Историческая и геополитическая аналогия
В 1948 году Еврейское государство, окруженное враждебными арабскими странами, несмотря на циничное равнодушие международного сообщества, сумело завоевать суверенность и утвердить независимость на родной палестинской земле народа древнего Сиона. Изначально при активной военно-политической поддержке СССР, а затем благодаря помощи США, осуществлявших поставки вооружений для армии ополченцев едва еще признанного и отчаянно оборонявшегося свободного Израиля. Не удивительно, что сегодня, кажется, только суверенный Израиль, пренебрегая неписаными правилами "двойных стандартов" в геополитике, твердо и решительно признает неотъемлемое, справедливое, тяжело выстраданное право народа де-юре автономного Курдистанского региона на самоопределение и независимость от территориально, этно-конфессионально, ментально и духовно разделенного на несовместимые части Иракского федеративного государства. В основе позиции Еврейского государства и демократического гражданского общества, безусловно, лежит высшая гуманистическая суть международного права, а вторичным фактором позитивного отношения к вопросу является здравый и честный геополитический прагматизм, естественно, во благо очень близких по исторической судьбе, культуре, нравственным ценностям и мировоззрению коренных и великих народов Большого Ближнего Востока, в частности, Израиля и Курдистана.
В 2003 году США и их союзники свергли действительно кровавый диктаторский режим в баасистском Ираке, совершивший за долгие годы произвола и жестоких репрессий чудовищные массовые преступления с использованием химического оружия, авиации и тяжелой артиллерии в регулярно проводимых карательных операциях армии и жандармерии против партизанских отрядов самообороны и мирного населения всего Южного Курдистана. Фашистский арабо-суннитский режим "великого" диктатора Саддама Хуссейна с опозданием был свергнут, как говорят, по формально необоснованным юридическим обвинениям и политическим мотивам. Но ведь истина в том, что в кровавом Ираке восторжествовала справедливость, у миллионов угнетенных наступило время новых надеж и взглядов на будущее только благодаря "неоправданному" вторжению Западной военной коалиции во главе с США. Три Стороны переходного политико-правового процесса нового государственного устройства, в частности, два отдельных Объединения, представлявших не арабский народ, а противоборствующие сообщества шиитов и суннитов, и один Единый Блок сообществ Южного Курдистана, договорились учредить "демократическое" федеративное исламское Иракское государство с децентрализованной системой власти и управления. Стороны обязались завершить выполнение всех основополагающих условий и положений Федерального Соглашения в полном соответствии с Конституцией республиканского государства в срок не позднее конца 2007 года. В Ирак вошла Курдистанская Автономия с региональными институтами суверенной власти: президентом, парламентом и правительством.
Однако, права Автономного Региона, в том числе на получение 17%-й доли из общефедеральных средств республиканского бюджета, снабжение и содержание вооруженных сил из фондов Минобороны страны, воссоздание административно-территориальной целостности согласно 140-й статьи Конституции, освоение новых нефтегазовых месторождений и экспорт добываемых углеводородов, произвольно урезались Иракским правительством. Неправомерное давление на КАР особенно усилилось в период с 2011 по 2014 годы. Багдад отказывался выполнять ранее достигнутые договоренности. Президент автономии Барзани призывал участников политического процесса в КАР и Ираке в целом к честному партнерству и сотрудничеству. Взаимоприемлемые компромиссы и соглашения как с внутренней курдской "оппозицией", так и с арабскими партиями, федеральным правительством Ирака были необходимы для достижения хрупкой стабильности, которая позволяла добиться относительно динамичного роста в экономике, повышения качества соцобеспечения населения, медицинских услуг, образования, внедрения основ демократии. В КАР были созданы привлекательные условия для стимулирования крупных иностранных инвестиций в экономику, особенно в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль. В обстановке административно-правового произвола Багдада, умышленно чинимого правительством Ирака, власти КАР оставались в одиночестве, без поддержки президента и парламента страны. Тем не менее, результаты напряженных усилий свидетельствовали об очень высоком потенциале развития КАР, особенно с учетом всех экономико-географических ресурсов целостного Южного Курдистана. КАР, даже территориально "укороченный", был и остается самым развивающимся, безопасным и стабильным регионом в псевдо Иракской федерации.
Страны и международные организации, давно представленные в столице и провинциальных центрах КАР, а также крупнейшие мировые компании, работающие там, неформально признают независимость региона, но не решаются публично поддержать законное право народа Южного Курдистана на целостность, единство, самоопределение и выход из фактически мнимого Иракского исламского федеративного государства. После вывода миротворческих сил США, по "инициативе" выбранного на второй президентский срок Обамы, всем стало вполне очевидно, что в Ираке возрождается диктатура, разгорается вновь война между арабскими сообществами шиитов и суннитов. Руководство КАР противостояло попыткам втянуть курдов в межарабское гражданско-сектантское противоборство и придерживалось строгого нейтралитета. Правящая арабо-шиитская элита позволила авторитарному премьер-министру монополизировать государственную власть и устанавливать собственные правила, грубо пренебрегая Конституцией и Федерльным Соглашением.
Отчетливо проявились все врожденно-хронические симптомы этно-культурной, ментальной, духовной, политической и исторической несовместимости, допускающие "единство и целостного" в госграницах государства только в принудительном режиме диктатуры власти одного из двух арабских этно-конфессиональных сообществ Ирака. Мирное и равноправное сосуществование Сторон в этом искусственно созданном государстве – утопическая иллюзия или целенаправленная идеология хаоса. На смену арабо-суннитской диктатуре пришла арабо-шиитская гегемония. Тем не менее, упрямый Белый Дом и нерадивый Госдеп продолжали лицемерить, "мягко" впихивая арабов, расколотых на вечно враждующих шиитов и суннитов, и совсем иных курдов в "единую и целостную" Иракскую федерацию. Тем временем, конечно, соседний Иран укреплял позиции в Багдаде с помощью шиитского Иракского правительства, усиливал политическое влияние в восточной провинции КАР, опираясь на своего верного "вассала" - "Патриотический Союз Курдистана" (ПСК) во главе с основателем "социалистической" партии и первым "демократическим" президентом "федеративного" Ирака. Он осознанно поддерживал премьер-министра аль-Малики, спасал его от импичмента, выступал против выхода КАР из федерации, полагая что "единство и целостность" Ирака – наиглавнейшая задача, долг и ответственность Сторон. При этом глава ПСК даже угрожал отделить "родовую провинцию" от КАР в том недопустимо "дерзком" случае, если какие-то там "безумцы с горячими головами", имея в виду Барзани, провозгласят независимость Южного Курдистана. Кому была выгодна "странная" позиция главы ПСК? Ответ очевиден – "Великодержавному" Иранскому революционно-теократическому режиму.
Может ли народ Южного Курдистана согласиться с мнением своего "главного патриота"? Однозначный ответ всем известен – Никогда! Ни одной партии и никакой внешней силе, в том числе ПСК и ДПК, Ирану и Турции, не будет позволено противостоять суверенной воле и власти народа Южного Курдистана. Об этом заявлял и предупреждал президент КАР М.М. Барзани, каждый раз подчеркивая, что служит верой и правдой народу Южного Курдистана, воля которого является высшим источник демократической власти. Барзани знает, что наступили времена, когда народ сам решает свою судьбу и определяет свое будущее. Поэтому оппортунизм руководства ПСК, несомненно, приведет к запрещению деятельности этой партии и, возможно, к уголовной ответственности "сепаратистов", вступивших с премьер-министром Ирака аль-Малики в преступный сговор с целью ослабить авторитет президента Барзани путем частичного блокирования, а с 2014 года полного прекращения финансирования КАР из федерального бюджета. А такое преступление, если, конечно, обвинение будет предъявлено, квалифицируется как предательство родины и народа.
Бесчестная "конкуренция" ПСК, кстати, поддерживающего самые тесные партийные отношения с РПК (Турция), была направлена против согласованных целей и задач стратегического союза с ДПК. Возможно, по разумению основателя партийно-племенного "рода" ПСК, пришла пора "вассально" править в стратегически очень важной приграничной "суннитской" провинции "шиитского" Ирака, полномочно защищая "революционно-исламские" интересы и цели "великого" Ирана, в том числе в самом Багдаде с помощью "постоянного" представителя ПСК в "кресле" президента Иракского государства? ПСК, очевидно, "попал" в мир "нездоровых" иллюзий своего лидера и его старых сподвижников, одного из которых недавно "сделали" президентом Ирака. "Новенький" президент Ирака успел публично заявить, что независимость Южного Курдистана – это "очень далекий проект", а результаты референдума, даже если он и состоится, не приведут к немедленному выполнению воли народа. Этот "младший патриот" знает, потому что ему, как президенту страны, уже доложили о том, что "Курдское руководство" приняло окончательное решение оставить КАР в составе "единого и целостного" Ирака. Какие-то верные люди "донесли" о ходе заседания Совета лидеров пяти ведущих политических партий КАР. Этот СЛ - неформальный совещательный орган не обладает никакими правами и, в отличие от официальных властей КАР – президента, парламента и правительства, не уполномочен принимать решения и предпринимать какие-либо действия от имени суверенного народа. Второй Иракский президент, замглавы ПСК, выдавая желаемое за действительное, забыл о главном, об ультиматуме, выдвинутом КАР новому "инклюзивному" правительству и премьер-министру Ирака, у которого осталось менее чем 90 дней, чтобы представить детальное и окончательное контр-предложение на условия, по сути, требования народа и власти Южного Курдистана.
Все возможности для продолжения "федеративных отношений" в составе Ирака фактически уже исчерпаны. Ультиматум КАР –это сугубо "процедурный" шаг, предназначенный для внимания и сведения стран-членов Западной коалиции во главе с США, Турции и Ирана, которым надо выкарабкиваться из Иракского и Сирийского кризисов, но уже по разумному, гуманному, справедливому и безопасному сценарию. Обама, выводя войска в 2011 году из шиитского Ирака, одновременно утвердил "инструкцию", предусматривавшую почти полный отказ от слишком обременительной и "суетливой" борьбы с причинами глобальных и региональных проблем. "Креативной" команде Белого Дома и Госдепу было дано поручение использовать "рациональные" методы и способы обеспечения верховенства США в глобальных и региональных делах, напрямую связанных с их важными национальными интересами.
Это "гениальное" решение означало, что Госдеп, Пентагон и АНБ должны заниматься не столько устранением самих причин, сколько последствий мировых и региональных проблем. Причем делать это в основном за счет существенного увеличения доли участия "союзников" в общих затратах и усилиях как в рамках НАТО, так и самых разных "коалиций". Поэтому господин Обама осознанно не допустил прямого военного вторжения армии США в Сирию, чтобы избежать повторения неудачного сценария Иракского "проекта" администрации президента Буша. В Вашингтоне сократили масштабы непосредственного участия США в специальных и военно-технических "мероприятиях" на Ближнем Востоке, "рассчитывая" на финансовый и организационный потенциал региональных союзников. Под патронажем и руководством Вашингтона к подготовке специальной "операции" по свержению Сирийского режима подключились Ближневосточные союзники США, в частности, олигархические кланы суннитских арабских монархических государств, тесно связанные деловыми отношениями и интересами с правящими кругами США, Великобритании и Евросоюза. Арабские кланы были вовлечены в новый Сирийский проект в качестве старших "спонсоров" и младших "партнеров-бенефициаров".
США удаленно следили за подготовкой к проведению "Операции", но не вникали в детали "продюсерского творчества" своих союзников. Отдельно в разделе Сирийского "проекта" программы переустройства Ближнего Востока, вероятнее всего, была подробно "прописана" роль Турции, "обоснованно" заинтересованной в укреплении и расширении своего политического и экономического влияния в регионе. На высокие амбиции Анкары взвалили сложные и важные военно-логистические функции, разумеется, согласованные с Пентагоном, АНБ и НАТО. Турция обеспечивала безопасность и бесперебойную ритмичность всей военно-транспортной логистики для ускоренного формирования "Свободной Сирийской Армии" (ССА). Арабские "спонсоры-продюсеры" полностью отвечали за организацию и финансирование поставок военных грузов и боевых отрядов, перебрасывавшихся через Турецко-Сирийскую границу для пополнения вооруженных сил и рядов ССА. Однако, как оказалось, "спонсоры" чрезмерно "переусердствовали" в своих "миссионерских" усилиях, "наводнив" Сирию радикал-исламистами террористических организаций. Естественно, главари бандформирований не пожелали подчиняться командованию ССА и руководству Сирийской оппозиции. Началась ожесточенная борьба за религиозно-политическое лидерство. И, вдруг, в середине 2013 года "появился" самый многочисленный и наиболее жестокий "победитель", состоявший в основном из бывших военнослужащих и членов правящей партии БААС прежнего Иракского режима, главарей и рядовых бандитов филиала "Аль-Каиды" в Ираке.
Изначально назвавшись неким "Исламским государством Ирака и Леванты" (ИГИЛ/ИГИШ), а затем коротко - "Исламским государством" (ИГ) без четкой географической конфигурации, новая террористическая организация стала требовать от остальных сил признания военно-политической, административной, законодательной и идеологической монополии ИГ на захваченных и "обозначенных" территориях. Лидеры ИГ возглавили "священную террористическую войну" против шиитских режимов Сирии и Ирака, всех "неверных" по всему миру. ИГ, окончательно сформировавшееся в ходе Сирийской гражданской войны, фундаментально остается Иракским региональным подразделением в структуре транснациональной террористической сети "Аль-Каида". Организация ИГИЛ самопровозгласила "Халифат" на территориях Ирака и Сирии, чтобы, связав таким образом два кризиса двух стран-клонов единым радикал-исламистским "черным узлом" террора, создать образ нового "глобального монстра". Разве ИГ, организационно-финансово и военно-технически многократно усиленное благодаря колоссальным усилиям богатейших суннитских "спонсоров и продюсеров", страшнее и опаснее транснациональной сети "Аль-Каиды" или же враждебного шиитского про-Иранского террористического лагеря? Уместно было бы признать, что звучащие в адрес властей Турции обвинения в поддержке ИГ могут с таким же "обоснованием" быть предъявлены администрации США. Вице-президенту США пришлось принести извинения президенту Турции за допущенную непозволительную "необъективность" в оценке роли Анкары в Сирийском "проекте".
Мировые СМИ круглосуточно ведут "сенсационные" репортажи о последствиях беспредельного мракобесия и чудовищного зверства ИГ. Но в подготавливаемых этими же СМИ информационно-аналитических передачах ощущается почти Голливудский стиль подачи материала. По какому-то единому "режиссерскому" замыслу создается и продвигается устрашающий имидж псевдо "халифата", обретающего "очерченные" государственные границы на захваченных территориях Ирака и Сирии. СМИ, кажется, усиливают террористическую пропаганду руководящей "команды" ИГ, использующей глобальные социальные сети. ИГ, одной из более чем 40 радикал-исламистских организаций, размещенных в 20 преимущественно исламских странах, СМИ, экспертные сообщества и официальные органы большинства государств мира стали приписывать свойства "реального" государственного образования или "Халифата": территория, институты власти, административные органы управления, идеология, экономика, финансы и т.д. Полный бред распространяется и насаждается глобально с целью "обосновать" необходимость в создании "широких" коалиций и "больших" союзов, чтобы в течении не менее чем 3 лет "бороться" с этой угрозой на территориях Ирака и Сирии.
Глобально "раскрученный" миф, безусловно, имеет определенное назначение, потому что связан, разумеется, с нарастающим осознанием необходимости устранения условий и предпосылок катастрофического обострения проблемных ситуаций, а не только ужасающих последствий "крупнопористой" политики США на Ближнем Востоке. Создание мифов, вероятно, становится единственным способом консолидации государств мира. Дееспособность Совбеза ООН крайне низка и не отвечает целям международного права, в частности, в сфере обеспечения безопасности и гуманитарной справедливости в мире.
О планируемом вторжении террористическо-баасистских отрядов ИГ власти КАР заблаговременно предупреждали правительство Ирака и информировали Вашингтон, объясняя советникам Госдепа США, что без координации совместных усилий невозможно будет предотвратить чрезвычайно опасную военную ситуацию и напряженную гуманитарную обстановку в северо-западных провинциях. Высшее руководство КАР обращало внимание администрации президента США на серьезные проблемы Иракской армии и полиции в части обеспечения безопасности и защиты мирного населения провинций федерального подчинения. Адекватного ответа не последовало. В распоряжении ИГ оказались арсеналы современного вооружения и военной техники нескольких бежавших дивизий Иракской армии, большие финансовые потоки от контрабандной торговли сырой нефтью, добываемой на нескольких месторождениях, и нефтепродуктами, производимых на захваченных НПЗ в Ираке и Сирии. У организации ИГ действует вертикальная структура системы распределения функций и исполнения полномочий. ИГ захватило некоторые города и населенные пункты в Ираке и Сирии. Но главарей и членов ИГ, а также примкнувших к ним бандитов отрядов "ополченцев" многих арабо-суннитских племен Ирака и Сирии можно физически уничтожить в течении нескольких недель. Для этого США совместно со странами-членами Западной коалиции должны ускорить вооружение армии КАР. Наземная наступательная операция против террористических группировок и отрядов ИГ в Ираке и Сирии может быть безупречно выполнена спецподразделениями вооруженных сил КАР при поддержке военной авиации США и стран Западной коалиции.
Когда США "по-дружески" стали настаивать на создании единой децентрализованной "федерации" равных партнеров в Ираке, Тегеран, озабоченный судьбой своей ядерной программы, поддержал Вашингтон. Иран стал "по-братски" содействовать формированию нового и совсем "инклюзивного" правительства Ирака, но, конечно же, с надеждой на создание "исламской федерации" с "разумной" правящей доминантой политико-религиозной элиты шиитского сообщества этой страны. Новый премьер-министр Ирака будет выполнять именно эту задачу.
Однако, внутренняя ситуация как в Ираке, так и Сирии, а также в целом геополитическая обстановка в Ближневосточном регионе не оставляет шансов Ирану проводить излюбленную "революционную" стратегию в этих "шиитских" странах. Внезапный "суннитский" удар был нанесен по Иранским "шиитским" амбициям в Ираке и Сирии. В Тегеране, как впрочем в Вашингтоне, Брюсселе и Анкаре, готовятся к перекраиванию Ирака и Сирии из-за приближающейся независимости Южного или Юго-Западного Курдистана. Кроме того, Иран, в отличие от Турции, не имеет никакой политической стратегии урегулирования внутренней крайне сложной курдской проблемы, требующей мирного и правового способа разрешения.
В Тегеране знают и понимают, что у Анкары есть аргументы и возможности, с помощью которых Турция может достичь долгосрочного договора о дружбе и сотрудничестве с Южным Курдистаном, в том числе, вероятно, об урегулировании политических и территориальных аспектов курдского вопроса в Сирии. Тегеран пытается "зацепиться" за приграничную восточную провинцию КАР и все еще надеется с помощью ПСК "оторвать" ее от Южного Курдистана для шиитского Ирака и/или самого Ирана. Военно-полицейские "революционные силы" Ирана продолжают совершать преступления, подобные тем зверствам, которые творили многие другие режимы, в том числе в Ираке и Сирии, где сейчас орудуют убийцы и мракобесы ИГ. Но Иран, Ирак и Сирия, к сожалению, признанные государства и члены мирового сообщества. А вот это ИГ уже обречено на полное уничтожение, потому что стало "поводом" для начала и объектом относительно длительной коалиционной международной борьбы с последствиями действий или бездействий властей Ирака, Сирии, Ирана, Турции, а также США, России и других великих держав. Во всяком случае, кажется, другого повода просто нет, чтобы не в одиночку, а всем коллективно "выбираться" из кромешного ада, параллельно решая слишком запущенные проблемы в соответствии с нормами международного закона и гуманитарного права. На протяжении одиннадцати лет Иракского хаоса и почти уже четырех лет Сирийского кризиса, поглотивших сотни тысяч жизней, разрушивших страны и сломавших миллионы судеб, ответственность главных членов мирового сообщества оставалась на аморально крайне низком уровне озабоченности. Было много бестолковых предложений, но очень мало полезных дел и эффективных мер. Сейчас Турция находится в некотором замешательстве, не может определиться в отношениях с курдскими сторонами внутри страны и в Сирии. У Анкары нет возможности действовать в Сирийском направлении без одобрения США, что, с одной стороны, тормозит начало наземных операций против ИГ, а, с другой стороны, вызывает, мягко говоря, возмущение курдского народа в самой Турции, Сирии, Ираке и Иране.
Это означает, что договариваться с вскоре уже независимым Южным Курдистаном будет сложнее, чем предполагалось, потому что у курдской стороны могут появится некоторые контраргументы, которые усилят его позицию на будущих двусторонних переговорах. Руководство КАР убедительно просит объединенное командование Коалиции начать широкомасштабную операцию против ИГ в Сирии с участием частей армии "ПЕШМЕРГА". Видимо, надо настойчиво требовать. Это решение никак не должно быть увязано ни с партией ДСК (PYD), ни тем более с "террористическим клеймом" РПК (PKK). Речь идет о судьбе народа Западного Курдистана. Главнокомандующий и президент КАР (Южного Курдистана) вправе обеспечить защиту народа Западного Курдистана, независимо от мнения лидеров PYD-PKK или позиции Анкары, Дамаска и Тегерана. Идет война, нет никакой целесообразности и необходимости заниматься выяснением межпартийных отношений. Силы самообороны в Западном Курдистане, борются, надеюсь, не за цели и идеалы PYD-PKK, а за свободу и безопасность народа. Анкаре пора конкретизировать позицию по курдскому вопросу в Турции и Сирии, чтобы на основе разумных и взаимоприемлемых решений достичь стратегического соглашения с Южным Курдистаном, возможно, при посредническом содействии США. У Анкары нет никакой иной и более правильной альтернативы. Нельзя думать одно, говорить второе и делать третье.
Страдания, выпавшие на трагическую долю сотен тысяч мирных жителей Южного Курдистана в ходе геноцида, террора и варварства ИГ, а также из-за антиконституционных санкций Багдада против КАР, окончательно лишили Ирак права на суверенную целостность. Иракские власти несут всю полноту политической ответственности за хаос, войну, террор, гуманитарную катастрофу, разделение и развал страны. Сегодня надо спасать не территориальную целостность Ирака или Сирии, а "вытаскивать" народы из кромешного ада в лице этих стран-призраков. Масштабы террора ИГ стали серьезным поводом, чтобы окончательно покончить с Иракским и Сирийским историческими кошмарами. Принцип территориальной целостности для Ирака и Сирии более не применим. Постоянные-члены СБ ООН должны признать этот факт.
Вопрос об участии России в антитеррористической "операции" против ИГ в Ираке и Сирии не может просто "зависнуть", как, например, замороженное международное расследование причин крушения Малазийского пассажирского авиалайнера в воздушном пространстве Украины. Вашингтону следует проявить разумность и не отвергать в порыве антироссийских и/или анти-Путинских "эмоций" широкую помощь и возможности Москвы. Выступая на 69-ой сессии ГА ООН, президент Обама сказал, что США против той картины мира, которая "предполагает: кто силен, тот прав".
Он отметил, что "в таком мире одна страна может перекраивать границы другой", поэтому "Америка выступает за совсем другой мир". Обама подчеркнул эту цивилизованную мысль следующими словами: "Мы верим, что, кто прав, тот и силен – что большие страны не должны угнетать маленькие и что люди вправе выбирать собственное будущее". Президент США произносил эту часть речи в контексте Украинского кризиса и якобы неправомерного поведения России. Вот только он забыл или не знает, что предлагаемое им правило "идеального мира" является давно действующей нормой международного закона. Он не вспомнил о том, что это правило, к сожалению, соблюдается странами-членами ООН, в частности, великими державами мира, не в универсальном порядке и надлежащим образом, а выборочно по двойным стандартам, хотя оно должно быть обязательным не только в рамках межгосударственных отношений, но и во внутренних делах отдельно взятых государств. Особенно тех самых государств, которые совершали и совершают ужасные преступления против человечности, ущемляют, отвергают неотъемлемые политические права, социальные, гуманитарные и этно-культурные свободы коренных сообществ и народов, выдвигающих обоснованные и справедливые требования касательно самоуправления или суверенного самоопределения.
КАР честно выполнил просьбу США, исполнил свой последний долг и помог "умирающему" Ираку, в частности, шиитскому и суннитскому сообществам в формировании "инклюзивных" органов власти, которым предписано создать и развивать национальное исламское арабское государство. Теперь КАР имеет моральное, юридическое и политическое право осуществить безотлагательно суверенное волеизъявление народа Южного Курдистана через референдум о выходе из состава и полной независимости от Ирака. Государственные власти Ирака, Ирана, Турции и Сирии, если они действительно за мир, безопасность и стабильность в регионе, должны приветствовать территориально целостный Южный Курдистан в качестве независимой и равноправной соседней страны. Властям всех или отдельных соседних государств, противостоящим независимости Южного Курдистана, придется почувствовать всю силу правды и мощь законного волеизъявления курдского народа на своих суверенных территориях. Президент США говорит, что верит в силу чистой правды. Суверенитет Южного Курдистана в тех или иных госграницах –это неизбежность и, возможно, уже данность, независимо от того насколько верит Обама в правило, озвученное им на сессии ГА ООН.