Сирийский кризис, как и многие другие трагические события "арабской весны" на Ближнем Востоке, изначально сопровождался широким вмешательством в него со стороны внешних сил. Вспыхнувшие в стране весной 2011 года антиправительственные митинги и демонстрации вскоре возглавили радикальные исламистские группировки типа "Братьев-мусульман", которых сразу же поддержали Турция и большинство арабских стран.
Руководители западных государств и соответствующие комиссии ООН расценили действия сирийских властей по подавлению протестных акций как неправомерные. США и страны ЕС не только осуждали Дамаск за массовые нарушения прав человека, но и оказывали на него политико-дипломатическое давление. В сентябре 2013 года Запад обвинил правительство Асада в применении химического оружия и поставил вопрос о проведении военной операции в Сирии по типу имевшей место ранее операции сил НАТО в Ливии.
Руководитель соседней Турции Р.Эрдоган изначально не скрывал своего негативного отношения к правительству Башара Асада и делал ставку в Сирии на оппозиционные властям организации дружественных ему сирийских исламистов суннитского толка и туркоманов. Анкара намеревалась в одностороннем порядке или в рамках военной операции НАТО установить так называемую "бесполетную" или буферную зону в северных районах Сирии. Такого сценария развития событий удавалось долгое время избегать лишь благодаря твердой позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН.
С началом гражданской войны и активизацией деятельности террористических группировок в Сирии правительство Асада пользовалось поддержкой Ирана и ливанской военно-политической организации "Хизбалла". Как было выше отмечено, восставших поддержали, кроме Турции, большинство арабских государств. По мере перехода части сирийских военнослужащих и представителей других силовых структур на сторону оппозиции и эскалации вооруженного конфликта нарастало и внешнее вмешательство в сирийский кризис.
Непосредственное военное участие в сирийском кризисе приняли вооруженные силы Ирана, Турции, США и широкой международной коалиции по борьбе с терроризмом. Причем Иран и "Хизбалла" выступили на стороне Дамаска, а Турция и США – на стороне оппозиции. ВКС России и ВВС международной коалиции наносили удары по позициям и целям боевиков "Исламского государства" и "Джабга ан-Нусра" (запрещены в РФ).
После разгрома ИГ и подобных ему террористических организаций ВС РФ стали выполнять функции в основном гуманитарного характера (разминирование, продовольственная и медицинская помощь населению, примирение сторон конфликта и т.п.). Вашингтон же продолжил поддержку оппозиции и "третьей силы" - сирийских курдов, которые не принимали участия в гражданской войне, но вынуждены были в целях самообороны от боевиков-джихадистов создать органы местного самоуправления и отряды самообороны.
Оппозиции постоянно оказывалась финансовая, материальная и военная помощь из-за рубежа Саудовской Аравией, Иорданией, другими арабскими странами, а также неправительственными фондами и организациями монархий Персидского залива и других мусульманских государств. Последние финансировали и радикальные исламистские группировки террористической направленности. В период активной фазы борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" Саудовская Аравия создавала региональную коалицию для борьбы с ней. Общее число стран, так или иначе вовлеченных в сирийский конфликт, достигало нескольких десятков государств.
Особенностью сирийского кризиса стало масштабное участие в нем негосударственных иностранных акторов в лице радикальных исламистских группировок, создавших на значительной части территории страны свое квазигосударство - "Исламский халифат". Вооруженные отряды "Исламского государства" формировались не столько из числа местных жителей, сколько из иностранцев, прибывающих на "священную войну с неверными" (джихад) из арабских и мусульманских стран, ЕС, СНГ, США и других государств. Эту неожиданно возникшую мощную группировку сил международного терроризма стали называть "исламистским интернационалом". Ее боевики не только контролировали в течение нескольких лет значительные территории Сирии и Ирака, угрожали взятием Дамаска и Багдада, но и вели вербовку все новых джихадистов и осуществляли террористические акты по всему миру. На первых порах Запад старался не замечать это новое явление, а региональные антиасадовские силы (Турция, Саудовская Аравия, Иордания, другие) даже помогали джихадистам в надежде, что те свергнут режим в Дамаске и откроют дорогу к власти в этой стране умеренно исламистским силам типа "Братьев-мусульман".
В ответ на агрессию исламистов-джихадистов суннитского толка Иран мобилизовал на помощь Асаду боевиков-шиитов из Ливана, Афганистана, Пакистана, Йемена, Ирака и других стран с шиитскими общинами. В итоге власти Сирии, оппозиция и вовлеченные в сирийский конфликт правящие круги других мусульманских стран весьма активно использовали в своей борьбе за власть, территории и ресурсы группировки радикальных исламистов как суннитского, так и шиитского толка. Некоторые политологи даже называли сирийский конфликт эпицентром регионального суннитско-шиитского противостояния, поскольку в Ираке, Йемене, на Бахрейне, в Саудовской Аравии, Кувейте и Ливане суннитско-шиитские противоречия теологического свойства также приобрели ожесточенный враждебный характер.
Большую часть территории страны к настоящему времени контролируют правительственные войска, ополченцы лояльных Дамаску племен при поддержке так называемого шиитского легиона. Эта иностранная армия по своему численному и боевому составу сопоставима с остатками регулярных вооруженных сил Сирии, которые понесли большие потери в живой силе и боевой технике за семь лет войны с оппозицией и джихадистами. Многие военнослужащие сирийской армии дезертировали или перешли на сторону оппозиции. По оценкам, в распоряжении Асада и его иранских партнеров находится всего около 120-150 тысяч военнослужащих и ополченцев (к началу гражданской войны в 2011 г. ВС Сирии насчитывали 325 тысяч человек). Этим объясняются ограниченные возможности сирийской армии по ведению масштабных наступательных операций и взятию под свой контроль всей территории страны.
Иран, объективно, остается основным спонсором и союзником дружественного ему режима Башара Асада. По самым приблизительным оценкам, из госбюджета ИРИ ежегодно выделяется 8-10 млрд долларов США в качестве финансовой помощи Дамаску. Спецназ, военные советники и специалисты Ирана вместе с боевиками ливанской "Хизбаллы" играют весьма важную роль в поддержании боеспособности сирийской армии.
Согласно достигнутому 15 сентября 2017 года в Астане (Казахстан) соглашению при посредничестве России, Ирана и Турции было заключено перемирие между правительственными войсками и оппозицией. На территории Сирии были созданы четыре зоны деэскалации: к северу от города Хомс, в пригороде Дамаска — в районе Восточной Гуты, на границе Сирии с Иорданией — в провинции Дераа, а также в провинции Идлиб. Мониторинг в зоне деэскалации в провинции Идлиб поручено вести совместным патрулям Ирана, России и Турции, а в остальных зонах — российской военной полиции. В этих зонах сохраняются не только отряды вооруженной оппозиции, но и часть боевиков террористических группировок, что провоцирует все новые боестолкновения, сопровождаемые гибелью мирных жителей.
Наряду с контролируемыми Дамаском и его союзниками районами Сирии и упомянутыми выше четырьмя зонами деэскалации, в стране остаются несколько неподконтрольных властям анклавов и плацдармов, где сильно влияние других иностранных государств (США и Турция).
Так, сирийские курды в настоящее время контролируют значительную часть сирийско-турецкой границы, кантоны Кобани, Камышлы и кварталы г.Алеппо. Лидеры сирийских курдов выражают готовность участвовать в переговорах по будущему государственному устройству страны и сотрудничать с любыми властями в Дамаске, которые будут гарантировать им в новой конституции защиту национальных прав и свобод.
На базе отрядов курдского ополчения, а также арабов-суннитов и христиан, США удалось создать так называемый Демократический альянс, который нанес поражение боевикам ИГ, освободил от них столицу Исламского халифата г.Ракку и обширные территории на восточном берегу реки Евфрат. Эти силы контролируют части сирийско-иракской и сирийско-турецкой границ и месторождения нефти. По замыслу Пентагона, на базе этих отрядов якобы планируется сформировать 30-ти тысячный корпус, который будет защищать государственные границы от вторжения боевиков радикальных исламистских группировок из Ирака и Турции. В этих районах размещается свыше 10 опорных пунктов (временных баз) и до 2 тысяч военнослужащих США (спезназ и армейская авиация). Американские военнослужащие не только довооружают и обучают ополченцев Демократического альянса, но и при необходимости оказывают им огневую поддержку, как это имело место в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года под г.Дейр эз-Зором. Это подтверждает, что Вашингтон не намерен уступать позиции своих союзников в Сирии правительственным войскам или их шиитским сателлитам до политического урегулирования конфликта.
Еще одним иностранным государством, вовлеченным непосредственно в сирийский конфликт, является Турция. Как выше было отмечено, Анкара в последние годы враждебно относилась к режиму Башара Асада и с началом гражданской войны в Сирии стала активно помогать его противникам. На сопредельной турецкой территории были развернуты военные лагеря по подготовке турецкими инструкторами боевиков так называемой Свободной сирийской армии (ССА) из числа перебежчиков и дезертиров сирийских вооруженных сил и добровольцев. Параллельно турецкими властями по линии спецслужб скрыто оказывалась военная и военно-техническая помощь бандформированиям сирийских туркоманов и радикальных исламистских группировок. Турция на несколько лет превратилась в тыловую базу, транзитный коридор и перевалочный пункт для десятков тысяч иностранцев-джихадистов, направлявшихся воевать в Сирию и Ирак. Раненые боевики проходили курс лечения и реабилитации в лечебных заведениях Турции, в Сирию и Ирак из Турции шли транспорты с оружием, снаряжением и боеприпасами, обратно тянулись колонны цистерн с контрабандными нефтепродуктами и машины с награбленным имуществом (музейными артефактами). Якобы в этом "бизнесе на крови" были задействованы тысячи турецких чиновников и бизнесменов, включая сына Р.Эрдогана. Доходы турецким властям приносила и нелегальная миграция сирийских и иракских беженцев в страны ЕС. Анкара также шантажировала руководителей европейских государств обещанием "открыть шлюзы на своих границах" для миллионов сирийских беженцев, если Брюссель не компенсирует расходы по их содержанию в лагерях на турецкой территории. В целом, война в Сирии стала прибыльным делом для турецких чиновников и бизнесменов.
Открытого военного вмешательства Турции в сирийский конфликт долгое время удавалось не допускать благодаря твердой позиции России. Более того, атака ВВС Турции на российский бомбардировщик Су-24 24 ноября 2015 года послужила поводом для ужесточения позиции РФ по отношению к турецкому руководству. Только через год формальные извинения Р.Эрдогана в связи с этим инцидентом были приняты Москвой и постепенно двусторонние отношения восстановились в прежнем объеме. Более того, Анкара якобы отказалась от помощи радикальным исламистским группировкам в Сирии и пошла на сотрудничество с Россией и Ираном по урегулированию сирийского конфликта и взаимодействию в борьбе с террористами.
Без разрешения сирийских властей 20 августа 2016 года Анкара приступила к проведению военной операции на севере Сирии под кодовым названием "Щит Евфрата". Под предлогом борьбы с террористами турецкие механизированные колонны нарушили государственную границу и при поддержке авиации и артиллерии в течение последующих нескольких недель оккупировали плацдарм шириной до 100 км (между г.Джераблусом и г.Аазазом) и глубиной до 50 км. В боестолкновения с джихадистами ИГ турецкие военные, как правило, не вступали, а договаривались с ними, небольшие группы боевиков лишь меняли свои позиции и отходили вглубь сирийской территории. Удары наносились в основном по позициям курдских ополченцев, которых турецкие власти считают аффилированными с турецкой Рабочей партией Курдистана (РПК) террористами. Истинной целью этой операции ВС Турции было изолировать провинцию Африн от других северных сирийских провинций с преимущественно курдским населением и не позволить создать на своих границах единый автономный курдский район. В составе турецких войск границу пересекли и подготовленные турецкими инструкторами отряды оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА). Именно на них возлагаются полицейские функции по поддержанию оккупационного порядка на этом плацдарме.
21 января 2018 года также без согласия Дамаска турецкое руководство приступило к проведению новой военной операции на севере Сирии под кодовым названием "Оливковая ветвь". После массированных ракетно-бомбовых ударов и артиллерийско-минометных обстрелов приграничных сирийских населенных пунктов и позиций курдских ополченцев механизированные колонны турецких войск вторглись в провинцию Африн, которая контролировалась курдами из сирийской партии "Демократический союз" (PYD). Поскольку сирийские правительственные войска были выведены из этой провинции еще в 2012 году, то сопротивление турецким захватчикам смогли оказать лишь курдские "Отряды народной самообороны" (YPG), входящие в более широкую коалицию — "Сирийские демократические силы" (SDF). Как и при проведении операции "Щит Евфрата" турецкие военные ввели в Африн подконтрольные им отряды ССА. Похоже на то, что в планы Р.Эрдогана входит оккупировать как можно больше приграничных сирийских районов и создать так называемую "буферную зону", которая бы контролировалась протурецкими сирийскими группировками арабов-суннитов типа и туркоман. Этот план уже частично реализуется в провинциях Идлиб, Африн и Алеппо. Широко разлекламированное Анкарой продвижение турецких войск в сторону стратегически важного города Манбидж и попытка захвата его могут натолкнуться на ожесточенное сопротивление хорошо вооруженных курдских ополченцев SDF при поддержке спецназа и армейской авиации США. Скорее всего, в районе Манбиджа пройдет линия разграничения между протурецким и проамериканским анклавами в Сирии. Великобритания и Франция выразили готовность направить в этот район свои воинские контингенты.
Дамаск официально осудил вторжения турецких войск на свою территорию, назвал эти действия грубым нарушением международного права и суверенитета Сирии, актами агрессии и государственного терроризма. В виду ограниченности своих военных контингентов Б.Асад смог направить в провинцию Африн лишь отряды иностранных шиитских наемников и добровольцев, но турецкое военное командование открыло заградительный артиллерийский огонь и воспрепятствовало встречному продвижению этих сил.
В качестве положительного момента можно констатировать, что с помощью Турции удалось освободить от террористов административный центр провинции г.Алеппо, когда боевикам с семьями и оружием был предоставлен безопасный коридор для эвакуации в провинцию Идлиб. Анкара обещала позже размежевать отряды умеренной сирийской оппозиции и боевиков-джихадистов и добиться соблюдения режима прекращения огня на линии соприкосновения сторон на юге провинции Идлиб, однако эти обещания турецкие власти не выполнили. Более того, с подконтрольных ВС Турции районов провинции Идлиб был совершен 31 декабря 2017 г. минометный обстрел базы ВКС РФ Хмеймим, в ночь с 5 на 6 января 2018 г. отмечались массированные атаки БПЛА (дронов) на российские военные базы Хмеймим и Тартус, а 3 февраля 2018 г. из ПЗРК боевиками был сбит российский штурмовик Су-25 и погиб летчик.
Эти факты подтверждают, что власти Турции ведут в Сирии свою "двойную" игру. На словах выступая совместно с Россией и Ираном в качестве страны-посредника в урегулировании сирийского кризиса, на деле они остаются ярыми противниками режима Б.Асада и всячески поддерживают вооруженную сирийскую оппозицию, среди которой остаются и отряды боевиков радикальных исламистских группировок.
Кроме стран, непосредственно присутствующих своими военными контингентами на территории Сирии и вовлеченных в политические процессы этой страны (Турция, Иран, Россия и США), свое влияние на сирийские события оказывают и ряд других, прежде всего, соседних стран: Саудовская Аравия, Иордания, Ирак, Ливан, Израиль и другие.
Эр-Рияд является одним из центров внешней сирийской оппозиции и поддерживает в финансовом и материальном отношении военно-политические группировки арабов-суннитов, противостоящих правительству Асада. Более того, Саудовская Аравия активно привлекает к антиасадовскому фронту своих региональных партнеров и союзников (Турция, Иордания, Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). По инициативе Эр-Рияда Сирия была исключена из состава ЛАГ и ее место было предложено занять представителям оппозиции. Ливанская "Хизбалла" была признана террористической организацией. Алавитская конфессия, к которой принадлежит семейство асадов, не признается Эр-Риядом и его региональными союзниками мусульманами. Все растущее недовольство саудовской королевской семьи вызывает сближение Башара Асада с давним соперником и конкурентом Эр-Рияда в регионе Тегераном и появление на контролируемых Дамаском территориях иностранных шиитских военных формирований (КСИР Ирана, ливанская "Хизбалла", иракские бригады "Хашд аш-Шааби", наемники из Афганистана, Пакистана и Йемена). По каналам спецслужб и различных неправительственных организаций (фондов) Саудовская Аравия и часть ее партнеров в Персидском заливе продолжают помощь и поддержку радикальным исламистским группировкам в Сирии и регионе (Ирак, Ливан, Йемен).
Иордания предоставляла свою территорию для размещения военных лагерей и подготовки боевиков сирийской оппозиции, через ее территорию осуществлялись поставки оружия и боеприпасов Свободной сирийской армии (ССА) и другим антиасадовским силам. Одновременно, ВВС Иордании участвовали в борьбе международной коалиции против боевиков "Исламского государства".
Шиитское большинство в правительстве Ирака присоединилось к усилиям Тегерана по военной поддержке режима Асада, предоставило свою территорию для транзита иранских военных грузов и направило в Сирию несколько бригад шиитских милицейских формирований "Хашд аш-Шааби".
Шиитская военно-политическая группировка Ливана "Хизбалла" оказывает военную помощь и поддержку Дамаску и содержит на контролируемых правительством Сирии территориях на ротационной основе около 10 тысяч своих боевиков с тяжелым вооружением и боевой техникой. Арабы-сунниты и христиане Ливана оказывают материальную и гуманитарную помощь своим сирийским общинам в Сирии и беженцам.
Добровольцы и наемники из Йемена, Афганистана и Пакистана с помощью иранских властей были переброшены в Сирию и пополнили так называемый иностранный шиитский легион (по оценкам, до 80 тысяч человек).
Руководство Израиля также внимательно следит за событиями в соседней Сирии и реагирует на них иногда весьма агрессивно. Главным раздражителем Тель-Авива является присутствие в этой стране иранских и других шиитских вооруженных формирований, в первую очередь, ливанской "Хизбаллы". Израильтяне опасаются атак ракет малой и средней дальности и беспилотников, которые могут нанести ущерб жизненно важным и военным объектам Государства Израиль. В качестве превентивных мер ВВС Израиля наносят ракетно-бомбовые удары по складам и транспортам с оружием "Хизбаллы", позициям ПВО Сирии, уничтожают дроны.
Наиболее серьезный инцидент имел место 10 февраля 2018 года, когда израильский вертолет сбил в своем воздушном пространстве вторгшийся из Сирии, якобы, иранский беспилотник. В ответ ВВС Израиля нанесли удары по иранским объектам в Сирии и уничтожили пункт контроля беспилотного летательного аппарата. Сирийские ПВО произвели пуски ракет и сбили один израильский самолет F-16, который упал на территории Израиля, летчикам удалось катапультироваться. Затем израильские самолеты нанесли удары по 12 военным объектам в Сирии, включая восемь сирийских, среди которых - три батареи ПВО, а также поразили четыре иранские военные цели, указали в пресс-службе армии еврейского государства. Эти удары по целям в Сирии стали крупнейшей операцией израильских ВВС против сирийских систем ПВО со времен Первой ливанской войны 1982 года.
Таким образом, сирийский кризис сопровождается активным вмешательством в него региональных центров силы (Иран, Турция, Саудовская Аравия, Израиль) и западных стран во главе с США. Несмотря на разгром наиболее крупных террористических группировок и наметившийся переход к мирному урегулированию внутрисирийского конфликта, страна продолжает оставаться разделенной на несколько зон и анклавов, часть из которых контролируется иностранными воинскими контингентами. Многие города и сельские населенные пункты лежат в руинах, системы жизнеобеспечения и инфраструктура разрушены, около 8 млн сирийцев (почти половина населения страны) вынуждены проживать в лагерях беженцев в соседних и других государствах. Коренные противоречия между заинтересованными внешними силами в отношении будущего Сирии сохраняются.
Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович
Теги: Станислав Иванов, Сирия, Турция, ООН, США, Европейский Союз, Башар Асад, Россия, Китай, СБ ООН, Иран, Хизбалла, Исламское Государство, Джебхат ан-Нусра, Сирийский Курдистан, Саудовская Аравия, Иордания, Братья-мусульмане, армия Сирии, Сирийские Демократические Силы, Свободная сирийская армия, нефть, Турецкий Курдистан, РПК, Африн, PYD, YPG, Манбидж, алавиты, Хашд аш-Шааби, Израиль