Клоч – один из древнейших езидских праздников. У езидов этот праздник также называется Клоча Саре Сале (Kloça Serê Salê), что в переводе означает "клоч начало года". Слово клоч вошло в европейские языки: кулич (рус.), kulich (англ.), koulitch (фр.), kollikion(греч.) и т.д.
Фиксированного дня в году для этого праздника нет. Отмечают клоч в первую среду месяца март по Езидскому солнечному календарю или в третью среду марта по Григорианскому календарю. Почему именно в этот день? В зависимости от года по Григорианскому календарю, третья среда марта может колебаться в диапазоне от 15 до 21 числа. И таким образом совпадает или очень близок к дню весеннего равноденствия, называемый Науроз (Новый год), который справляется 21 марта всеми курдами вне зависимости от вероисповедания. Значение праздника Науроз (новый день) вполне можно отнести к прошедшему холодному, неблагоприятному и голодному сезону. Долгая зима кончилась – отступала угроза голодной смерти. Пришла весна и с расцветом природы люди видели свое спасение, начиналась новая жизнь!
В отличие от езидов постсоветского пространства, у езидов Ирака и Сирии Новый год называется "Серсал" и начинается в апреле. День его празднования приходится на третью среду месяца апрель по григорианскому календарю, называемая – Чаршама Сор (Красная среда) и посвящен дню завершения Богом Сотворению мира. По езидскому календарю мир был сотворен 6768 лет назад.
Клоч – это праздничный хлеб из теста, круглой или прямоугольной формы и отличается от повседневного хлеба тем, что в тесто закладывается сдоба. Рецепт выпечки стандартен и известен всем езидским женщинам, и практически без изменений передается из поколения в поколение. Клоч готовится раз в году, поэтому делается с большой любовью и из самых лучших продуктов. Он включает в себя все самое ценное и питательное для человека, что есть в зерне, молоке и яйцах. В этом плане езидский клоч – уникальный продукт. Он считается "благословенной пищей".
Каждый год в определенную среду марта в каждой семье хозяйка печет клоч, в тесто которого обязательно закладывают бусинку или маленькую монету. На следующий день, в четверг рано утром, в присутствии всех членов семьи, глава семьи (малхе мале) после произнесения соответствующей молитвы разрезает его на равные части – это называется "Хета джот". Затем одну половину делят на равные куски (до 7 кусков) в зависимости от пожелания главы семьи, каждый из которых приносят в дар божествам и святым:
1. Heft mȇre dȋwanȇ – Семь ангелов, помогавших Богу в Сотворении мира.
2. Melek Taus – Малик Таус, архангел, покровитель езидов.
3. Xwedanȇ malȇ – Ходане мале, святой, покровитель семьи.
4. Xatȗna Fexra – Хатуна Фахра, покровительница женщин и детей.
5. Gavanȇ Zerzan – Гаване Зарзан, покровитель крупного рогатого скота (приносит удачу).
6. Mаmȇ Şivan – Маме Шван, покровитель мелкого рогатого скота (приносит счастье).
7. Mаmȇ Reşan – Маме Рашан, покровитель плодородия (приносит богатство).
Вторую половину глава семьи также разрезает на равные куски по числу домочадцев. Счет ведется с главы семьи, далее следуют по старшинству члены мужского пола и в такой же последовательности женского пола. Если кто-то из домочадцев по каким-то причинам в тот момент отсутствует, его кусок для него откладывают.
Если бусинка выпадает на долю божества или святого, то в этом году он считается покровителем и заступником семьи, соответственно в течении всего года этот святой будут благоволить этой семье. Если выпадает на долю члена семьи, то его считают благословленным Богом и этот год должен быть для него удачным и счастливым. При этом, с давних времен принято поздравление и целование "счастливчика".
В этот праздничный день все езиды приветствуют друг друга радостным восклицанием "Клоча те пирозбе!". Обмениваются новостями – кому попалась бусинка.
Юрий Дасни
Теги: езидизм, езиды, Юрий Дасни