Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу не станет выдвигать свою кандидатуру в председатели правящей партии. Противоречия между ним и президентом Эрдоганом оказались непреодолимы.
"В этой стране ничто не является тем, чем кажется на первый взгляд", - пишет про Турцию анонимный автор турецкого блога "Досье пеликана" (Pelikan Dosyasi). "Если здесь разоблачают предателя, на его место тут же приходит новый", утверждает автор, считающийся рьяным последователем президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Под "предателем" он подразумевает премьер-министра Ахмета Давутоглу, хотя и не называет прямо его имени. Записи в блоге проливают свет на давно уже тлеющий конфликт в верхушке Партии справедливости и развития (ПСР), правящей в Турции с 2002 года.
Не так давно эти двое мужчин были ближайшими соратниками, а теперь накал противоречий между ними достиг высшей точки. На следующий день после полуторачасовой встречи между Эрдоганом и Давутоглу, в четверг, 5 мая, премьер-министр публично заявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на пост председателя ПСР. Окончательно его судьба решится на внеочередном партийном съезде 22 мая. Уход Давутоглу с поста председателя партии автоматически влечет за собой и его отставку с поста главы правительства Турции.
Вопрос изменения конституции
Выиграв президентские выборы в 2014 году, Эрдоган позаботился о том, чтобы его предыдущие посты, лидера ПСР и главы кабинета, унаследовал политический преемник Давутоглу. Но затем взаимопонимание между ними стало исчезать, все чаще возникали расхождения. Тем не менее после досрочных парламентских выборов в прошлом году все споры были временно заморожены, отмечает журналист Серкан Демирташ в турецком англоязычном ежедневнике Hürriyet Daily News. И вдруг - новая эскалация конфликта. По мнению Демирташа, есть целый ряд проблемных пунктов. Например, курдский мирный процесс: пока Давутоглу еще размышлял о возможном возобновлении переговоров, Эрдоган уже провозгласил единственной целью силовую победу.
Кроме того, Эрдоган хочет расширить властные полномочия президента. Вообще-то форма турецкого управления заточена под премьера, и раньше президент почти не вмешивался в текущую политику. Но Эрдоган недвусмысленно продемонстрировал свои властные притязания. Однако, чтобы превратить Турцию в президентскую республику, как он мечтает, необходимо внести изменения в конституцию. Но ПСР не обладает парламентским большинством в три пятых голосов, без которого конституционная реформа невозможна. К тому же, политический преемник Эрдогана до сих пор не проявлял большого рвения к подобной перестройке государства.
По версии автора "Досье пеликана", когда Эрдоган сделал своего многолетнего соратника Давутоглу премьер-министром, он поставил перед ним два условия. Во-первых, преемник обязуется вести политику, независимую от Запада и его "троянских коней" внутри страны, а во-вторых, прилагать усилия к переходу страны на президентскую форму правления. Ни того, ни другого Давутоглу не выполнил.
Противостояние тяжеловесов
Но список расхождений между президентом и премьер-министром на этом не заканчивается. Когда четырем членам кабинета от ПСР были предъявлены обвинения в коррупции, Давутоглу настаивал на том, чтобы они согласились на проведение расследования. Для Эрдогана такой поворот событий был неприемлем. Помимо этого, премьер-министр выказывал непонимание, говоря о жестких мерах, которые Эрдоган обрушил на оппозиционные СМИ. После того, как журналисты стали подвергаться давлению и преследованиям, Турция оказалась в центре резкой критики со стороны международного сообщества.
В конце апреля кресло под Давутоглу зашаталось. Руководящий комитет ПСР принял решение, согласно которому в обязанности председателя партии более не входит назначение партийных представителей на уровне провинций и городских округов. Из рук Давутоглу ускользнул важный инструмент внутрипартийной власти. Сама эта инициатива, по информации турецкого журналиста Мустафы Акьёля, шла напрямую от Эрдогана. В конце концов Давутоглу подписал документ, ограничивающий его собственные полномочия, подытоживает Акьёль в англоязычном онлайн-издании Al-Monitor, посвященном проблемам Ближнего Востока.
В результате конфликта между турецкими политическими тяжеловесами в ход пошли болевые приемы. Достоянием общественности стали фотографии, на которых сын министра транспорта Турции Бинали Йылдырыма запечатлен в сингапурском казино. Предполагается, что источник компрометирующих фото находится в окружении Давутоглу, ведь Йылдырым считается одним из возможных претендентов на пост премьера. Игорные дома для благочестивого мусульманина - табу, и то, что его сын был обнаружен в одном из них, не играет на руку политическим амбициям Йылдырыма. Другой потенциальный кандидат на место Давутоглу - министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак. Он женат на дочери Эрдогана.
Клуб проигравших
В столь затруднительной ситуации глава правительства обратился с эмоциональной речью к парламентской фракции ПСР. "Я могу отказаться от любого поста, но не разочарую друзей, с которыми связан общими устремлениями", - сказал Давутоглу. Как считает Мустафа Акьёль, "Давутоглу останется в памяти, как человек, возглавивший кабинет в трудные времена. В тяжелейших условиях он старался сделать все, что было в его силах". Автор "Досье пеликана" заканчивает свои рассуждения простым предложением: "Ясно, кто здесь проигравший". А, по мнению журналистов оппозиционной газеты Cumhuriyet, уже существует целый "клуб проигравших". И став его членом, Давутоглу повторит судьбу другого влиятельного члена ПСР, бывшего премьер-министра и президента Турции Абдуллы Гюля. Когда-то и Гюль был близким соратником Эрдогана, а затем оказался вытеснен им за предел политического поля.
Теги: Турция, Ахмет Давутоглу, Реджеп Тайип Эрдоган, ПСР, Турецкий Курдистан, Абдулла Гюль