Стремление президента Турции Р. Эрдогана к единоличной власти путем превращения республики из парламентской в президентскую и его попытки воссоздать Османскую империю в современных условиях встречают все большее сопротивление внутри Турции и за рубежом. Претензии Эрдогана на лидерство среди мусульман-суннитов и тюркоязычных народов также не находят широкой поддержки. Можно констатировать, что и провозглашенный правящей в Турции Партией справедливости и развития внешнеполитический курс на "ноль проблем с соседями" так и остался не реализованным. С большинством сопредельных государств Анкара оказалась в той или иной степени конфронтации или острой конкуренции (Сирия, Ирак, Греция, Кипр, Израиль, Армения, Россия, Иран). Попытки Эрдогана скорректировать внешнеполитический курс в отношении России и Израиля и восстановить с ними отношения в прежнем объеме скорее всего потребуют значительного времени. Возникли серьезные разногласия и в отношениях Анкары с США и ЕС. Налицо сохраняющаяся изоляция Турции в регионе и на международной арене и осложнение внутриполитической ситуации внутри страны.
Одним из главных факторов ухудшения отношений Анкары с соседями и другими странами стало грубое вмешательство Турции во внутрисирийский конфликт. С началом гражданской войны в Сирии Р. Эрдоган открыто выступил против правящего режима Б. Асада, поддержал сирийские антиправительственные группировки, причем не только относящиеся к так называемым силам "умеренной оппозиции" (Свободная сирийская армия, военизированные отряды туркоманов), но и радикальные исламистские группировки типа "Братьев-мусульман", "Джабга ан-Нусра", "Исламское государство" (ИГ) и им подобные. Связи и контакты с последними Анкара не афиширует и осуществляет их в основном по каналам спецслужб и подконтрольных ей неправительственных организаций.
Долгое время Турция оставалась криминальным транзитным коридором, по которому в Европу перебрасывались десятки тысяч нелегальных мигрантов, а в Сирию и Ирак – всё новые "джихадисты" со всего мира. Через Турцию осуществляются также поставки оружия, боеприпасов, снаряжения, медикаментов, продовольствия террористическим группировкам в этих странах. В Турции же принимают на отдых и лечение боевиков сирийских антиправительственных группировок и радикальных исламистов, в приграничных с Сирией районах Турции развернуты военные лагеря для переподготовки и формирования новых отрядов сирийской оппозиции, в Стамбуле, других турецких городах на регулярной основе проходят форумы функционеров сирийских антиправительственных сил.
Одновременно лидеры ИГ и "Джабга ан-Нусра" перебрасывают через территорию Турции на мировой рынок партии наркотиков, контрабандную нефть и нефтепродукты, музейные артефакты, продукцию сельского хозяйства и другие товары из оккупированных ими районов Сирии и Ирака. В криминальный бизнес вовлечены сотни теневых турецких фирм, чиновники различного уровня и представители силовых структур. Министр информации Сирии Омран аз-Зоуби заявил, что ИГ поставляет нефть компании, которая принадлежит одному из сыновей Эрдогана. В мае 2015 г. отряд американского спецназа уничтожил "министра финансов" ИГ Абу Сайяфа и получил свидетельства поддержки турецким разведывательным агентством MIT контрабандных операций между ИГ и турецкими компаниями. Пленные боевики подтвердили наличие тесных связей между турецкими властями и ИГ. Согласно полученной от них информации Анкара по-прежнему рассчитывает с помощью ИГ и подобных ему группировок сорвать переговорный процесс по Сирии в Женеве, свергнуть режим Б. Асада и подавить национальное движение курдов в Сирии и Турции.
Вербовочные пункты и перевалочные базы исламистов работают почти открыто в Стамбуле и других турецких городах. Этому способствует ряд обстоятельств. Во-первых, Турция – страна с широко развитой туристической отраслью, и миллионы туристов со всего мира направляются на ее курорты, с рядом стран существуют договоренности об упрощенном визовом режиме. Определить истинную цель прибытия иностранца в страну не так просто. Турецко-сирийская и турецко-иракская границы до сих пор прозрачны для пересечения их небольшими группами граждан, каких-либо заборов, заграждений, рвов здесь никогда не было. Пограничные контрольно-пропускные пункты предназначены в основном для контроля автотранспорта. Но Россия представила мировому сообществу фотоснимки, где наглядно видны беспрепятственно пересекающие сирийско-турецкую границу протяженные колонны автоцистерн ИГ с нефтью и нефтепродуктами. Во-вторых, длительное время турецкие власти старались не замечать деятельность радикальных исламистских групп на своей территории, особенно "джихадистов" из числа иностранцев, полагая, что они вскоре будут переброшены в Сирию и примут участие в борьбе с режимом Б. Асада.
В конце марта 2016 г. Россия предоставила Совету Безопасности ООН официальные данные о нелегальных поставках Турцией оружия и боеприпасов на сирийскую территорию, находящуюся под контролем террористической группировки ИГ. В документе говорится: основным поставщиком вооружения и военной техники боевикам-"джихадистам" является Турция, которая задействует для этого неправительственные организации, а также пожертвования физических и юридических лиц, направивших в 2015 г. террористам в Сирии различные грузы, в том числе военное имущество. В частности, были упомянуты фонды "Бешар" и "Ийиликдер", а также Фонд защиты прав и свобод человека. Национальная разведывательная организация Турции, в свою очередь, также наладила контроль над расположенными в приграничных населенных пунктах складами вооружения и боеприпасов, говорится в письме МИДа России. Представитель России в ООН сообщил и о контрабанде террористическим группировкам взрывчатых веществ и промышленных химикатов на сумму почти в 2 млн долл. "Всего в течение 2015 года террористам через Турцию было поставлено 2,5 тысячи тонн нитрата аммония (общей стоимостью около 788,7 тысячи долларов), 456 тонн нитрата калия (468,7 тысячи долларов), 75 тонн алюминиевой пудры (496,5 тысячи долларов), нитрат натрия (19,4 тысячи долларов), глицерин (102,5 тысячи долларов) и азотная кислота (34 тысячи долларов)", – говорится в письме, подготовленном МИД России. О задержанных на турецко-сирийской границе грузовиках с оружием сообщали и представители турецких силовых структур, и турецкие журналисты.
Вооруженные силы Турции регулярно обстреливают из танков и артиллерии позиции курдских ополченцев в приграничных сирийских районах, которые находятся на переднем крае борьбы с террористическими группировками исламистов. Анкара также блокирует помощь сирийским курдам со стороны турецкой Рабочей партии Курдистана и Иракского Курдистана. Р. Эрдоган неоднократно предлагал своим партнерам по НАТО создать на севере Сирии так называемую бесполетную или буферную зону (глубиной до 50 км и протяженностью свыше 100 км к западу от реки Евфрат, от города Джараблуса до города Аазаза), которую бы контролировали ВВС НАТО, турецкие войска и отряды сирийской оппозиции. Анкара планировала переместить в эти районы со своей территории около 2 млн сирийских беженцев и лагеря подготовки новых отрядов вооруженной сирийской оппозиции. Уже имели место факты переноса пограничных знаков со стороны Турции в глубину сирийской территории на несколько километров.
Исходя из своих национальных интересов и приоритетов в регионе, Вашингтон и Брюссель долгое время не поддерживали предложение Анкары в отношении создания какой-либо особой зоны в приграничных районах Сирии и наладили довольно тесное взаимодействие с курдскими ополченцами в борьбе с ИГ и "Джабга ан-Нусра". В результате сирийские курды при поддержке ВВС США не только успешно отразили все атаки боевиков-исламистов, но и взяли под контроль свыше 800 км сирийско-турецкой границы, под угрозой закрытия оказался и контролируемый до последнего времени протурецкими силами упомянутый выше стокилометровый коридор, что вызвало заметное охлаждение в отношениях Турции с ее западными союзниками.
Возникшие проблемы в отношениях Анкары с Вашингтоном и Брюсселем и изоляция Турции по периметру ее границ вынудили Р. Эрдогана искать новых, хотя бы временных союзников и партнеров. Одним из первых в этом перечне оказался Израиль. Как известно, Турция признала Государство Израиль и установила с ним дипломатические отношения еще в ноябре 1949 г. Долгое время прагматическая заинтересованность друг в друге позволяла обоим государствам поддерживать высокий уровень двустороннего взаимодействия, особенно в сфере экономики, туризма и военно-технического сотрудничества. Существовал даже обмен разведданными по линии силовых ведомств. К 2010 г. товарооборот между двумя странами достигал 3,5 млрд долл. в год, и Турция была шестым по величине торговым партнером для Израиля.
Однако пришедшие к власти сторонники исламизации Турции в лице Партии справедливости и развития, стремясь завоевать больший авторитет в мусульманском мире, выступили с недружественными заявлениями в адрес руководства Израиля и призвали турецкое общество дистанцироваться от "сионистского образования". Р. Эрдоган демонстративно принял в Анкаре лидера движения ХАМАС Х. Машаля, заявил о намерении новых турецких властей сблизиться с Ираном, осудил израильскую военную операцию "Литой свинец" в секторе Газа в 2008–2009 гг.
Непосредственным поводом для разрыва дипломатических отношений Турции с Израилем послужил инцидент с судном "Мави Мармара", которое входило в так называемую "Флотилию свободы", пытавшуюся в ночь с 30 на 31 мая 2010 г. прорваться в блокируемый Израилем сектор Газа. Флотилия из шести судов была остановлена израильскими коммандос в нейтральных водах, девять граждан Турции, оказавших физическое сопротивление досмотровой группе израильтян, были убиты в ходе столкновения и еще около 30 ранены. На заседании турецкого парламента было решено пересмотреть отношения между Турцией и Израилем, отозвать турецкого посла из Тель-Авива, закрыть воздушное пространство Турции для израильских некоммерческих самолетов. Были заморожены некоторые совместные оборонные и другие проекты, для израильских туристов были закрыты турецкие курорты.
Как стало ясно позже, вся провокация с прорывом морской блокады сектора Газа была инспирирована турецкими спецслужбами, и главной ее целью была не доставка гуманитарных грузов палестинцам, а повышение авторитета Р. Эрдогана в стране и исламском мире. К тому времени неоосманская и исламистская идеология уже стали основой внешней политики Турции, которая взяла курс на восстановление своего влияния в границах бывшей Османской империи, правда, другими, невоенными, методами (политическими, дипломатическими, торгово-экономическими, финансовыми, культурными, религиозными и прочими). Свою антиизраильскую карту Р. Эрдоган демонстративно разыграл и для привлечения на свою сторону националистических и исламистских организаций внутри страны.
Светская турецкая республика К. Ататюрка при Р. Эрдогане стала постепенно "зеленеть". Уменьшалась роль армии как независимого арбитра в политической жизни, догмы ислама и его внешние атрибуты стали внедряться в повседневную жизнь турецких граждан. Эта тактика вписывалась в начинавшуюся на Ближнем Востоке "арабскую весну", которая сметала традиционные правящие режимы светского или умеренно исламского толка и приводила к власти радикальных исламистов или ввергала страны в атмосферу террора и хаоса.
Так, в Сирии, как и в Египте, Анкара сделала ставку на радикальную арабо-суннитскую оппозицию во главе с группировкой "Братья-мусульмане". Однако если в Египте исламистам удалось свергнуть режим Х. Мубарака и на какое-то время даже захватить власть в стране, то расчеты Р. Эрдогана на то, что режим Б. Асада в Сирии тоже вскоре падет, не оправдались. Более того, Дамаск поддержали Россия, Иран, Ирак и ливанская шиитская группировка "Хизбалла", сирийские курды сохранили нейтралитет в гражданской войне и стали играть все более важную самостоятельную роль в Сирии и регионе (создали на границе с Турцией автономный район "Рожава"). Президент Асад при поддержке ВКС России смог не только удержать свои позиции в центральных районах страны, но и освободить от радикальных исламистских группировок значительные территории.
Противоположные взгляды и подходы к решению сирийского кризиса не могли не сказаться отрицательно на турецко-российских отношениях. Кульминацией их ухудшения стал эпизод с атакой в ноябре 2015 г. турецких ВВС на российский фронтовой бомбардировщик Су-24, выполнявший боевую задачу по уничтожению боевиков ИГ и "Джабга ан-Нусра". Нападение на самолет ВКС России и последующий расстрел российского летчика протурецкими бандформированиями были расценены в Москве как предательский удар и акт государственного терроризма. С этого времени российско-турецкие отношения оказались практически свернуты.
Анкара, кроме декларативных заявлений о желании восстановить отношения с Россией, долгое время не предпринимала каких-либо конкретных шагов по их нормализации. Лишь 27 июня 2016 г. Р. Эрдоган направил в адрес президента России письмо, в котором высказал сожаление по поводу сбитого российского самолета, выразил соболезнования родственникам погибшего российского пилота и подтвердил заинтересованность в урегулировании турецко-российских отношений. Одновременно турецкими властями были возобновлены следственные действия в отношении гражданина Турции, подозреваемого в убийстве российского летчика. Эти шаги турецкого руководства в России были встречены с одобрением, но, очевидно, с обеих сторон потребуются значительные усилия и время, чтобы восстановить прежние двусторонние отношения во всех областях. Следует также учитывать, что антагонизм между Анкарой и Москвой в отношении сирийского кризиса, карабахского конфликта, проблемы крымских татар, Крыма, Новороссии и по ряду других региональных вопросов сохраняется. Турция остается активным членом НАТО, втягивающим в эту организацию Украину, Грузию и Азербайджан.
Не менее враждебно и бесцеремонно турецкие власти ведут себя и в отношении соседнего Ирака. Так, турецкие ВВС без согласования с Багдадом на регулярной основе наносят ракетно-бомбовые удары по лагерям и базам Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака, а 4 декабря 2015 г. колонна турецких сухопутных войск с артиллерией и бронетехникой вторглась в иракскую провинцию Найнава якобы для защиты своих советников и инструкторов, которые участвуют в подготовке бойцов местного ополчения. Нарушение границ и суверенитета Ирака вызвало резкое осуждение со стороны не только ООН, России, Ирана, но и многих других государств. Даже союзники Анкары в Вашингтоне и Брюсселе потребовали от Турции незамедлительно вывести войска из Ирака.
Провокационные и агрессивные действия Турции в Сирии и Ираке вызывают все большее раздражение и в Тегеране. Бойцы Корпуса стражей Исламской революции Ирана совместно с ливанской шиитской группировкой "Хизбалла" принимают непосредственное участие в боевых действиях в Сирии на стороне правительственных войск, оказывают помощь шиитской милиции в Ираке в освобождении оккупированных боевиками ИГ территорий. Турция находится по другую сторону баррикад на этом фронте и существенно ослабляет международные усилия в борьбе с радикальными исламистскими группировками. Анкара в тесном сотрудничестве с Эр-Риядом и Дохой продолжает поддерживать радикальные суннитские группировки в их борьбе с правительствами Сирии и Ирака. Противоречия между Турцией и Ираном в регионе с каждым днем возрастают. В Анкаре настороженно отнеслись к достижению соглашения Западом с Ираном по его ядерной программе. Эрдоган полагает, что снятие ограничительных санкций с Тегерана заметно усиливает военный и экономический потенциал главного конкурента Турции в борьбе за лидерство в регионе.
Осложнились отношения Турции и с Евросоюзом. Руководство ЕС, напуганное массовым притоком новых мигрантов через Турцию в Шенгенскую зону и масштабными кровавыми терактами во Франции и Бельгии, вынуждено было пойти на соглашение с Эрдоганом. Анкаре была обещана значительная финансовая помощь для содержания беженцев в лагерях на турецкой территории в случае возвращения в Турцию всех ранее нелегально прибывших оттуда в Европу мигрантов. Такое же количество сирийских беженцев взамен выдворенных страны ЕС обязались принять у себя уже официально. Изначально эта сделка рассматривалась экспертами как весьма проблематичная с точки зрения возможности ее реализации и практической выгоды для Европы. Большинство обозревателей расценивало ее лишь как уступку Брюсселя перед лицом явных провокаций и шантажа Эрдогана.
К настоящему времени становится все более очевидно, что одной из причин массового бегства жителей из Сирии является прямое вмешательство Анкары в гражданскую войну в этой стране. Эрдоган весьма активно использует в своих интересах им же созданную проблему беженцев и нелегальных мигрантов. За годы гражданской войны в Сирии миллионы мирных граждан вынуждены были спасаться в соседних странах (Турции, Ливане, Иордании, Ираке), часть их, в основном из Турции, затем перемещалась в Европу. И если другие страны, принявшие в процентном отношении гораздо больше беженцев (например, Ливан при численности населения 4,4 млн человек принял около 1,5 млн беженцев из Сирии и не шантажировал при этом Европу), то Турция при численности населения свыше 77 млн человек разместила около 2,5 млн сирийских беженцев и потребовала срочной финансовой помощи у Брюсселя. При этом выдвигается аргумент, что Анкара якобы уже потратила на содержание беженцев свыше 9 млрд евро и поэтому обещанные ЕС 3 млрд евро проблемы не решают. Судя по всему, турецкое руководство намерено и дальше вымогать у Брюсселя крупные суммы, шантажируя "открытием шлюзов" для потока мигрантов, среди которых имеются и боевики ИГ. Не случайно на закрытом обсуждении с американскими политиками проблем международной безопасности в январе 2016 г. даже бывший союзник Турции король Иордании Абдалла II довольно резко раскритиковал Анкару, обвинив ее в том, что она способствует инфильтрации террористов в Европу и поддерживает "радикальное исламистское решение" для Ближнего Востока. Турция в качестве компенсации за помощь Брюсселю ставит также вопрос о введении безвизового режима со странами ЕС для турецких граждан и предлагает ускорить процесс вступления Турции в Европейский союз.
Независимые эксперты приходят к выводу, что снизить поток мигрантов с Ближнего Востока в Европу можно прежде всего за счет соблюдения режима прекращения огня в Сирии и активизации начавшегося мирного процесса между Дамаском и оппозицией. Вторым, не менее важным условием является изоляция и разгром радикальных исламистских группировок в Сирии и Ираке, освобождение оккупированных ими ранее территорий (городов Ракка и Мосул), восстановление инфраструктуры, жилищного комплекса и систем жизнеобеспечения региона. Это позволило бы приступить к поэтапному возвращению беженцев к местам исторического проживания.
Сегодня Турция и ее региональные партнеры (Саудовская Аравия, Катар и др.) объективно препятствуют восстановлению мира и порядка в регионе и своими действиями провоцируют новый исход коренного населения из стран Ближнего Востока в Европу. Следует учитывать и негативные последствия развязанной турецкими властями масштабной военной операции против РПК на юго-востоке Турции. Счет погибших и раненых курдских ополченцев и мирных жителей идет уже на тысячи, стираются с лица земли жилые кварталы городов и сельские населенные пункты. В ближайшее время к потокам мигрантов из арабских стран могут добавиться тысячи оставшихся без крова и средств к существованию курдских семейств из самой Турции. В Европе уже проживает свыше 6 млн натурализованных выходцев из Турции (турок и курдов).
Следует также отметить, что в лагерях и специально отведенных для беженцев местах проживания в Турции находится лишь около 75% их общего числа, остальные рассредоточились по всей территории страны и влачат, как правило, нищенское существование на окраинах городов. Эта категория беженцев не получает никакой помощи от турецких и международных организаций, лишена социальной защиты и медицинской помощи, перебивается случайными заработками и попрошайничеством. Например, на окраине Анкары беженцы разместились в овраге у городской свалки. Настоящие палатки для них – роскошь, в основном они живут в хижинах из картонных коробок, мусора и прутьев, которые обтягивают пленкой, чтобы укрыться от дождя и ветра.
В конце мая 2016 г. президент Эрдоган заявил, что парламент страны заблокирует соглашение с Евросоюзом по разрешению миграционного кризиса в Европе, если не будет продвижения в вопросе введения безвизового режима с ЕС для турецких граждан. Как известно, Турция должна выполнить 72 требования, выдвинутые Евросоюзом, чтобы быть принятой в члены ЕС и получить безвизовый режим для своих граждан. Европейская комиссия ранее заявила, что значительное число требований уже выполнено, однако Европейский парламент отказывается назначать голосование по этому вопросу, пока Анкара не выполнит все необходимые требования. В частности, ЕС требует от Турции привести антитеррористическое законодательство в соответствие с европейскими нормами и сузить определение терроризма. Представители ЕС также делают заявления о том, что турецкие власти под предлогом борьбы с терроризмом лишают неприкосновенности депутатов парламента и преследуют инакомыслящих: оппозиционеров, журналистов, этнические и религиозные меньшинства. Наибольшую тревогу в странах Евросоюза вызывает очередная масштабная военная и карательная операция Анкары против курдского населения.
Параллельно с усилиями по восстановлению отношений с Израилем Эрдоган в конце 2015 г. посетил Эр-Рияд и попытался наладить более тесные партнерские отношения с руководством Саудовской Аравии. Главными точками соприкосновения Анкары и Эр-Рияда оказались общее негативное отношение к режиму Б. Асада, стремление любыми путями ограничить растущее влияние Ирана и шиитских общин в регионе, а также союзнические отношения с Вашингтоном. Примерно теми же мотивами объясняется и ожидаемое восстановление отношений между Турцией и Израилем. Не случайно в ходе визита в Саудовскую Аравию Эрдоган подчеркнул: "Израиль нуждается в таком союзнике, как Турция. И мы должны признать, что также нуждаемся в Израиле".
Со стороны Израиля этот шаг носит не инициативный, а скорее ответный и вынужденный характер. На фоне усиления позиций Ирана в Сирии, Ираке, Йемене, регионе Персидского залива и активизации деятельности ливанской шиитской военно-политической группировки "Хизбалла" Израиль стремится по возможности снизить традиционную напряженность в своих отношениях с арабскими и мусульманскими странами. За последнее время путем тайной дипломатии Иерусалим смог наладить закулисные связи и контакты с Саудовской Аравией, закрепить отношения с новым египетским режимом. Турция рассматривается в качестве еще одного потенциально важного звена в системе региональной безопасности Израиля. У Турции и Израиля сегодня намного больше общих интересов и точек соприкосновения, чем оснований для дальнейшей конфронтации. К тому же налицо взаимная торгово-экономическая выгода от такого сотрудничества. Турция могла бы стать важнейшим инвестором в программы развития израильского военно-промышленного комплекса, а также в долгосрочные проекты разработки газовых месторождений типа "Левиафан", а также и строительство подводного газопровода, по которому израильский газ поступал бы в Турцию и далее в Европу. По сообщению ряда турецких СМИ, Анкара собирается возобновить военное и военно-техническое сотрудничество с Израилем и приобрести у него современные системы наблюдения и разведки, новейшие беспилотные аппараты и т. п.
После длительных переговоров и консультаций Соглашение о нормализации турецко-израильских двусторонних отношений было наконец подписано 26 июня 2016 г. в столице Италии Риме. Согласно этому документу Турция может беспрепятственно доставлять в сектор Газа гуманитарную помощь гражданским лицам, стройматериалы и осуществлять инвестиции в инфраструктуру этого района. Анкара планирует в ближайшее время реализовать в секторе комплексные проекты, такие как строительство промышленной зоны Дженин, электростанций, которые увеличат поставку местным жителям электричества и воды, новых палестинских поселений и государственной больницы "Турецко-палестинская дружба" на 200 койко-мест. Израиль ранее извинился за гибель турецких граждан и согласился выплатить компенсацию семьям погибших и пострадавших в результате нападения на судно "Мави Мармара". Считается, что инцидент 2010 г. в принципе улажен и видимых препятствий для дальнейшей нормализации турецко-израильских отношений нет. Обозреватели обращают внимание на то, что в опубликованном соглашении никак не упоминается движение ХАМАС. Но, по-видимому, и по этому вопросу имеются договоренности, которые стороны решили не афишировать. Скорее всего Анкара ограничит деятельность ХАМАС на своей территории и воздержится от активной поддержки радикального крыла этой организации.
В конце 2015 – начале 2016 г. Анкара предприняла ряд усилий по сближению с Катаром, Украиной, Азербайджаном, Грузией в различных областях, включая военную и военно-техническую, и попыталась добиться приоритета в прокладке новых транзитных маршрутов из Азии в Европу через свою территорию. 17 декабря 2015 г. на трехсторонней встрече министров обороны Азербайджана, Грузии и Турции в Анкаре было решено в максимально сжатые сроки подписать специальный документ (меморандум) о союзе трех стран в области обороны и военно-технического сотрудничества. При этом подчеркивалась важность дальнейшей интеграции Баку и Тбилиси в структуры НАТО. Очередную встречу глав этих оборонных ведомств намечено провести в столице Азербайджана Баку.
Сохраняются взаимовыгодные отношения Турции с Болгарией, Румынией, Албанией и Иракским Курдистаном, но они сводятся в основном к приграничной торговле и совместным проектам в области транзита товаров и углеводородов. Анкара наряду с Москвой пытается сохранить лидирующую роль в таких региональных международных объединениях, как Организация черноморского экономического сотрудничества и Парламентская ассамблея черноморского экономического сотрудничества, штаб-квартиры которых находятся в Стамбуле.
Масштабные теракты в стране и по сути возобновление гражданской войны с курдами вынуждают турецкие власти проводить превентивные и оперативные мероприятия по повышению уровня общей безопасности. В рамках борьбы с международным терроризмом Турция запретила въезд на свою территорию 18 тыс. граждан из примерно 100 государств, было выдворено из страны свыше 1900 человек из числа ранее въехавших, из них 100 граждан России, в отношении более 1000 российских граждан было принято решение о запрете на въезд на территорию Турции. Силами группы анализа рисков, развернутыми в аэропортах, на автобусных станциях и в других терминалах для выяснения личности пассажиров, было опрошено более 3700 подозрительных иностранных граждан, из них более 1450 был запрещен въезд в страну. Только за последнее время в результате превентивных мероприятий, проводимых службами безопасности, из-за подозрений в связях с ИГ было задержано 472 человека, из них 147 было заключено под стражу.
Официальные лица сообщают, что в борьбе с террористами и курдскими повстанцами турецкая полиция, жандармерия, военнослужащие понесли значительные потери убитыми и ранеными, пострадало и гражданское население. Счет убитых и раненых с обеих сторон идет уже на тысячи. Неоднократно осуществлялись подрывы стратегических трубопроводов (в том числе идущего в Турцию из Иракского Курдистана нефтепровода) и других жизненно важных объектов инфраструктуры (дамб, мостов, дорог). В результате операций вооруженных сил Турции в Сирии и Ираке было убито и ранено несколько сот боевиков ИГ и РПК. При этом СМИ сообщают и о жертвах среди мирного курдского населения и разрушениях в населенных пунктах в приграничных сирийских и иракских районах.
В последнее время в турецких и мировых СМИ все чаще появляются сообщения о причастности к кровавым терактам в Турции организации "Ястребы (соколы) свободы Курдистана" (ТАК). Предполагается, что она была создана группой радикально настроенных курдских активистов, отколовшейся в начале 2000-х годов от Рабочей партии Курдистана. Турецкие власти считают ТАК террористической группировкой, молодежным экстремистским крылом РПК. В силу этого Анкара не делает между РПК и ТАК никаких различий, однако сами "ястребы" и представители РПК отрицают какую-либо связь между собой. Более того, боевики ТАК заявляют, что они никак не аффилированы ни с какими курдскими партиями, и упрекают их лидеров в предательстве интересов курдского народа. После принятого седьмым чрезвычайном съездом РПК в 2000 г. решения приостановить боевые действия в стране возникло несколько подобных экстремистских курдских организаций ("Соколы Востока", "Мстители"), однако ТАК чаще других фигурирует в криминальных хрониках.
Так, эта группировка взяла на себя ответственность за совершенный 13 марта 2015 г. в Анкаре масштабный теракт, в результате которого погибли 37 и получили ранения более 120 человек. Посредством этого теракта боевики хотели "привлечь к ответу правительство Партии справедливости и развития за геноцид на юго-востоке Турции, где продолжаются карательные операции турецких войск против курдов". Боевики этой же группировки взяли на себя ответственность за кровавый теракт около здания Генштаба в Анкаре 17 февраля, в результате которого погибли 28 человек, преимущественно офицеры ВВС. В ряду "подвигов" ТАК и минометный обстрел Стамбульского аэропорта в конце декабря 2015 г., приведший к повреждению пяти самолетов и ранению двух женщин-уборщиц, находившихся рядом с одним из лайнеров (позднее одна из них скончалась), и многие другие террористические атаки.
Пока мало что известно о задержаниях турецкими властями активистов и боевиков этой группировки, соответственно не было судебных процессов над ними, никто не знает, где находится штаб-квартира организации, каковы ее состав, структура, устав, программа. Неизвестно также, откуда у "ястребов" такие огромные финансовые средства. Ведь чтобы организовать теракт типа взрыва в правительственном квартале Анкары у Генштаба и парламента, требовалась специальная подготовка террористов, нужны были мощный заряд взрывчатки, миллионы долларов и надежное прикрытие. Исполнение этого теракта отличалось не характерным для "ястребов" четким планом, дерзостью и эффективностью. Можно задаться вопросом: насколько самостоятельно действует эта группировка? Либо ТАК – действительно глубоко законспирированная и неуловимая организация с таинственными спонсорами, либо у нее есть покровители в турецких спецслужбах.
Обращает на себя внимание и то, что теракты боевиков ТАК происходят именно в те моменты, когда это выгодно властям. На парламентских выборах в июне 2015 г. Эрдогану не удалось добиться необходимого для формирования однопартийного правительства большинства с перспективой превращения Турции в президентскую республику. Прокурдская Народно-демократическая партия (НДП) получила 13,1% голосов и соответственно 80 депутатских мандатов в парламенте. Сразу же было объявлено о новых внеочередных выборах в парламент 1 ноября 2015 г. А уже 20 июля произошел теракт в городе Суруч в турецком Курдистане. 32 курдских активиста были убиты и 104 ранены. В ответ экстремисты ТАК убили двух полицейских, что повлекло за собой прекращение перемирия РПК с Анкарой и начало новой военной и полицейской операции против курдов. Репрессиям властей подверглись не только РПК, но и легальная парламентская НДП. В условиях развернутой в стране новой антикурдской кампании на парламентских выборах в ноябре 2015 г. НДП все же преодолела 10%-ный барьер, но получила лишь 59 мандатов – на 21 меньше, чем в июне.
Еще одно совпадение состоит в том, что 14 марта 2015 г. в Женеве возобновились межсирийские переговоры и на высоком уровне ставился вопрос о необходимости участия в них сирийских курдов. Эрдоган пытался связать последние теракты в стране с деятельностью не только турецкой РПК, но и Партии демократического союза курдов Сирии, требуя от структур ООН и своих западных союзников не допускать сирийских курдов на переговоры. Судя по всему, он панически боится любой формы автономии сирийских курдов, которая может вызвать цепную реакцию и привести к федерализации и самой Турции.
Заметна и поспешность, с которой турецкие власти делают заявления о причастности ТАК и вообще курдов к состоявшимся в последнее время терактам. Как правило, еще не проведены даже предварительные следственные действия, никто не взял на себя ответственность за происшедшее, а в СМИ уже делается вброс о курдской национальности боевика (смертника) и сразу же (в течение суток) направляются самолеты бомбить лагеря РПК в Кандильских горах Ирака или начинаются артобстрелы Сирийского Курдистана, вводится бронетанковая техника, объявляются военное положение и комендантский час в курдских районах на юго-востоке Турции.
Не следует исключать, что таинственная и глубоко законспирированная организация курдских "ястребов" на самом деле действует под контролем турецких спецслужб. У них большой опыт создания таких псевдоорганизаций. В качестве примера можно назвать организацию "Асадулла" ("Львы Аллаха") – исламистскую националистическую группировку, недавно созданную в курдских регионах Турции. По свидетельству местных жителей, многие боевики говорят с сильным акцентом, носят длинные черные бороды, скрывают лица под маской и выкрикивают исламистские лозунги. Своей жестокостью они повергли в ужас курдов, а их действия сравнивают с преступлениями "Исламского государства". Хотя партийная, этническая и религиозная принадлежность членов группировки до сих пор не выявлена, их связи с чиновниками правительственных структур и турецкими военнослужащими наталкивают на мысль, что эта организация могла быть учреждена властями и подконтрольна турецкой спецслужбе MIT.
Показательно, что с 2000 г. ни один член этой организации, как и боевики ТАК, не предстали перед судом. В последнее время появляются свидетельства о вербовке турецкой разведкой членов ИГ и других радикальных исламистских группировок в ряды новой антикурдской боевой организации. Не исключено, что именно подобный агент "Асадуллы" – турецкий гражданин осуществил резонансный теракт против курдских активистов в Суруче.
Широко известны связи и контакты турецких спецслужб с "Серыми волками" (турецкой ультраправой экстремистской организацией), которые также привлекаются для выполнения специальных задач в приграничных районах Сирии, в том числе и против сирийских и турецких курдов.
Известный российский политолог А. Малашенко считает, что любая конспирологическая версия о связях ТАК с турецкими спецслужбами требует доказательств, которых пока нет, но выдвигает собственную подобную версию. По его словам, Эрдоган "попал в ножницы". Он совершил в последнее время много ошибок: из-за сбитого российского боевого самолета поссорился с Москвой, из-за собственной несговорчивости испортил отношения с западными союзниками, в первую очередь с США, вступил в конфронтацию с курдами в Турции и Сирии, проиграл в военном плане сирийскую кампанию. Вызывающий по дерзости теракт в Анкаре 13 марта – это удар по президенту Турции, который на первых порах сплотил нацию, а теперь не может обеспечить ее единство и безопасность. "Не исключено, что за этим терактом стоят люди из окружения Эрдогана, которые хотят сместить его с поста президента", – заявляет эксперт.
Очевидно, потребуется значительное время, чтобы прекратить в Турции кровопролитие на этнической почве и вновь нормализовать отношения турецких властей с РПК. Еще сложнее обстоит дело с радикальными исламистскими группировками. Эмиссары, вербовщики ИГ, "Джабга ан-Нусра" и других подобных террористических организаций довольно прочно освоились в стране, имеют подпольные конспиративные сети и ячейки, "коридоры на границах", продолжают активно использовать территорию Турции в своих преступных целях. У них есть сторонники и сочувствующие не только в националистических и исламистских организациях страны, но и в силовых структурах.
Таким образом, можно констатировать, что в Турции при попустительстве властей активизировались и набирают силу различные крайние националистические и исламистские группировки типа "Серых волков", "Львов Аллаха", "Ястребов свободы Курдистана", "Внуков Саладдина" и десятки других не менее опасных радикальных организаций. Уровень террористической угрозы в стране и на путях дальнейшей миграции беженцев заметно возрастает. Это подтверждается и в официальном заявлении МИДа России: "Приходится констатировать, что находиться сейчас в Турции небезопасно, обстановка в этой стране действительно очень напряженная" . Только с начала 2016 г. там произошло по меньшей мере восемь крупных терактов, а на юго-востоке страны продолжается кровопролитное вооруженное противостояние правительственных сил с курдами. Даже западные партнеры Турции (США, ФРГ и др.) вынуждены признать возросший уровень террористической угрозы в Турции и ограничить присутствие там своих граждан.
В какой-то мере закономерной явилась и очередная попытка военного переворота в Анкаре и Стамбуле в ночь с 15 на 16 июля 2016 г. И хотя уже на следующий день властям удалось подавить мятеж и восстановить контроль над ситуацией в стране, эти события показали недовольство значительной части элиты политикой Р. Эрдогана. Судя по масштабу репрессивных мер, в заговоре оказались замешаны десятки тысяч офицеров армии высшего и среднего звена, жандармерии, полиции, а также государственные служащие, судьи, прокуроры, сотрудники образовательных и религиозных учреждений, СМИ и т. д. Р. Эрдоган попытался воспользоваться ситуацией, чтобы разгромить внутреннюю оппозицию, дискредитировать своего политического противника – проживающего в США богослова-проповедника Ф. Гюлена и еще больше ослабить роль армии, которая традиционно играла весьма важную роль в политической жизни государства. Его заявления о возможности восстановления смертной казни как высшей меры наказания, попытки самосуда националистов и исламистов над сложившими оружие мятежниками, пытки и избиения заключенных – все это вызвало негативную реакцию на Западе. Вашингтон и Брюссель осудили попытку военных неконституционным путем сменить власть в стране, но в то же время предостерегли Анкару от неадекватной реакции на эти события и возможных нарушений прав человека. Тем не менее Турция решила временно приостановить действие Европейской конвенции по правам человека в связи с введенным в стране на три месяца чрезвычайным положением, сообщил заместитель премьер-министра Н. Куртулмус.
Похоже на то, что Р. Эрдогана сейчас мало заботит мнение западных партнеров относительно действий турецких властей по преодолению внутриполитического кризиса. Он продолжил курс на дальнейшее укрепление своей власти путем репрессий, чисток и "закручивания гаек". В Анкаре уверены, что Вашингтон и Брюссель будут считаться с тем, что Турция – южный фланг НАТО, от которого во многом зависит общая ситуация в регионе. Несмотря на некоторое ухудшение отношений с Западом, Турция не намерена сворачивать сотрудничество с НАТО, где она является важным звеном и ключевым партнером США. Более того, именно с помощью Анкары НАТО втягивает в свою орбиту Украину, Грузию и Азербайджан. Нельзя забывать и о том, что на территории Турции дислоцировано 28 американских военных баз, а на авиабазе Инджирлик хранится до 60 единиц тактического ядерного оружия США.
Анкара служит как бы противовесом Тегерану, пытается расширить свое влияние в Сирии, Ираке, на Украине, в Центральной Азии и Закавказье. Кроме Турции и Израиля, у США нет надежных партнеров и союзников в регионе. Соединенные Штаты, в свою очередь, абсолютно не заинтересованы в том, чтобы НАТО вслед за Евросоюзом постигло нечто наподобие Brexit. Показательно, что угрозу госсекретаря Дж. Керри лишить Турцию членства в НАТО, если в стране продолжатся кадровые чистки и будет возвращена смертная казнь, тут же "подкорректировал" глава Пентагона Э. Картер. "Турция была сильным союзником десятилетиями. Наш союз сегодня очень силен, и наши взаимоотношения прочны", – сказал он.
Р. Эрдоган умело использовал ситуацию, сложившуюся вокруг Турции после подавления попытки военного переворота, для укрепления своих позиций в приграничных районах Сирии. Убедив Москву и Вашингтон, что Анкара приступает к активной борьбе с джихадистами в Сирии, он отдал приказ своим вооруженным силам 22 августа 2016 г. нанести ракетно-бомбовые удары по позициям курдских ополченцев в районе города Джараблуса, и 24 августа бронетанковые и механизированные турецкие части вторглись на север Сирии. К этому времени боевики-исламисты под ударами наступающих курдов уже отступили к югу и востоку от Джараблуса, не исключен и имевший место сговор турецких властей с джихадистами, часть которых открестилась от своих связей с "Аль-Каидой" и ИГ и перешла в стан так называемой умеренной оппозиции. Таким образом, Р. Эрдогану удалось реализовать давно вынашиваемый им план создать в приграничных районах Сирии "буферную зону" или турецкий плацдарм. Полицейские функции в этом районе шириной примерно 100 км и глубиной до 50 км возлагаются на протурецки настроенные отряды Свободной сирийской армии и бандформирования туркоманов, срок пребывания в этой зоне турецких войск определен не был. Вашингтон пытается провести условную разграничительную линию между турецкими войсками и отрядами курдских ополченцев по восточному берегу реки Евфрат, чтобы избежать в дальнейшем масштабных боестолкновений между ними. Ведь и те и другие относятся к союзникам США в борьбе с радикальными исламистами и режимом Б. Асада.
Приходится признать, что агрессивная внешняя и внутренняя политика сегодняшнего руководства Турции, волюнтаризм и личные амбиции Р. Эрдогана создают не только напряженность в отношениях страны с сопредельными и другими государствами, но и все больше дестабилизируют ситуацию в самой Турецкой Республике. Исключить новые заговоры, попытки переворотов, масштабные теракты в Турции в этих условиях нельзя. Что касается восстановления российско-турецких отношений в полном объеме, то в условиях очередного продления чрезвычайного положения, высокого уровня террористической угрозы в стране и, по сути, гражданской войны Анкары с Рабочей партией Курдистана, а также активного вмешательства Турции в дела Сирии на стороне вооруженной оппозиции, рассчитывать на резкий прорыв в этих отношениях не приходится. Можно лишь ожидать постепенного налаживания традиционных российско-турецких торгово-экономических отношений, возврата к взаимовыгодным проектам в области энергетики, транспорта, туризма и т. п. Причем широко разлекламированные российскими властями и СМИ строительство РФ в Турции атомной электростанции станции "Аккую" и новой ветки газопровода "Турецкий поток" явно не просчитаны финансово-экономически и не учитывают всех политических рисков. Строить АЭС в кредит, да еще в условиях угрозы терактов и общей нестабильности в Турции, может привести не только к потере вложенных Москвой в этот долговременный проект денег, но к новому Чернобылю. Также неясно, будет ли конечный потребитель у российского газа в странах ЕС? К тому же Турция заключила аналогичные соглашения на строительство газопроводов с Израилем, Катаром, Иракским Курдистаном, странами Центральной Азии. Поэтому в российско-турецких отношениях, скорее всего, с обеих сторон будет преобладать строго прагматичный и осторожный подход. На экспертном уровне в России есть понимание, что Р.Эрдоган циничный и ненадежный партнер, который "ведет свою игру" в регионе и ему нельзя ни в коем случае доверять. Кремль и МИД РФ пытаются делать "хорошую мину при плохой игре" и зачастую выдают по Турции желаемое за действительное. Так, в долгожданном письме Р.Эрдогана В.Путину кремлевские политологи нашли между строк якобы извинение за сбитый российский самолет. В на самом деле, никакого извинения там не было. Содержались лишь два тезиса: сожаление об этом инциденте и соболезнования семье погибшего летчика. Этого хватило, чтобы на официальном уровне простить Р.Эрдогана и дать "добро" на восстановление двусторонних отношений, более того, Москва не возражала против ввода турецких войск на север Сирии и создания там протурецкого плацдарма. Формально эта операция была озвучена как участие Турции в борьбе с терроризмом. Вскоре выяснилось, что Анкара понимает эту борьбу по своему. Р.Эрдоган подтвердил, что террористом № 1 считается Башар Асад, а террористами № 2 - сирийские и турецкие курды. Как таковых боестолкновений ВС Турции с джихадистами ИГ и "Джабга ан-Нусра" не отмечалось, похоже на имевший место очередной сговор между ними, зато авиация, артиллерия и бронетанковые войска Турции и их сателлиты из числа сирийской вооруженной оппозиции атаковали курдских ополченцев и мирные населенные пункты в приграничной полосе.
Примерно такая же реакция Москвы последовала на убийство российского посла Карлова А.Г. Этот теракт был расценен лишь как попытка противников Р.Эрдогана осложнить российско-турецкие отношения. Почему то СМИ РФ усиленно распространяли информацию об убийце как бывшем полицейском, чуть ли не связанным с мусульманским проповедником Ф.Гюленом. Но факты говорят об обратном. Престарелый Гюлен далеко за океаном и он никогда не призывал своих сторонников к террору. А Р.Эрдоган был в Анкаре и трагедия разыгралась практически на его глазах. Своими действиями или бездействием он способствовал этому преступлению. Убийца - кадровый офицер элитного полицейского подразделения Турции, прибыл на место преступления с отличительным значком, действующим удостоверением и табельным оружием. Никаких подозрений у других турецких полицейских и спецслужб он не вызывал. Налицо пренебрежение мерами безопасности при проведении мероприятия с участием российского посла со стороны турецких властей, которые хорошо знали ситуацию в стране и уровень террористической угрозы.
Таким образом, дальнейшее заигрывание российских властей с Р.Эрдоганом поощряет его агрессивность в отношении режима Башара Асада в Сирии, в целом, в регионе, усугубляет раскол турецкого общества и силовых структур и провоцирует Анкару на силовое решение курдской проблемы в Турции и Сирии. Вряд ли в складывающихся условиях можно строить какие-либо долгосрочные планы в отношении Турции и рассчитывать на ее реальный вклад в борьбу с терроризмом. Правящая в стране исламистская Партия справедливости и развития (ПСР) объективно оказывается на стороне радикальных исламистских группировок суннитского (салафито-ваххабитского) толка и явно или скрыто будет и дальше действовать в тесном союзе с Саудовской Аравией, Катаром, другими монархиями Персидского залива и Иорданией против Ирана и проиранских режимов в Сирии и Ираке. Роль активного члена НАТО и посредника этой организации в интеграции Азербайджана, Грузии и Украины в НАТО Анкара исполняет с энтузиазмом и старанием. Также не следует забывать, что турецкие власти поощряют экстремистские и националистические организации крымских татар, черкесов, других народов Северного Кавказа.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Турция, Реджеп Тайип Эрдоган, Сирия, Исламское государство