Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США. Тегеран опирается на арабо-шиитское большинство страны, американцы - на прозападные силы в правящих кругах и Иракский Курдистан как субъект федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Большой интерес в местных и зарубежных СМИ вызвал планируемый в сентябре 2024 года визит главы иракского МИДа Фуада Хусейна в Вашингтон, во время которого ожидается принятие решения о начале процедуры вывода американских военных с иракской территории.
Присутствие ВС США в Ираке в том или ином качестве и количестве насчитывает свыше 20 лет. В 2003 году американцы в составе Международной коалиции вошли в Ирак для свержения режима Саддама Хусейна; тогда военный контингент США в стране насчитывал около 158 тыс. человек. К концу 2011 год почти все воинские части США, за исключением нескольких тысяч советников и специалистов, были выведены из страны.
Однако уже в 2014 году ВС США во главе новой Международной коалиции вновь прибыли в Ирак под предлогом борьбы с джихадистами "Исламского государства" (запрещено в РФ), которые к тому времени контролировали больше трети территории Ирака и угрожали взятием Багдада. Созданная при помощи Пентагона новая иракская армия не смогла оказать существенного сопротивления боевикам ИГ, часть ее из числа арабов-суннитов перешла на сторону джихадистов, другие - арабы-шииты - в панике разбежались. Лишь бригады курдских ополченцев "пешмерга" смогли дать достойный отпор бандформированиям ИГ и удержать контроль за Иракским Курдистаном.
К настоящему времени наиболее крупные отряды ИГ в Ираке и соседней Сирии разгромлены, часть боевиков мигрировало в Афганистан, в стране остаются в подполье или труднодоступных районах лишь небольшие группы джихадистов или их сторонники, которые уже не представляют серьезной угрозы государству. Необходимость в военном присутствии США в Ираке практически отпала. Министр обороны Ирака Сабит аль-Аббаси неоднократно заявлял, что местные вооруженные силы готовы самостоятельно контролировать ситуацию в стране и поддерживать безопасность на должном уровне.
Иракские власти с декабря 2019 года ведут переговоры с Вашингтоном об окончательном выводе американских военных из страны. Пентагон вынужден был поэтапно сокращать свою группировку войск в Ираке и уже перебросил часть своих военнослужащих в ОАЭ, Иорданию и Сирию. Сейчас в Ираке остается около 2,5 тыс. американских военных, которые формально продолжают выполнять задачи по борьбе с терроризмом и являются советниками и специалистами в иракских силовых структурах. Большая часть американцев дислоцирована в Багдаде, провинции Анбар и Иракском Курдистане. В соседней Сирии также находятся 900 американских военнослужащих сил специального назначения и армейской авиации.
После убийства американцами в Багдаде иранского генерала КСИР Касема Сулеймани в 2020 году и массовых акций протеста в связи с этим актом арабов-шиитов парламент Ирака проголосовал за высылку иностранных войск из страны. Но администрация Д. Трампа проигнорировала эти требования, опасаясь усиления Ирана в регионе. Мало что изменилось в этом вопросе и с приходом в Белый дом администрации Дж. Байдена, который подчеркивал, что теперь американцы сконцентрированы лишь на обмене разведданными, консультировании, подготовке и обучении местных сил безопасности Ирака.
Тем не менее, в январе 2024 года состоялся первый раунд переговоров Багдада с Вашингтоном о будущем американской военной миссии в Ираке. По его итогам были сформированы рабочие группы экспертов, которым предстояло оценить уровень угрозы со стороны боевиков ИГ, общую обстановку в стране и регионе и боеспособность силовых структур Ирака. Однако позже Госдеп передал Фуаду Хусейну сообщение, что "Вашингтон отказывается от всех предварительных условий для завершения международной миссии".
7 февраля 2024 года силы Центрального командования ВС США (СЕНТКОМ) осуществили односторонний удар по территории Ирака в ответ на нападения на военнослужащих США, в результате которого был убит командир иракской шиитской милиции "Катаиб Хизбалла" Абу Бакр ас-Саади, якобы ответственный за непосредственное планирование и атаки на американских военных в регионе. Эта акция инициировала новое обсуждение в иракском парламенте законопроекта о необходимости вывода американского контингента, однако его поддержали лишь 100 из 329 депутатов. Дело в том, что иракское общество продолжает оставаться расколотым на несколько антагонистических групп: арабы-шииты, арабы-сунниты и курды. И если арабо-шиитское большинство в парламенте настаивает на немедленном выводе американских военных из страны, то представители арабов-суннитов и курдов это требование не поддерживают или предлагают одновременно вывести всех иранских военных советников, КСИР и т.п. Часть иракцев выступает за сохранение стратегического рамочного соглашения между Вашингтоном и Багдадом от 2008 года, касающееся вопроса двусторонних мер по обеспечению безопасности. Свою роль играет и сохраняющийся раскол в стане арабо-шиитского большинства. Авторитетный духовный и военный лидер иракских шиитов Муктада ас-Садр возглавляет оппозицию нынешнему правительству премьера ас-Судани и выступает с позиций равной удаленности и независимости Багдада от Вашингтона и Тегерана.
Ожидается, что если в сентябре 2024 года очередной раунд американо-иракских переговоров пройдет успешно, то может быть принят совместный план по сокращению военного присутствия США в Ираке, который будет предусматривать вывод до сентября 2025 года американских военных с большей части территории страны за исключением Иракского Курдистана, где их миссия будет продлена еще на год, т. е. до сентября 2026 года.
Безусловно, завершение военной миссии США в Ираке и окончательный вывод всех американских войск из этой страны на сегодня представляет собой уравнение со многими неизвестными. Вашингтон вряд ли способен в условиях продолжающейся довольно жесткой выборной кампании в США принимать какие-либо стратегически важные решения с далеко идущими последствиями.
В Вашингтоне опасаются, что уход американских военных из Ирака может сопровождаться осложнением проблем с логистикой по снабжению американского военного контингента и проамериканских сил в Сирии (курдские ополченцы и арабские племена Заевфратья). В то же время, администрация США считает, что Иран может более активно использовать территорию Ирака как перевалочной базы для активизации действий своих прокси-сил в Сирии и Ливане против Израиля и США. Мифический "шиитский полумесяц" или "шиитская дуга" (Иран – Ирак – Сирия - Ливан) остаются в центре озабоченностей Вашингтона и его региональных союзников (Израиль, арабские монархии).
Продолжение военной операции Израиля в секторе Газа и ожесточенного противостояния Ирана с Израилем также не способствуют скорому уходу американцев из Ирака. Вашингтон заинтересован и дальше сохранять и по возможности наращивать свое военное присутствие в регионе. Не случайно, в последнее время в дополнение к своей сети многочисленных сухопутных военных баз на Ближнем Востоке Пентагон разворачивает дополнительные ударные авианосные соединения на Средиземном море и в Персидском заливе. Принцип США и их западных союзников "уходя, оставайся" довольно ярко проявляется в Ираке. Даже если предположить окончательный вывод американских военных из этой страны, останутся многочисленные частные военные структуры, охрана американских представительств и объектов сотрудничества. Довольно значительные объемы двустороннего военно-технического сотрудничества требуют помощи специалистов и советников в эксплуатации и обслуживании сложной современной военной техники и вооружений.
Станислав Иванов,
ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук