В оценке того, что происходит в Ираке и Сирии, возобладали эмоции: молненосный захват миллионных городов, показательный массовый расстрел пленных в Мосуле и других местах, нарочитые жестокости в отношении религиозных меньшинств, зверские надругательства, издевательства и жестокие убийства безоружных мирных жителей, трагедия панического массового бегства езидов, показательная казнь американского журналиста,– все это, растиражированное мировыми СМИ, создает впечатление, что из тьмы средневековья пришла какая-то неведомая, необузданная, варварская сила. Одно слово "халифат"! Но, если вспомнить механизм работы саддамовского репрессивного аппарата в период Анфаль, во время жесточайшего геноцида курдов, когда методично, почти по плану расстреливались, сносились, выселялись целые деревни курдов, езидов, да и шиитов, чьи обнаруженные за последние десятилетие многочисленные массовые захоронения (а сколько еще не вскрыто на юге Ирака!) прошли слишком незаметно для Запада, да и для всего мира, то, к сожалению, придется признать, что в происходящем сейчас нет ничего принципиально нового. Правда, тогда это скрывалось, а сейчас это преподносится нарочито открыто и используется для терроризирования населения страны, чтобы подавить его способность сопротивляться! Но это не ново даже для этой группировки, долгое время, скрывавшейся под эгидой Аль-Каиды: она занималась и занимается этим же в Сирии, где ее зверства из-за корпоративных предпочтений западных СМИ долгое время не получали должной оценки, потому что какое-то время она рассматривалась как оппозиционная режиму Башара Асада, приговоренному западными лидерами к падению.
Оценивая деятельность этой группировки, видно, что это не террористический или грабительский налет на Ирак: силы Исламского государства пришли, чтобы остаться здесь надолго. В частности, они скрупулезно прибирают к рукам все имущество, которое позволит им установить свой порядок на захваченных территориях. Они не взорвали Мосульскую дамбу, что уничтожило бы и сам почти двухмиллионный Мосул, да и смыло бы многие города вниз по течению Тигра до Багдада включительно. С последующими годами засухи и голода! От этого содрогнулся бы весь мир! Нет, они превратили Мосул в свой основной административный и деловой центр. Они даже не испортили оборудование этой крупнейшей в Ираке электростанции. В Мосул и другие города на административные должности назначили людей с опытом из саддамовского прошлого. Иными словами, это – не смерч, который налетит, перевернет, разрушит, поубивает попавшихся на пути, но исчезнет, это – новая государственность, которая рождается снизу и расчищает для себя "жизненное пространство".
В связи с этим настораживает то, что нет обсуждения реальных причин и реальных факторов, которые привели к появлению этого нового суннитского Исламского государства на территории Ирака, Сирии и Ливана. Это новое суннитское государство формируется в крайне непростых обстоятельствах с использованием для мобилизации массовой поддержки диких архаичных инстинктов, поэтому его действия вызывают ужас, страх и ненависть у всех, против кого направлено это государство. В попытке укорениться на захваченных территориях оно ведет себя предельно вызывающе, специально выдвигая непомерные (=нереализуемые) территориальные претензии и действуя с непомерной демонстрационной жестокостью на тех территориях, куда вступили его отряды. Главная линия поведения – террор против захваченного населения с целью гарантировать его полное повиновение, подавить в зародыше любое сопротивление, эти действия сопровождаются изгнанием из захваченных мест людей всех других национальных и религиозных убеждений и даже жестоким террором против своих единоверцев-соплеменников, если они не так ревностны в вере, как они, или запятнали себя сотрудничеством с нынешним иракским государством. Цель - полная гомогенность общества, основанная на утрированных религиозных принципах, предельно далеких от ислама, отсюда тотальность в проведении своей линии, которая и не снилась прежним кровавым авторитарным режимам. За этими действиями стоит также дьявольская рациональность – очистить территорию от чужих, чтобы уже больше не делиться с ними ее богатствами, а те "чужаки", кто останется на этой земле, даже если они, ссылаясь на историю или предания, считают ее своей собственной, должны платить огромный налог за право жить здесь. Это – "неосаддамизм" в квадрате, или даже в кубе. Из-за этого язык не поворачивается назвать это образование государством, и этот монстр, безусловно, – все еще "недогосударство".
Возможно, поэтому сейчас все усилия международного сообщества направляются на то, чтобы мобилизовать силы на полное уничтожение группировки, присвоившей себе название Исламского государства. Барак Обама назвал ее "раковой опухолью", которую надо уничтожить. Но, к сожалению, как бы ни были тяжелы преступления радикальных исламистов из Исламского государства, ничто не ново под луной. Двадцатый век дал примеры чудовищной жестокости, резко понизил стоимость человеческой жизни. Иными словами, повторяется ситуация, которая была, например, с Организацией освобождения Палестины, ведь тоже была организация, не чуравшаяся террористических методов действий, хотя и ее противники вначале очищали территорию Палестины от арабов далеко не гуманными методами. Израиль и Палестина – два государства, которые десятилетия не признавали друг друга, чьи непростые отношения и сейчас поддерживают напряжение в отношениях на всем Ближнем Востоке. Все это уже привело огромным жертвам, и до сих пор в Палестине и Израиле льется кровь. Но сегодня уже невозможно отрицать эти государства, и именно признание права этих государств на существование – основа для потенциального урегулирования отношений на Ближнем Востоке.
В течение более чем десяти лет власти в Ираке, сначала оккупационные, а затем и сменившие их новые иракские власти не могли решить суннитскую проблему, как они не решили ни курдскую, ни езидскую, да и ни одну из проблем, которых так много в Ираке. Может быть, кроме шиитской, положение этой общины изменилось, потому что она стала доминирующей, но и в ней нет однородности, поэтому и в ней существует огромный взрывной потенциал.
К счастью, курды, еще до свержения Саддама обладавшие началами государственности, смогли обособиться, буквально отгородиться в своем анклаве на севере страны и начать налаживать собственную жизнь, хотя время от времени ситуация и здесь оказывалась на грани взрыва или столкновения с центральной властью, курдов защищала только инерция самостоятельности, инерция того, что мир стал воспринимать их как самостоятельный, практически независимый регион. Поразительно, но курдам удалось решить проблему нормализации отношений с Турцией, которая стала их окном в мир, но они так и не смогли договориться с ранее находившимися в столь же бедственном положении, как и они, шиитами.
Суннитская же проблема никак не решалась, давление на арабов-суннитов только нарастало, и эта неудовлетворенность большей части этноса, еще недавно распоряжавшегося всем в Ираке, прорывалась восстаниями, терактами, вооруженным сопротивлением, фактическим размежеванием суннитов и шиитов в местах их совместного проживания, дискриминацией и деградацией суннитских провинций. Это за прошедшее десятилетие привело к огромным потерям в иракском обществе, которые уже исчисляются сотнями тысяч человек. Это – серьезный фундамент для насилия, происходящего сейчас. Это нетерпимое состояние не было ни для кого тайной, не случайно, что на этом ужасном фоне Курдистан называли другим Ираком, но сейчас проблема арабов-суннитов выросла настолько, обрела такие масштабы, что она затронула и Курдистан, да и грозит развалом Ирака, что породит кровавые разборки и в стране, и в регионе. Тем более, что между народами Ирака стоят колоссальные богатства страны, исчисляемые миллиардами баррелями нефти, по поводу которых им будет крайне непросто договориться. По крайней мере, до сих пор им это не удавалось. За нынешней гигантской волной насилия, захлестнувшей Ближний Восток, стоят многие миллионы арабов-суннитов, стоят крайне сложные отношения в регионе, непростые отношения между мировыми цивилизациями, - все это не "зачистить", тем более, точечными авиаударами, может разразиться новая, более масштабная война. Но война как основной способ решения этих проблем многократно увеличит потери, уже понесенные Ираком, Сирией, Ближним Востоком и миром.
Тот кошмарный способ, каким рождается суннитское государство, не может не ужасать, но это – следствие того, что ни сами народы Ирака, ни страны, ранее оккупировавшие Ирак, ни мировое сообщество в целом, включая соседние страны, не смогли найти решение межэтнических и религиозных проблем этой страны. Издержки этой неспособности к урегулированию проблем крайне тяжелы и особенно тяжело ложатся на невинных – слабых и угнетенных, какими являются религиозные меньшинства Ирака, страшной ценой отвечающие за чужие грехи. Но если не найти решения этой проблемы, то потери для народов Ирака и всего Ближнего Востока будут еще больше, а мосульская дамба точно не уцелеет! К сожалению, тот раздрай, который сейчас царит в отношениях между мировыми державами, полная неспособность США, несмотря на претензии, выступать лидером мира, а не преследовать свои, часто не понятные даже их союзникам цели, оставляют мало надежд на скорое и совместное решение иракской проблемы. Нужно реанимировать договороспособность в международных отношениях на всех уровнях, на уровне стран, регионов и в мире в целом! И то, что уже началось точечными ударами, боями в Сирии и Ираке, не закончится, пока мир не придет к новому консенсусу.
В любом случае, надо попытаться понять реальную проблему, с которой столкнулся мир, а не отгораживаться от нее обоснованными, понятными, но скрывающими суть ситуации эмоциями.
Теги: Вадим Макаренко, Ирак, террор, Сирия, курды, езиды, Саддам Хусейн, Аль-Каида, Башар Асад, Мосул, Исламское Государство, сунниты, шииты, Ливан, Барак Обама, Палестина, Израиль