Cирийские курды представляют собой вторую по численности этническую группу Сирии (после арабов). До начала гражданской войны в стране насчитывалось около 3 млн. курдов, что составляло свыше 12% всего населения страны. Большая часть сирийских курдов исторически проживает компактно, в трех анклавах на севере страны вдоль сирийско-турецкой границы с выходом на иракскую границу, имеются также общины курдов в гг. Алеппо, Дамаске и других городах Сирии. В ходе гражданской войны 2011-2016 гг. курдское население страны сократилось до 2,5 млн. человек, главным образом, за счет вынужденных переселенцев и беженцев, несколько тысяч курдов погибло в ходе боевых действий с боевиками "Исламского государства" (ДАИШ), "Джабга ан-Нусра" и других исламистских группировок. Есть погибшие и раненые и в результате ракетно-бомбовых ударов и артиллерийско-минометных обстрелов ВС Турции. Миграционные потоки сирийских курдов направлялись, в основном, в Турцию, Ливан, Иорданию, Иракский Курдистан, где они размещались в лагерях беженцев и в родственных семьях, нескольким тысячам курдов удалось эмигрировать в страны ЕС.
По своим религиозным взглядам, подавляющее большинство сирийских курдов (около 70%) исповедует ислам суннитского толка, около 20% - шииты, примерно один процент - езиды, небольшая часть курдов исповедует христианство. Основной диалект курдского языка в Сирии – курманджи. Как и курды других стран, сирийские курды отличаются национальной и религиозной толерантностью и стараются поддерживать доброжелательные отношения со всеми жителями Сирии и своего региона.
Изначально, при создании по мандату Лиги наций Францией нового сирийского государства (в 20-х годах прошлого столетия) права курдов как самобытного этноса и коренного народа этих мест учтены не были и не нашли своего отражения ни в конституции, ни в других законодательных актах сирийского государства. Позднее, когда в 60-х годах была провозглашена Сирийская арабская республика (САР) и к власти в стране пришли арабские националисты, курдам была на долгие годы уготована роль людей "второго сорта". Несмотря на то, что подавляющее число сирийских курдов тысячелетиями проживало на севере Сирии, центральные власти использовали факт переселения в страну нескольких тысяч курдских беженцев из кемалистской Турции в 1920-е годы в качестве предлога к тому, что курды не являются коренными жителями новой арабской Сирии. Это событие на протяжении десятков лет использовалось властями в Дамаске для оправдания своей дискриминационной по отношению к курдскому меньшинству политики.
Пришедший к власти в Сирии в 1961 году военный режим принял закон о создании, так называемого, арабского (или "зеленого") пояса безопасности в районах традиционного расселения курдов (сирийско-иракско-турецкая границы). На место насильственно депортированных из приграничных районов Сирии курдов, как правило, заселялись арабские семьи или другие национальные меньшинства. Закон 1962 года об очередной переписи населения страны распространялся лишь на курдское население в губернаторстве Хасека (провинция Джазира), поэтому около 130 тыс. курдов, проживавших в тот период в других районах страны, были автоматически лишены сирийского гражданства и перешли на положение беженцев или лиц без гражданства на своей исторической родине. Эта часть курдского населения Сирии оказалась практически бесправной и вынуждена была долгое время влачить жалкое существование.
Положение сирийских курдов еще более ухудшилось после 8 марта 1963 г., когда к власти в Сирии пришла Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ) или, как ее принято сокращенно называть, - Баас. В силу своей, явно националистической, идеологии новые арабские власти активизировали усилия по насильственной ассимиляции курдов и не предпринимали должных мер по социально-экономическому развитию населенных курдами районов: в курдских анклавах почти не строились дороги, мосты, промышленные и сельскохозяйственные объекты, школы, больницы, медицинские, фельдшерские и ветеринарные пункты, торговые центры, многие курдские районы так и не были обеспечены электроэнергией и централизованным водоснабжением. Курдам было весьма сложно получить среднее и высшее образование, поступить на государственную или военную службу. В центральных органах законодательной и исполнительной власти страны курдов практически не было, арабам отдавалось предпочтение и в местных органах власти (муниципалитетах). Курды в Сирии были ограничены в развитии своих партий и общественных организаций, национальной культуры, искусства, языка, литературы и т.п. В стране были закрыты все школы и любые другие учебные заведения с обучением на курдском языке, СМИ, да и само публичное общение на курдском языке запрещалось. Властями не поощрялось даже ношение традиционной курдской одежды, проведение национальных праздничных и других мероприятий. Десятки лет во внутренней политике Сирии господствовал арабский шовинизм по отношению к курдскому меньшинству.
К началу гражданской войны в Сирии (2011 г.) все же сохранилось несколько курдских политических и общественных организаций, действующих, в основном, нелегально или полулегально. Суть политических программ практически всех курдских партий была общей - это борьба за равные права курдов с титульной нацией - арабами. В тот период дальше достижения уровня культурной автономии и равенства в правах с арабами - сирийские курды и не мечтали. Хотя надо отдать должное, марксистско-ленинские взгляды и идеи лидера турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана были довольно широко распространены среди сирийских курдов. Как известно, в 1980-1990 гг. в условиях конфронтации с Анкарой сирийские власти даже позволяли находиться на территории Сирии представителям РПК. Такая политика одно время была выгодна Дамаску, который стремился всячески ослабить позиции Турции на фоне обострившегося регионального соперничества. Позже лидеры Турции и Сирии смогли преодолеть враждебные отношения и вновь стали координировать борьбу силовых ведомств со своими курдскими меньшинствами.
Захлестнувшие многие арабские страны стихийные народные выступления, массовые митинги и демонстрации протеста в марте-апреле 2011 года, получившие название "арабской весны", вскоре докатились и до Сирии. Протестное движение в стране возглавили "Братья-мусульмане" и недовольные своим положением представители арабо-суннитского большинства. Последние считали, что власть в стране узурпировало арабо-алавитское меньшинство во главе с семейством асадов. Якобы, алавиты стремились вытеснить из бизнеса суннитские кланы.
Под давлением уличных беспорядков и нарастающих масштабных волнений в стране президент Сирии Башар Асад вынужден был пойти на некоторые уступки требованиям оппозиции. 26 февраля 2012 года на всеобщем референдуме большинство сирийцев одобрили новый проект конституции Сирии, согласно которой партия Баас утрачивала свою главенствующую роль и формально уравнивалась в правах с другими партиями. Б.Асад вынужден был также обещать сирийскому обществу и другие демократические реформы, в частности, отмену военного положения, арестованным по политическим мотивам оппозиционерам, в том числе и курдам, была объявлена амнистия, а лишенным в 1962 г. гражданства курдам (их число уже превышало 300 тысяч человек) было обещано восстановить его. Однако, последующий переход противостояния властей с оппозицией в вооруженную фазу, а позже и масштабное вмешательство во внутренние дела Сирии внешних сил (Саудовская Аравия, Катар, Турция, Иордания, Ливан, Ирак, Иран) и появление третьей силы в лице радикальных исламистских группировок, не позволили Дамаску провести в жизнь эти, явно запоздавшие по времени, политические и социально-экономические реформы.
Более того, потеряв в боях и вследствие массового дезертирства больше половины личного состава своей армии, Башар Асад вынужден был уже к концу 2012 г. вывести из курдских анклавов свои вооруженные силы, администрацию и силовые структуры, чтобы сосредоточить их на обороне Дамаска и районов компактного проживания арабов-алавитов. Небольшие правительственные гарнизоны оставались лишь в трех населенных пунктах Сирийского Курдистана, однако они никакой роли в жизни курдских анклавов уже не играли. Сирийские курды остались, по сути дела, один на один с набиравшими силу и хорошо вооруженными отрядами радикальных исламистов, с одной стороны, и, враждебно настроенными турецкими властями, – с другой.
Несмотря на то, что в начале "арабской весны" 2011 г. курды также принимали активное участие в митингах и демонстрациях протеста против режима Башара Асада и даже подверглись репрессиям со стороны центральных властей, позже они заняли позицию строгого нейтралитета в гражданской войне в Сирии. Они не хотели воевать ни на стороне правительства, ни на стороне вооруженной оппозиции. Естественно, что любые радикальные исламистские группировки также не могли рассчитывать на поддержку или хотя бы на сочувствие курдов. В то же время, курды не отказывались от участия в различных форумах оппозиции и переговорах по вопросам будущего государственного устройства Сирии. В июне 2012 года основной орган оппозиции - Сирийский национальный совет (СНС) даже избирал своим руководителем этнического курда - Абдель Сейда (занимал он эту должность до 9 ноября 2012 г.).
Лидеры сирийских курдов неоднократно подчеркивали, что они не являются сепаратистами или националистами и хотели бы сохранить сирийское государство. Их бы устроило любое правительство в Дамаске при гарантиях закрепления в новой конституции прав и свобод курдского этноса: статус автономии или субъекта федерации курдских районов, пропорциональное представительство курдов в центральных органах власти, курдский язык как второй государственный или язык регионального общения и т.п. То есть, в идеале, сирийских курдов устроил бы статус, близкий к статусу иракских курдов - субъекта федерации. На все последующие предложения правительства и оппозиции выступить на стороне одного из участников арабского конфликта курды отвечали отказом.
Нейтралитет курдов обеспечил им возможность уже летом 2012 года приступить к созданию институтов гражданского общества и органов местного самоуправления. Из числа представителей городов и районов Сирийского Курдистана, провозгласивших самоуправление, был сформирован Народный совет Западного Курдистана, который взял на себя полномочия по разработке и принятию новых законов региона. Одними из первых законов, принятых новыми властями, стали законы, ликвидирующие дискриминацию по признакам национальной, языковой, половой, религиозной и социальной принадлежности; законы, регулирующие семейные отношения, в частности, были запрещены насильственные браки, браки в несовершеннолетнем возрасте, многоженство, браки с выплатой калыма за невесту и другие; было принято новое наследственное право, так, например, были уравнены в правах наследники мужского и женского пола.
Изменения коснулись также сферы безопасности: отряды народной самообороны передали функции по обеспечению общественной безопасности и охраны правопорядка новому органу – "асаиш" (что-то среднее между полицией и спецслужбой). Повсеместно стали создаваться сельские, районные, городские советы, призванные упорядочить общественную жизнь на местах, была утверждена образовательная программа начального общего образования на курдском языке, начата подготовка преподавательских кадров, стали активно развиваться курдская культура и искусство.
В сложных условиях военно-политической обстановки курды смогли создать довольно эффективные органы местного самоуправления (советы и комитеты) и отряды народной самообороны. В их состав, кроме курдов, вошли и представители других этнических и религиозных групп из числа местного населения (арабы, армяне, туркоманы, ассирийцы, черкесы, курды-езиды и пр.), которые проживают на этих территориях. В рядах курдского ополчения также сражаются и добровольцы из турецкого, иракского и иранского Курдистана, курдские женщины и юноши, не достигшие возраста 18 лет. В критический момент ожесточенных боев под г.Кобани (530 км от Дамаска), который является одним из крупнейших административных центров региона, на помощь своим сирийским собратьям прибыли несколько бригад "пешмерга" с тяжелым вооружением из Иракского Курдистана. После многомесячных оборонительных боев курдским ополченцам удалось при поддержке ВВС США не только отстоять г.Кобани, но и освободить ряд прилегающих к нему сельских районов. Оборона этого, почти полностью окруженного "джихадистами" города, продолжалась 133 дня и завершилась беспримерной победой курдских отрядов, положив начало разрушению мифа о непобедимости "Исламского государства". Бандформированиям исламистов не помогли современные виды тяжелых вооружений (бронетанковая техника и артиллерия), захваченные ими в виде трофеев в Сирии и Ираке. Отряды самообороны курдов дали решительный отпор боевикам-"джихадистам" и в курдских районах г.Алеппо (Ашрафия и Шейх-Махсуд). Курды продемонстрировали в этих боях мужество, отвагу и героизм и заставили говорить о себе как о реальной силе, противостоящей экспансии в регионе сил международного терроризма в лице радикальных исламистов.
Следует также учитывать, что на сирийско-турецкой границе, как и при разделе Кореи на два самостоятельных государства, возникла проблема "разделенного народа". Как уже отмечалось выше, при установлении границ новых государств на развалинах Османской империи интересы курдских племен учтены не были и некоторые курдские семьи и племена оказались по разные стороны сирийско-турецкой границы. Если в первые годы существования новой кемалистской Турции и подмандатной французской территории Сирии курды по обе стороны границы могли еще как то общаться между собой и даже мигрировать в силу сохранения традиционных промыслов типа кочевого скотоводства, то позже турецкие и сирийские власти стали препятствовать общению курдских племен и семей двух соседних государств. Контроль за участками сирийско-турецкой границы все ужесточался и к настоящему времени, помимо пограничных контрольно-пропускных пунктов, здесь были установлены минные поля и заграждения из колючей проволоки. Как уже выше отмечалось, после ухода из приграничных с Турцией районов сирийских силовых структур, государственная граница контролировалась лишь турецкими военными, пограничниками и спецслужбами. Здесь свободно перемещались боевики сирийской вооруженной оппозиции, банды туркоманов, группы турецких националистических группировок типа "Серые волки", радикальные исламисты и "джихадисты" всех мастей. Были случаи, когда в курдские анклавы Сирии вторгались боевики "Джабга ан-Нусра" и ДАИШ с тыла, непосредственно с турецкой территории. В то же время, пытавшимся придти на помощь своим сирийским собратьям турецким курдам чинились всякие препятствия со стороны турецких властей, нормой стали артиллерийско-минометные обстрелы и ракетно-бомбовые удары ВВС Турции по пограничным переходам и районам компактного проживания сирийских курдов. В своих официальных заявлениях Анкара неоднократно подчеркивала, что, основная политическая сила сирийских курдов – Партия демократического союза (ПДС), якобы, аффилирована с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК), поэтому обе эти организации турецкие власти относят к числу террористических и проводят против них карательные военные и полицейские операции. То есть, Р.Эрдоган и его правительство не делают никаких различий между отрядами курдских ополченцев ПДС/ОНС и бандформированиями ДАИШ и прочих группировок исламистов. Одно время Анкара пыталась даже убедить Вашингтон и Брюссель в необходимости создания, так называемой, "бесполетной" или буферной зоны на севере Сирии (в курдских анклавах), где запрещались бы полеты сирийской авиации и полицейские функции возлагались бы на отряды сирийской вооруженной оппозиции и бандформирования туркоманов. Однако, представители США и НАТО в силу своих намерений использовать возможности сирийских курдов в борьбе с ДАИШ вначале не поддержали эти агрессивные планы Анкары. Начало военной операции ВКС России в Сирии окончательно спутало все "карты" Турции по аннексии северной части Сирии и разгрому военных формирований сирийских курдов. Прямое вторжение подразделений ВС Турции или боевиков-исламистов на север Сирии долгое время было проблематичным. Лишь в конце августа 2016 г. отряды протурецкой сирийской оппозиции и силы спецназначения турецкой армии, поддержанные турецкой бронетехникой, вошли с территории Турции в Сирию в районе города Джараблус. Накануне этот город под ударами курдских ополченцев покинули боевики "Исламского государства". Силы вторжения были поддержаны с воздуха военными самолетами из состава сил западной коалиции во главе с США. Министр внутренних дел Турции Эфкан Ала заявил, что турецкая операция, получившая название "Щит Евфрата", будет длиться столько, сколько необходимо для обеспечения безопасности турецкой территории. Давний план Р.Эрдогана не дать соединиться курдским анклавам Африна и Кобани и создать так называемую "буферную зону" на севере Сирии наконец-то осуществился. Анкара установила контроль за 100 километровым участком турецко-сирийской границы от г.Джараблуса до г.Аазаза и в глубину до 45 км. Этот плацдарм контролируют ВС Турции, протурецкие отряды Свободной сирийской армии (ССА) и бандформирования туркоманов. Реакция Дамаска, Москвы и других столиц на вторжение ВС Турции в Сирию была довольно вялой. Похоже, что всех устроило официальное заявление Анкары, что она наконец-то решила всерьез начать бороться со своими давними союзниками - исламистами-джихадистами. И даже последовавшие обстрелы и нападения турецких военных на курдских ополченцев и мирных граждан остались как бы незамеченными мировыми СМИ, структурами ООН и правозащитными организациями.
Как уже отмечалось, курды защищают с оружием в руках от любых посягательств извне лишь районы своего компактного проживания. Безусловно, в ходе гражданской войны имели место боестолкновения между курдскими ополченцами и отдельными подразделениями противоборствующих в гражданской войне сторон. И те и другие хотели бы расширить зоны своего влияния за счет вторжения в курдские анклавы, но получали, как правило, жесткий военный отпор или подобные конфликты улаживались путем переговоров. После того, как правящий режим и сирийская оппозиция осознали, что не смогут использовать курдов в своей борьбе против другой стороны, ими неоднократно предпринимались попытки провокаций и силового воздействия на курдов. Друг за другом последовала череда вооруженных нападений на подконтрольные курдским ополченцам территории. Под предлогом борьбы против террористов правительственные ВВС наносили авиаудары по курдским кварталам гг.Алеппо, Хасеке, проводились наземные операции против курдов в городах Камышлы и Хасеке. В свою очередь, силы вооруженной оппозиции, обвиняя курдов в сговоре с Дамаском, совершали нападения и теракты в подконтрольных курдам городах и селах. Все же, главными противниками курдов остаются боевики радикальных исламистских группировок "Джабга ан-Нусра", "Исламское государство" и турецкие власти.
В борьбе с "джихадистами" курдам удается лишь иногда организовать взаимодействие с отрядами вооруженной оппозиции или с правительственными войсками. Готовность курдов сотрудничать с любыми, патриотически настроенными, сирийскими политическими и военными силами оказалась пока не востребованной. Инерционное мышление настоящих и будущих арабских властей все еще не позволяет видеть в курдах важную и равноправную часть сирийского общества. Большинство заинтересованных в Сирии внешних игроков также устраивает довоенное положение курдов как людей "второго сорта". Представители Башара Асада не только не приглашают курдов на переговоры, но и продолжают их всячески игнорировать, уклоняются от каких-либо обещаний и гарантий курдскому меньшинству в реализации его законных прав и свобод в будущей конституции страны. Более того, они подчеркивают, что Сирия – арабская страна (Сирийская Арабская Республика), что никаких автономий по этническому или конфессиональному признаку в ней по существующей и будущей конституции нет и быть не может. Не лучшим образом по отношению к курдам ведет себя и оппозиция, которая представлена в основном арабами-суннитами и исламистами различных мастей. Ее лидеры лишь призывают курдов помочь им, как можно скорее, избавиться от режима Башара Асада, а о месте и роли курдов в будущем государстве умалчивают, но дают понять, что Сирия останется арабской.
В 2011-2015 гг. курдское национальное движение в Сирии претерпевало весьма серьезные трудности и раскол в своих рядах. Созданный в октябре 2011 года Курдский национальный совет (КНС) представляет собой альянс 16 сирийских курдских партий и пользуется поддержкой президента Иракского Курдистана Масуда Барзани и возглавляемой им Демократической партией Курдистана (ДПК). Этот альянс выступает за автономию курдов в будущем федеративном сирийском государстве по примеру своих иракских собратьев. В июле 2012 года две ведущие политические силы региона - КНС и Партия демократического союза (ПДС) при посредничестве Масуда Барзани подписали в Эрбиле соглашение о создании Высшего совета курдов Сирии. Эта структура была предназначена для снятия внутрикурдских противоречий, а также в надежде на то, что она будет играть роль временного правительства в будущей автономии сирийских курдов. Однако эта цель так и не была достигнута, и фактически власть в регионе осталась в руках ПДС и его боевого крыла - ОНС. Дальнейший раскол курдских партий произошел осенью 2013 года, когда КНС вошел в состав главной группы внешней сирийской оппозиции - Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Лидер ПДС Салех Муслим не поддержал это решение, настаивая на том, что курды должны самостоятельно отстаивать свои интересы. Ему не удалось добиться того, чтобы курды были представлены отдельной делегацией на международной конференции по Сирии "Женева-2" в январе-апреле 2014 года, в то время как представители КНС согласились войти в состав делегации НКОРС.
Все перечисленные выше проблемы и трудности не смогли заставить курдские политические силы отказаться от идеи создания курдской автономии в Сирии. Процесс преобразования различных сфер общественной жизни в курдских районах Сирии продолжался. На роль ведущей курдской политической силы Сирии вышла Партия демократического союза (ПДС).
Проект курдской автономии, взятый на вооружение ПДС во главе с одним из ее лидеров - Салехом Муслимом, оказался наиболее востребованным в сложившейся в стране ситуации, несмотря на то, что вначале некоторые курдские политические силы Сирии, объединившиеся в Курдский национальный совет (КНС), отказывались признавать самоуправление в курдских районах Сирии, призывая ПДС присоединиться к сирийской оппозиции. Однако политика КНС, опиравшаяся на вероятную благосклонность вооруженной оппозиции в случае ее прихода к власти, потерпела крах из-за нежелания противников Асада учитывать национальные интересы курдов. В КНС начался раскол и часть партий перешла на сторону ПДС. Однако ПДС поставила перед собой задачу объединить как можно больше политических сил Сирийского Курдистана в единый блок. Ее усилия увенчались успехом и 22 октября 2014 года после 9-дневных переговоров между общественной платформой ПДС - Движением за демократическое общество в Западном Курдистане и КНС было подписано в Иракском Курдистане "Дохукское соглашение", положившее начало признанию кантональной системы управления в Сирийском Курдистане всеми политическими силами данного региона, и предоставившее КНС возможность на равных с ПДС участвовать в общественной и политической жизни кантонов.
17 марта 2016 года свыше 30 политических партий северной части Сирии провели свой съезд в городе Румейлан (провинция Хасеке), где официально объявили о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии под названием Рожава (в переводе с курдского - Запад). В форуме, который прошел под девизом "Демократическая федеративная Сирия - гарантия совместной жизни и братства народов", приняли участие 200 делегатов. По сведениям ИТАР-ТАСС, они представляли курдов, арабов, ассирийцев, туркменов, черкесов и армян, проживающих в северных и северо-восточных районах страны. Комментируя решение форума, официальный представитель по иностранным делам Западного Курдистана (Рожава) Идрис Наасан заявил телеканалу "Аль-Маядин", что "у курдов нет никаких сепаратистских намерений в Сирии, и их территории продолжают оставаться частью географического пространства САР". "Северный федеративный район останется неотъемлемой частью Сирии и будет представлять собой образец децентрализованной, плюралистической демократической власти", - заявил он. По словам Наасана, "курды войдут в центральное правительство, которое будет создано по итогам межсирийских переговоров в Женеве". При этом, лидеры курдов подчеркивают, что федеративная система управления создается на контролируемых Партией демократического союза (ПДС) территориях. Власти региональной администрации будут защищать интересы всех этнических групп и религиозных конфессий, проживающих в самоуправляемых районах. В сферу деятельности администрации Рожавы будут входить вопросы экономики, обороны и безопасности. Согласно решениям съезда, в регионе вскоре будут проведены выборы в учредительное собрание, а управлять территориями будет президентский совет.
Официальный Дамаск назвал создание федеративного региона на севере страны незаконным. Правительство "предостерегает против любой попытки подорвать единство Сирии и территориальную целостность, под какими именами они бы ни выступали", заявил сирийский МИД. Не поддержала создание курдского региона и сирийская оппозиция (НКОРС). "Попытки сформировать какие-то анклавы или отдельные регионы отбирают у сирийского народа его волю", — говорится в заявлении Нацкоалиции. Также против образования новых территориально-административных структур в Сирии выступила Турция. Анкара не приемлет односторонние шаги, основанные на этнической принадлежности, передает агентство "Рейтер" со ссылкой на высокопоставленного турецкого чиновника.
И все же, несмотря на явное неприятие идеи федерализации Сирии со стороны Дамаска и арабской оппозиции, продолжающиеся нападки и угрозы со стороны турецких властей и попытки вторжения в курдские анклавы радикальных исламистов, в северной и северо-восточной части Сирии было провозглашено создание автономного административного района, получившего название - Рожава. Эта территория, известная также под названием Западный Курдистан, в административном отношении делится на три района (кантона): Джазира на северо-востоке страны, Кобани на севере и Африн на северо-западе. Кантоны отделены друг от друга землями, населенными преимущественно арабами. Джазира по площади в два раза больше Африна и Кобани. В Африне проживает более 400 000 человек, многие из них беженцы и перемещенные лица.
В Кобани после изгнания боевиков ДАИШ – пока насчитывается всего лишь около 100 000 жителей, в Джазире – около 1,5 млн. Самый большой город кантона – Камышлы – с населением более 400 000 жителей. Джазира – исторически являлась этнически и религиозно многообразным районом. Арабы, христиане-ассирийцы, армяне десятилетиями мирно сосуществуют с курдами. Благодаря тому, что в кантоне своими силами сумели воссоздать нефтеперерабатывающее производство, дизельного топлива и бензина хватает на нужды региона и цена его намного дешевле, чем до 2011 года. Дизельное топливо используется и для генераторов, обеспечивающих электроэнергией частные домовладения и предприятия. Подавляющее большинство курдов занимается сельским хозяйством — доминирующей отраслью экономики во всех трех курдских кантонах. В Кобани выращивают пшеницу и оливки, Джазира специализируется только на пшенице, Африн — на оливках. Во всех курдских кантонах распространено овцеводство. Главные доходы кантона Джазира и в целом Сирийского Курдистана все же поступают от добычи и переработки нефти. Власти автономии отменили все налоги, как для физических, так и для юридических лиц. Новая администрация поощряет деятельность кооперативов, средний и малый бизнес. Местные органы власти (советы и комитеты) регулируют цены, что исключает необоснованное их повышение, прежде всего, на продукты питания и предметы первой необходимости. Новые власти региона пытаются привлечь внешние инвестиции для постройки электростанции, завода по производству удобрений, других важных объектов. На экспорт идет нефть, дизельное топливо и сельскохозяйственные продукты, такие как мясо и шерсть овец, зерно и хлопок. Импорт включает в себя потребительские товары и запчасти. Сегодня - 70 % расходов региона — это расходы на оборону и безопасность. Безусловно, экономика региона страдает от гражданской войны в стране, вторжений бандформирований исламистов и блокады со стороны Турции.
До провозглашения федерального района Рожава высшими органами власти курдских районов Сирии были Курдский верховный совет и Народная ассамблея. В эти органы власти в равной пропорции делегировались представители двух основных политических сил региона: Партии демократического союза (ПДС) и Курдского национального совета (КНС). Как уже выше было отмечено, ПДС довольно тесно связана с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана (РПК) и в силу этого является объектом нападок со стороны турецких властей. ПДС и, созданные ею Отряды народной самообороны (ОНС), сегодня доминируют в Рожаве, однако другие сирийские курдские партии, объединившиеся под эгидой Курдского национального совета (КНС), добиваются своего пропорционального участия в формировании новых органов власти региона. Требования КНС в его переговорах с ПДС поддержали администрация США и президент Иракского Курдистана Масуд Барзани. И Вашингтон и Эрбиль не скрывают своей заинтересованности в создании более широкого курдского фронта в Сирии, чтобы курды могли не только успешно противостоять бандформированиям исламистов, но и более активно участвовать в переговорном процессе о будущем государственном устройстве Сирии. Якобы, на территории Иракского Курдистана с помощью американских инструкторов уже подготовлено и вооружено несколько тысяч бойцов "пешмерга" из числа сирийских курдов, которые в любой момент готовы присоединиться к своим товарищам из числа ПДС/ОНС. Как ожидается, следующим важным шагом должно стать объединение всех отрядов сирийских курдских ополченцев под единым военным командованием.
Справедливости ради следует заметить, что процесс создания единого фронта сирийских курдов, общих отрядов самообороны и спецслужб идет непросто, с большими трудностями. Внутри региона нарастает недовольство части населения волюнтаристскими действиями ПДС и ее лидера Салиха Муслима. Многим сирийским курдам не нравятся слишком сильное влияние экстремистского крыла РПК и идеологии лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана на руководство ПДС. Не всегда пользуются поддержкой местного населения и действия подконтрольной ПДС службы безопасности "Асаиш". Значительное число сирийских курдов хотели бы строить свою автономию по примеру Иракского Курдистана и в тесном сотрудничестве с Демократической партией Курдистана (ДПК) во главе с Масудом Барзани. Сирийские курды высоко ценят моральную поддержку, военную помощь своих иракских собратьев и посреднические усилия М.Барзани по сплочению сирийских курдов. Однако, в Рожаве есть и достаточное число противников дальнейшего сближения сирийских курдов с иракскими. Можно констатировать, что население Сирийского Курдистана в политическом плане неоднородно. Курды расколоты на две основные группы: сторонников А.Оджалана и М.Барзани, есть среди них и сторонники Патриотического союза Курдистана (ПСК), который возглавляет известный иракский курд Джаляль Талабани, другие, более мелкие группы. Часть курдов готова участвовать в оппозиционных сирийских группировках, другие – в работе правительства Башара Асада. Не менее широкий спектр политических взглядов и у других этнических и религиозных групп региона. Судя по всему, Рожаве предстоит пройти сложный путь достижения внутренней сплоченности и единства, прежде чем населению региона удастся добиться реализации на практике провозглашенного им статуса субъекта федерации по примеру Иракского Курдистана.
Сохраняющиеся внутрикурдские противоречия и разногласия в Рожаве пытаются разжечь и по возможности использовать в своих интересах и внешние силы. Турция от своих агрессивных замыслов в отношении сирийских курдов не отказывается. Продолжая военные и полицейские операции против своих курдов, Анкара поддерживает жесткую блокаду сирийских курдских анклавов со своей стороны, по каналам спецслужб и через агентуру в рядах радикальных исламистских группировок провоцирует боестолкновения и обстрелы курдских населенных пунктов в приграничных сирийских районах. Турецкие власти пытаются также реализовать план, разработанный их специальными службами в целях углубления раскола в рядах курдского национального движения в Сирии. Анкара инициировала создание и теперь поддерживает деятельность в составе оппозиционной Башару Асаду "Свободной сирийской армии" военизированной организации курдов, основной задачей которой должно стать вооруженное противостояние Отрядам народной самообороны (ОНС) Сирийского Курдистана. Это формирование получило символическое название "Внуки Салах эд-Дина", в честь выдающегося курдского полководца времен Средневековья. Якобы, при поддержке турецкой дальнобойной артиллерии эти "внуки" уже сумели захватить несколько деревень, расположенных вдоль сирийско-турецкой границы между населенными пунктами Джараблус и Аазаз. Ранее эти районы контролировались боевиками ДАИШ и "Джабга ан-Нусра", т.е. Анкара, тем самым, пытается не допустить перехода освобождаемых от "джихадистов" территорий под контроль сил ПДС/ОНС и сохранить свой контроль за этим, стратегически важным для нее, коридором на турецко-сирийской границе. Именно здесь осуществляется переброска из Турции в Сирию новых "джихадистов" со всего мира, оружия, боеприпасов и т.п., а в обратном направлении идут автомашины с контрабандным товаром (нефть, нефтепродукты, музейные артефакты, зерно, хлопок, шерсть, наркотики и т.д.).
Вашингтон, помимо организации военной подготовки в соседнем Ираке сирийских курдов - "пешмерга" в количестве до 5 тыс. бойцов, оказал помощь ПДС/ОНС поставками оружия и боеприпасов, направил в Рожаву около 150 своих военнослужащих специального назначения - корректировщиков огня, которые уточняют с земли координаты целей для ВВС США и западной коалиции. Часть из этих военнослужащих участвует небольшими группами в специальных операциях, например, в освобождении в декабре 2015 гола от боевиков ДАИШ плотины "Тишрин" и электростанции на реке Евфрат, а также в обучении местных ополченцев обращении с оружием и тактике боя. Якобы, Пентагон планирует оборудовать здесь военный аэродром (г.Румейлан) и сделать военную базу США на долговременной основе. Для подготовки широкой наступательной наземной операции против боевиков ДАИШ в направлении столицы Исламского халифата г.Ракка США создали очередной военно-политический альянс под названием "Демократические силы Сирии" или "Демократический альянс". В его состав вошли отряды сирийских курдов, христиан-ассирийцев, а также объединенные подразделения вооруженной сирийской оппозиции из числа Свободной сирийской армии (ССА). Роль ударной наступательной группировки альянса отводится арабам-суннитам, курды и христиане предназначаются лишь для ведения оборонительных боев в районах своего компактного проживания, блокады г.Ракка и для поддержки группировки с тыла. Именно ополченцы этого альянса под руководством группы спецназа США установили контроль над плотиной "Тишрин". В результате этой операции было восстановлено электроснабжение г.Алеппо и прилегающих к нему сельских районов.
Демократическое самоуправление в курдских районах Сирии стало как бы идеологическим ответом курдов на попытки радикальных исламистов разрушить сирийское государство и построить на его территории новый Исламский халифат по типу существовавшего в 7-м веке нашей эры. Курдский опыт федерализации государств может стать привлекательной моделью по мирному решению этно-конфессиональных проблем на Ближнем Востоке и альтернативой навязываемому исламистами возврату в прошлое.
Сирийские курды с одобрением встретили очередную резолюцию Совета Безопасности ООН № 2254 по Сирии и вступившее в силу в ночь с 26 на 27 февраля 2016 года Соглашение о прекращении огня между правительственными войсками и вооруженной оппозицией. Этим документом предусматривается, в частности, что военные действия продолжатся только в отношении запрещенного в Российской Федерации "Исламского государства" и других экстремистских организаций, определенных Советом Безопасности ООН.
14 марта 2016 года в Женеве начался очередной раунд переговоров по урегулированию ситуации в Сирии под эгидой Организации Объединенных Наций с участием России, США и других заинтересованных государств. В этих, пока еще "непрямых", переговорах принимают участие представители администрации сирийского президента Башара Асада, а также различные делегации оппозиции. Курды, как выше было отмечено, пока приглашения в Женеву не получили, главным образом из-за резких возражений Турции. Естественно, что в Женеве нет и представителей радикальных исламистских группировок, чья деятельность подпадает под понятия экстремистской и террористической.
Наиболее последовательно и твердо интересы сирийских курдов отстаивает Россия. В консультациях в МИД РФ по межсирийскому урегулированию представителям Дамаска и оппозиции предлагается пригласить курдов на переговоры в качестве "третьей стороны". Россия оказывает политическую, дипломатическую поддержку, военную и гуманитарную помощь сирийским курдам. К сожалению, попытки Москвы добиться приглашения делегации сирийских курдов в Женеву и сделать их равноправными участниками мирного переговорного процесса о будущем Сирии пока не находят своей должной поддержки в Нью-Йорке (штаб-квартире ООН), Вашингтоне и Брюсселе. Почему то чиновники ООН и западные политики предпочитают идти на поводу у международного провокатора и закулисного интригана Р.Эрдогана, чем прислушаться к голосу разума и дать возможность трехмиллионному курдскому народу Сирии занять свое достойное место на мирных переговорах о будущем сирийском государстве. Наследникам англичанина Марка Сайкса и француза Жоржа-Пико (авторы проекта по разделу курдов на три государства), явно невдомек, что сегодня именно курды могли бы стать тем стержнем или связующим звеном, который бы сохранил будущую Сирию как единое государство. Участие сирийских курдов в женевских переговорах могло бы способствовать и стабилизации общей обстановки в регионе, в частности, в районе сирийско-турецкой границы.
5 апреля 2016 года западные страны-члены Совета Безопасности ООН заблокировали предложенный Россией проект заявления с призывом обеспечить максимально представительный характер межсирийских переговоров в Женеве. На это раз свою деструктивную лепту внесла и украинская делегация, которая с некоторых пор выступает в тесном тандеме с Анкарой. МИД России заявил: "Несмотря на проявленную нами готовность к поиску компромисса, западные члены Совета Безопасности ООН (Франция, Великобритания, США) и, примкнувшая к ним Украина, по существу заблокировали российский проект резолюции, предложив поправки, которые выхолащивали суть российского проекта заявления и фактологически неверно интерпретировали прошедший переговорный раунд как инклюзивный".
Весьма важным событием в России стало открытие в феврале 2016 года представительства Сирийского Курдистана (Партии демократического союза) в Москве. И хотя это представительство пока имеет статус общественной организации, оно дает возможность прямого общения сирийских курдов с российскими государственными, партийными и общественными организациями, СМИ, научными кругами, курдскими общинами Российской Федерации и стран СНГ и позволяет россиянам и курдам лучше узнать друг друга, получать информацию по ситуации на севере Сирии из первых рук. Первое представительство администрации Рожава за рубежом было открыто в 2015 году в Иракском Курдистане, в ближайшее время планируется открыть подобные представительства в Праге, Вашингтоне, Лондоне, Берлине и столицах некоторых арабских стран. Следует заметить, что в Москве уже длительное время работают в том же статусе представительства Правительства Иракского Курдистана и Демократической партии Курдистана.
В заключение можно сделать вывод, что, несмотря на большой вклад сирийских курдов в дело борьбы с международным терроризмом в лице радикальных исламистских группировок и достигнутую ими высокую степень самоуправления в курдских кантонах Сирии, они все еще остаются во враждебном окружении. Власти Турции, Дамаск, сирийская оппозиция, радикальные исламисты-джихадисты - все они не отказываются от вторжений в курдские анклавы и намерены силой подавить курдское национальное движение. Структуры ООН, Вашингтон, Брюссель, Москва, Пекин и другие столицы идут на поводу у Р.Эрдогана и Б.Асада и, как бы, не замечают новой волны геноцида курдского народа. Кстати, в самой Турции очередная вспышка необъявленной войны с курдами началась еще 20 июля 2015 года. В этот день возле курдского культурного центра Амара прогремел сильный взрыв, в результате этого теракта - 32 курдских активиста были убиты и 104 ранены. Эти юноши и девушки готовились выехать в Сирийский Курдистан для участия в восстановительных работах в недавно освобожденном от боевиков ИГ г.Кобани. Анкара под предлогом борьбы с террористами развязала масштабную карательную операцию против турецких и сирийских курдов, причем Р.Эрдогана не останавливают даже государственные границы Сирии и Ирака, он безнаказанно нарушает суверенитет независимых государств, без разрешения правительств этих стран вторгается на их территории механизированными колоннами, наносит ракетно-бомбовые удары, обстреливает их из танков и артиллерии. В самой Турции лишает неприкосновенности и бросает в тюрьмы депутатов прокурдской парламентской Партии демократии народов, сравнивает бульдозерами с землей десятки курдских сел и деревень, методично разрушает кварталы курдских городов посредством артиллерии и танков. Жертвами Р.Эрдогана уже стали тысячи турецких и сирийских курдов, многие вынуждены бежать в соседние страны и Европу.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Сирийский Курдистан, курды