль-Малики, оказывая ему военно-техническую помощь и политическое содействие для решения главной, по мнению президента США, задачи - сохранение территориальной целостности Ирака. Странный Б. Обама даже допускает активное участие Ирана в усилении власти шиитского премьер-министра аль-Малики в интересах укрепления Иракской централизованной государственности.
Почему относительно свободный курдский народ в формально федеративном и демократическом Ираке вот уже на протяжении 11 лет, обладая конституционной правоспособностью, был лишен возможности воссоединиться и воссоздать территориальную целостность Южного Курдистана, не мог реализовать суверенное право на самоопределение с выходом из состава псевдо демократической федерации с целью провозглашения независимости этого исконно курдского региона?
Все страны, державы и государства, чьи национальные интересы постоянно или временно распространялись на территорию Большого Курдистана или хотя бы одну из его четырех частей на Ближнем Востоке, прекрасно понимали и знали, что независимые и свободные, даже автономно самостоятельные курды никогда, ни при каких обстоятельствах, условиях и угрозах не станут марионетками. Поэтому все, в том числе Великобритания и Франция, СССР и США, Турция и Иран, Сирия и Ирак, предпочитали замалчивать и забалтывать неудобный курдский вопрос со всеми его региональными проблемами, предавали, топтали, душили и терзали всеми средствами и способами гордый курдский народ. Тем не менее, более человечный республиканец Буш решился признать, уважать и всемерно поддерживать широкую автономию курдов в составе федеративного Ирака. Но пришедший ему на смену "хладнокровный и сдержанный" либерал-демократ Барак Хуссейн "благословил" диктатуру аль-Малики.
Диктатор Аль-Малики готовился к реализации плана по подготовке к широкомасштабной военной операции с применением всех родов войск, всего арсенала армии и других силовых структур государства против внутренних противников – курдской автономии и арабо-суннитской политической оппозиции. Он намеревался одним броском обезопасить свою власть и утвердить долгосрочную "демократическую" диктатуру. Аль-Малики известный радикал, шиитский исламист и очень опытный политик-террорист, о чем хорошо осведомлены как в Вашингтоне, так и в Тегеране. Обама и аль-Малики были заранее осведомлены, в том числе службой безопасности КАР, о предстоящем наступлении отрядов суннитской радикал-националистической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" ИГИЛ, поддерживаемой и вдохновляемой правящими суннитскими монархическими кланами Персидского залива, и о начале террористической войны против шиитского правительства Исламской Арабской Республики Ирак. Обама и Керри прикинулись наивными "ребятами", плохо скрывая свои союзные и "дружеские" отношения с упомянутыми покровителями организации ИГИЛ, перед которой поставлена задача добиться свержения ныне правящих шиитских режимов как в Сирии, так и в Ираке для начала возрождения Исламского халифата на Большом Ближнем Востоке.
Проект создания нового Исламского халифата, естественно, не предусматривает участия Ирана и Турции в Арабском мире. Интересы Анкары и Тегерана не связаны с совместным планом Арабских монархий и США, но их суверенные права, вероятно, не будут ущемлены. Однако, одобренная сторонами картина событий неожиданно пошла не совсем по согласованному сценарию. Обескураживающее и просто позорное бегство укомплектованных, вооруженных и оснащенных дивизий армии главнокомандующего аль-Малики под натиском отрядов и групп террористов ИГИЛ очень сильно осложнило ситуацию, фактически разделив и расчленив Ирак на три отдельные части.
Малосведущий аль-Малики не теряет надежды получить обещанную "дружескую" помощь из США и Ирана, чтобы удержать власть и сохранить свой официальный статус главы Ирака в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе, Тегеране, Москве, Пекине и т.д. В новых неблагоприятных условиях Аль-Малики был вынужден неформально признать правомерность ввода вооруженных сил КАР на "спорные" земли, исторически принадлежащие Южному Курдистану, и даже отправил личное послание президенту Барзани, в котором якобы речь идет о сотрудничестве во имя спасения единого Ирака от внешнего и общего врага - ИГИЛ. Конечно, он надеется и верит, что завтра, одержав полную победу над ИГИЛ, сможет в приказном порядке, будучи диктатором и главнокомандующим Ирака, вернуть подразделения курдской армии в места их постоянной дислокации в пределах границ КАР.
Курды знают, что не станут бенефициарами успехов, ни в случае присоединения к мнимому военному сотрудничеству США, Тегерана и Багдада против ИГИЛ, ни в случае участия в войне суннитской оппозиции и ИГИЛ против режима аль-Малики. Необходимо любыми способами и средствами соблюдать нейтралитет, защищая и обороняя суверенитет, целостность и единство Южного Курдистана. Но при этом надо понимать, что, по военно-политическим соображениям, КАР нельзя формально оставаться в составе Иракской федерации. Курдская армия, обеспечивающая безопасность населения во всех курдских провинциях, не сможет долго сохранять нейтралитет и будет неизбежно вовлечена в текущую межарабскую сектантскую и гражданско-террористическую войну, если в самое ближайшее время власти Курдского автономного региона не провозгласят полную независимость и не объявят о выходе территориально единого и целостного Южного Курдистана из состава распавшейся Иракской федерации. Объявленная в КАР мобилизация резервистов, полагаю, свидетельствует о том, что президент Курдского автономного региона уже готовится к декларации государственного суверенитета Южного Курдистана.
Только статус пока еще не признанного, но уже де-факто государства позволит рассчитывать на немедленное международное неформальное признание Южного Курдистана, в частности, на военно-политическую поддержку и помощь Турции и, очень возможно, Израиля. Процесс формального признания государственной независимости Южного Курдистана будет сложным, но стремительным. Несомненно, что в этой оборонительной борьбе власти КАР могут рассчитывать на безусловную силовую поддержку всех курдских партизан, сосредоточенных во всех приграничных районах. Фактор единства и сплоченности народа Большого Курдистана будет иметь огромное политическое значение для международного сообщества в процессе официального признания государственной независимости Южного Курдистана.
Неформальная, но допускаемая уже существующей прецедентной практикой международных отношений, независимость снимет угрозу вторжения какой-либо враждебной внешней стороны, например Ирана, на территорию Южного Курдистана. Тегеран просто не осмелится, даже формально сославшись на просьбу правительства Ирака о помощи, предпринять попытку незаконного вторжения в восточные районы Южного Курдистана. Тегеран будет действовать крайне осторожно, чтобы не провалить важнейшие для Ирана переговоры по ядерной программе и не оказаться под более жесткими военно-политическими и экономическими санкциями Совбеза ООН. Израиль не дремлет и, несмотря на прагматичную и почти про-иранскую политику США, не даст Тегерану никакого шанса для активизации региональных амбиций на Ближнем Востоке. Иран будет вмешиваться во внутренние дела Ирака на стороне шиитского правительства ровно до тех пор, пока не получит предупредительное и упреждающее силовое "послание" от руководства КАР о недопустимости какого-либо присутствия Иранских военных в зоне суверенных интересов народа Южного Курдистана. Тегеран не будет вступать в открытое военное противостояние с национальной армией и силами безопасности КАР, предварительно преодолевая вооруженное сопротивление многочисленных курдских партизанских отрядов на территории Восточного Курдистана в Иране. Кроме того, в случае непредвиденного развития ситуации США будут вынуждены адекватно ответить Ирану, что совсем не входит в планы Тегерана.
Оказавшись под сильным давлением внутреннего общественно-политического мнения Обама был вынужден публично предупредить о том, что Белый Дом окажет поддержку правительству Ирака, включая воздушную атаку террористических сил организации ИГИЛ, но при условии, что аль-Малики приложит усилия для достижения единства и формирования действительно инклюзивного правительства Ирака.
Думаю, это предупреждение сделано для того, чтобы продлить власть аль-Малики до формирования нового правительства Ирака. Однако, если очень потребуется, согласиться на избрание другого подходящего диктатора, способного хорошо сыграть уже утвержденную роль "доброго монарха". С одной стороны, Обама и Керри не могли серьезно влиять на самую дружественную и лояльную, но очень самостоятельную политическую власть Курдского автономного региона, а, с другой стороны, не осознавали, что без надлежащего выполнения их законных требований просто невозможно говорить и думать о каком-то едином и территориально целостном Ираке. Ситуация в Ираке уже необратимо изменилась, потому что фактически более не существует федеративного государства, целостной территории и единой власти. Легитимность Иракской государственность была полностью лишена правового и политического фундамента – конституции и федерализма - в 2011 году. Наученные горьким опытом, в том числе упущенных возможностей в 2003-2014 годах, власти КАР и народ Южного Курдистана знают, что Иракским премьер-министрам, президентам и законодателям доверять нельзя ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Поэтому слишком опасно, безрассудно и непатриотично оставаться в составе псевдо федерального государства, надеясь на сказочное чудо, даже если оно обещано и гарантировано "добрым хозяином" волшебного Белого Дома в Вашингтоне.
"Прихрамывающая" администрация Обамы беспорядочно вступает в неразборчивые и неблагоразумные внешние связи и отношения, вероятно, нервозно и безрассудно реагируя на недопустимо низко опустившийся рейтинг доверия президента в стране и мире. Что же делать, ведь на самом деле напортачили, наломали дров и разожгли плохо управляемые костры, в частности, в Ираке, Сирии, а теперь и на Украине. Зачем или во имя чего? Чтобы отомстить России или лично Путину за свои же неудачи, глупости и ошибки? В результате такого самодурства гибнут сотни тысяч и страдают миллионы невинных людей, в том числе и прежде всего беспомощные и беззащитные дети, женщины, старики, народы суверенных стран и новых непризнанных государственных образований. Обама и Керри неспособны правильно и разумно продолжать или завершать планы своих предшественников. Объявленная ими "сдержанность" во внешних делах в основном свелась к применению так называемой "мягкой силы" в политике и дипломатии "холодного" давления на Россию и президента Путина.
Незадолго до начала Второй мировой войны фашист Адольф Гитлер, стал самым популярным "фюрером" в агрессивной среде "коричневых" радикалов и уважаемым заказчиком финансово-промышленных кругов Западного демократического сообщества 30-ых годов XX-ого столетия.
Сегодня, когда США очень заметно теряют сверхдержавную высоту "миротворческого полета", демократ и либерал Барак Хуссейн Обама, в значительной степени благодаря усердию и стараниям команды "отмороженных" пресс-секретарей, старших помощников и главных советников президента, приобретает размытый образ нового "фюрера" новоявленных неонацистских и неофашистских ублюдков, но с очень непопулярным имиджем. Проводимая Обамой политика, напоминает "chewing-gum", которая скоро лопнет и ударит по США и финансово-экономической основе Евросоюза, по ее Еврозоне, ознаменовав полное поражение невежества и хамства в геополитике и начало возрождения справедливого миропорядка в интересах международной безопасности и стабильности, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов, наций и государств. Барак Хуссейн Обама считал абсолютно нецелесообразным и неразумным не только выход Южного Курдистана из потенциально якобы очень "перспективного" Ирака, но даже не одобрил "несанкционированный" Багдадом экспорт энергоносителей из "свободного" Курдского автономного региона. С точки зрения человеческой морали и нравственности Обама, по сравнению с его предшественником Бушем, оказался подлым политиком в должности президента, возможно, самым худшим за всю историю США.
Касаясь внутренней обстановки в Ираке и Курдском автономном регионе, разумеется, не следует забывать о роли Турции в Сирийском кризисе, в частности в связи с влиянием Анкары на развитие ситуации в Западном Курдистане. Турция руководствуется в своей политике по Сирии не религиозными мотивами радикал-исламистской идеологии, а сугубо стратегическими интересами и целевыми задачами своего государства. Турция отчасти добровольно и отчасти в рамках своих членских обязательств по НАТО вмешалась в Сирийскую гражданскую войну, соблюдая и сохраняя определенную дистанцию, чтобы быстро маневрировать в зависимости от происходящих там изменений в расстановке сил и следить за ситуацией. Сирийский кризис имеет прямое отношение к внутренним и внешним делам Турецкого государства. А в связи с начавшимся процессом поиска мирного решения курдской проблемы в самой Турции, перспектива развития событий в Западном Курдистане приобрела особо важное значение для Анкары. Дело в том, что современная Турецкая власть, как бы ни относиться к правительству этого авторитарного государства, медленно, но меняется, мелкими шагами продвигаясь в сторону демократических реформ и преобразований. Поэтому Турция крайне заинтересована в том, чтобы в ближайшем будущем в соседних странах, на территории которых проживают миллионы "чужих" курдов, не существовали откровенно диктаторские режимы, особенно в Сирии и Ираке.
Турция желает избавиться как от внутренних, так и внешних угроз единству и целостности своей государственности с помощью сотрудничества, а не конфронтации со "своими" и "чужими" курдами. Правительство Турции понимает, что внутреннюю стабильность в стране можно будет обеспечить через признание многонациональности, этно-культурного разнообразия и соблюдение прав всех компонентов государства и гражданского общества. Политические, правовые и социальные реформы неизбежны и остро востребованы в Турции, но реализация этой стратегии зависит от разных факторов успеха, которые еще не полностью проявились и обозначились.
В стране продолжается очень острая борьба за власть между правящими и оппозиционно-националистическими силами, фактически между сторонниками реформ и преобразований, направленных на создание устойчивой и объединяющей общественно-политической системы государственного устройства, и ярыми противниками перестройки фундамента господства принципа нерушимости единства и целостности республиканского государства турецкой нации. Полагаю, победу в этой борьбе должны одержать реформаторы, потому что только они совместно с объединенным политическим органом курдского народа смогут сломить деструктивное сопротивление турецких радикал-националистов. Конечно, успех в интересах единого многонационального государства и гражданского общества Турции будет обеспечен при условии достижения официального турецко-курдского соглашения о правовых гарантиях и взаимоприемлемой программе неотложных реформ. Надо особо подчеркнут, что, в отличие от других государств, в Турции кардинально и позитивно изменилось отношение государства и власти к вопросу о праве курдского народа в Ираке на самоопределение и выход Южного Курдистана из состава Ирака. Представители Турецкой власти все чаще и, отметим, что уже без строгого соблюдения еще практикуемой и общепринятой дипломатической сдержанности по данному вопросу, откровенно высказывают мнение о том, что новое Иракское федеративное государство не состоялось и фактически потеряла признаки легитимности власти. В 2013 году Турция окончательно утвердилась в намерении серьезно укрепить и повысить политический статус и экономический уровень официального сотрудничества с Курдским автономным регионом Ирака. Эрдоган фактически признал полномочность руководства региона, в частности, президента и главу правительства КАР, представлять интересы независимого Южного Курдистана на высшем уровне в двусторонних внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях с соседней Турцией. В основе долгосрочного экономического сотрудничества между сторонами, конечно, лежит стратегически важная энергетическая сфера.
Премьер-министр Турции, проявляя озабоченность в связи с резким ухудшением региональной обстановки, предупредил администрацию США, в частности, вице-президента Байдена о крайней нежелательности какого-либо внешнего военного вмешательства во внутренние дела Ирака, чтобы не допустить масштабной гуманитарной катастрофы и неконтролируемого обострения ситуации. Турция, видимо, намекает, что не позволит Ирану вторгнуться в Южный Курдистан.
Думаю, в государствах христианского мира, в том числе в США и, конечно, в России должны очнуться с очень добрыми помыслами и пожеланиями, услышав, наконец, благую весть из Ближнего Востока о рождении нового дружественного и миролюбивого государства Южный Курдистан. Даже дуэт Обама - Керри, полагаю, не сможет сколь-нибудь серьезно помешать этому неизбежному и приближающемуся историческому событию, потому что никто не позволит им нанести непоправимый ущерб геополитическим интересам США на Ближнем Востоке и мире. Москва не должна оставаться в стороне, долго наблюдая за ситуацией и обдумывая свою позицию.
Независимый Южный Курдистан возникает не благодаря, а вопреки. Будущие автономные курдские регионы в Турции, Сирии и Иране, наконец, будут иметь совсем рядом и навсегда сильного и влиятельного защитника своих национальных прав и свобод.
Полагаю, в настоящее время в целях национальной безопасности все политические организации, в том числе парламентские партии Южного Курдистана обязаны полностью прекратить неформальные связи и контакты с любыми официальными структурами, миссиями, офисами и представительствами иностранных государств внутри и за пределами Южного Курдистана.
Теги: Мураз Аджоев, Ирак, Нури аль-Малики, сунниты, шииты, курды, армия США, Сирия, Иран, Саудовская Аравия, Катар, НАТО, Турция, Курдистан, Масуд Барзани, Джаляль Талабани, Барак Обама, нефть, Саддам Хусейн, Джорж Буш, Исламское государство Ирака и Леванта, Джон Керри, Израиль, ООН, Россия, Владимир Путин, Европейский Союз