Одна из важных вех в усилиях Ирака по избавлению от гнёта санкций ООН, введённых после вторжения бывшего иракского диктатора Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году, наступит в следующем месяце, когда Ирак должен выплатить последний доллар военных репараций своему южному соседу.
В соответствии с резолюцией 1958 Совета Безопасности ООН от 2010 года Ирак должен выплачивать Кувейту пять процентов своих доходов от нефти в качестве репараций за последствия вторжения. Деньги депонируются на счёт Федеральной резервной системы США и автоматически переводятся в компенсационный фонд, управляемый ООН.
9 декабря Центральный банк Ирака объявил, что он достиг договорённости с Федеральной резервной системой о закрытии счёта, открытого для направления вычетов из его доходов от экспорта нефти в соседний эмират.
Когда счёт будет закрыт, Ирак должно быть объявлено, что он выполнил Резолюции Совета Безопасности ООН, касающиеся вторжения, и всемирная организация должна освободить страну от бремени карательных мер, переживших Саддама.
Абдул-Бассит Турки, высокопоставленный иракский чиновник, отвечающий за правительственный комитет, координирующий свои действия с ООН, сказал, что Центральный банк Ирака выплатит всю оставшуюся компенсацию до конца 2021 года, чтобы положить конец этому делу.
"Как только всё будет оплачено, ООН должна немедленно отменить санкции", — сказал Турки лондонской газете Asharq Al-Awsat в четверг. Он сказал, что министерство иностранных дел Ирака должно созвать заседание Совета Безопасности ООН, чтобы разработать новую резолюцию, отменяющую карательные меры против Ирака в соответствии со статьей VII Устава ООН.
Багдад выплатил Кувейту около $ 52 млрд репараций за последние три десятилетия. Эта сумма была предназначена для оплаты исков к Ираку, поданных от имени кувейтских частных лиц, корпораций и правительства, за ущерб, непосредственно причинённый иракским вторжением и оккупацией этого богатого нефтью эмирата.
Теоретически окончательная выплата репараций Кувейту откроет важную страницу в беспокойной истории Ирака. Эта мера завершит болезненный период в отношениях между двумя странами, когда вместо того чтобы наказать Саддама, фактически наказали иракский народ.
После вторжения в Ирак под руководством США в 2003 году ООН отменила большинство жёстких санкций против страны. В 2015 году Совет Безопасности ООН ослабил эмбарго в отношении Ирака, но оставил кувейтские репарации и другие меры, связанные с похищенным имуществом и пропавшими без вести кувейтскими лицами в соответствии со статьей VII Устава ООН, для урегулирования дипломатическим путём.
После более чем 31 года карательных мер, введённых в соответствии с резолюциями ООН, Ирак вскоре должен расчистить путь к полному суверенитету над своими нефтяными доходами. Но пока неясно, как Совет Безопасности будет действовать, чтобы освободить Ирак от других его обязательств по отношению к Кувейту и в конечном итоге помочь двум странам отказаться от наследия вторжений.
Если смотреть в более широком смысле, резолюции ООН, касающиеся вторжения Ирака в Кувейт, имели серьёзные региональные последствия, поскольку мировые державы продолжали использовать этот вопрос для формирования новой региональной системы или внесения изменений в существующую систему в целях продвижения различных интересов и предпочтений.
Одним из механизмов, созданных Советом Безопасности, является МООНСИ или Миссия Организации Объединённых Наций по содействию Ираку, наделённая широким мандатом, включая обеспечение соблюдения Ираком резолюций, касающихся Кувейта.
Последующие с 2003 года резолюции наделили МООНСИ полномочиями принуждать Ирак к соблюдению карательных мер с 1990 года в отношении репатриации или возвращения граждан Кувейта и третьих стран или их останков и возвращения всей кувейтской собственности, включая архивы, захваченной Ираком.
В резолюции за резолюцией совет призывал главу МООНСИ "поощрять, поддерживать и облегчать усилия" по соблюдению этих мер. В одной резолюции даже требовалось, чтобы ООН назначила заместителя главы МООНСИ, "отвечающего за эти вопросы".
За последние два десятилетия миссия, получающая огромные средства от Кувейта, была частью стратегии эмирата в отношении его отношений с Ираком и, в большей степени, инструментом внешней политики Ирака для ключевых членов совета.
Освобождение Ирака от его обязательств по статье VII Устава ООН будет не только иметь решающее значение для будущего МООНСИ, но также станет определяющим моментом в иракско-кувейтских отношениях. В то время как сменявшие друг друга постсаддамовские правительства в Ираке работали над соблюдением обязательств, многие иракцы рассматривали репарации как национальное унижение.
Но, как и реакция немцев на санкционные меры, введённые в отношении Германии после Второй мировой войны, широкое иракское популярное повествование о кувейтском кризисе может занять десятилетия, тем более что Ирак по-прежнему вовлечен в свои собственные экзистенциальные проблемы.
Несмотря на то, что это вызывает воспоминания, эта новая веха в иракско-кувейтских отношениях вызывает у многих иракцев вопросы о том, должен ли Ирак после Саддама платить за войны бывшего диктатора, и в целом о карательном подходе к Ираку.
Исторически сложилось так, что у Ирака всегда были проблемы со своим южным соседом, и сменявшие друг друга иракские режимы с момента возникновения современного государства Ирак столетие назад неохотно соглашались с проведёнными Великобританией границами Кувейта, которые сделали его отдельным эмиратом.
Некоторые иракцы также заявляют, что сам Кувейт принадлежит Ираку.
Кувейтцы всегда оспаривали эту иракскую версию истории, заявляя, что их страна никогда не была частью Ирака. Однако их по-прежнему преследуют утверждения Ирака и опасения, что их могущественный северный сосед может аннексировать их крошечное государство.
Когда Саддам, в конце концов, вторгся в Кувейт в 1990 году, обвинив его в посягательствах на границу Ирака и незаконном бурении нефтяных скважин на его южных нефтяных месторождениях, он использовал исторический аргумент для оправдания своей аннексии эмирата.
Международному альянсу во главе с США удалось вытеснить иракские войска из Кувейта и помочь кувейтцам восстановить свою независимость, но цена для Ирака была огромной. Тринадцать лет изоляции и санкций ООН, за которыми последовали взрывы, две войны, оккупация и затяжной конфликт, дорого обошлись стране с точки зрения человеческих жизней и материального разрушения.
Длинная тень конфликта продолжает преследовать двух соседей, несмотря на усилия по укреплению отношений между Кувейтом и постсаддамовским режимом в Ираке. Демаркация иракской границы с Кувейтом в соответствии с указаниями ООН после свержения Саддама также вызвала словесный отклик в Ираке.
В сентябре 2019 года в отношениях между двумя странами возникли проблемы, когда посланник Ирака в ООН подал в организацию официальное письмо с жалобой, в котором обвинял Кувейт в попытках изменить морские границы между двумя странами.
Этот шаг вызвал гнев и неповиновение со стороны Кувейта.
За эскалацией последовала буря возмущения со стороны иракских законодателей, лидеров ополченцев и комментаторов, которые призвали правительство отменить мирные соглашения, спонсируемые ООН, в том числе соглашение об установлении границы между Ираком и Кувейтом.
Гнев Ирака также усилился по поводу строительства Кувейтом крупного порта на острове Бубиян на водном пути Хор-Абдулла, единственном стратегическом выходе к морю для Ирака. Многие представители политической элиты Ирака рассматривали этот шаг как часть усилий Кувейта по удушению иракских портов в Персидском заливе.
Ирак опасается, что кувейтский порт Мубарак аль-Кабир может быть превращён в финансовый и торговый центр за счёт планов Ирака по развитию гигантского нового порта на полуострове Аль-Фау, чуть более чем в 1 км от нового кувейтского центра судоходства.
В целом, многие иракцы считают, что их страна понесла наказание за то, что Саддам сделал с Кувейтом, и что они дорого заплатили за его вторжение в эмират и за преступления, которые его режим совершал против них на протяжении трёх десятилетий.
Вот почему в объявлении о том, что Ирак завершил выплату Кувейту компенсации на сумму более $ 52 млрд, присутствует историческая память, поскольку это бросает тень на преобладающие в этих двух странах мировоззрения и эмоциональные соображения, включая возможность достичь прочного решения.
В таком споре исторического и геополитического масштаба всегда существует риск того, что оставшиеся незажившие раны могут вызвать напряжённость и даже усилить ксенофобию в двух странах, оставив глубокие шрамы в их долгосрочных отношениях.
На фото: Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми и премьер-министр Кувейта шейх Сабах Халед ас-Сабах. Иллюстрация: Ahram online.
Теги: Ирак, Кувейт, ООН, МООНСИ, Саддам Хусейн