24 сентября Региональное правительство Курдистана (КРГ) завершило подготовку к распределению зарплат в государственном секторе за июль и август, перечислив Багдаду 120 миллиардов динаров (91 миллион долларов США) из своих доходов.
Федеральный кабинет министров ранее уполномочил Министерство финансов выплатить зарплаты в июне при условии, что Эрбиль перечислит ненефтяные доходы.
Пресс-секретарь КРГ Пешава Хаврами сообщил журналистам, что средства были зачислены на счет федерального Министерства финансов, с которого сначала будут выплачены зарплаты за июль, а затем за август.
Временное трехмесячное соглашение о поставках нефти с Багдадом остается в силе до разработки нового федерального бюджета.
Кабинет министров Ирака утвердил июльские выплаты 23 сентября, тогда как выплата заработной платы за август и сентябрь зависит от дальнейших договоренностей о переводе доходов.
Также в среду КРГ заявило, что завершило выполнение всех обязательств по возобновлению экспорта нефти в координации с федеральным Министерством нефти Ирака, "открывая Багдаду путь для следующего шага".
Министерство природных ресурсов КРГ подтвердило, что все местные и иностранные компании, работающие в регионе, присоединились к рамочному соглашению, и только одна иностранная компания, DNO, пока не подписала соглашение. Официальные лица подчеркнули, что это не помешает более широкому соглашению с Багдадом.
23 сентября министерство и компании направили свои одобрения в Министерство нефти Ирака. Окончательное подписание соглашения Багдадом позволит Государственной организации по сбыту нефти (SOMO) начать прием и экспорт сырой нефти из Курдистана.
Экспорт из Курдистана был приостановлен с марта 2023 года после того, как Турция остановила поставки по трубопроводу Джейхан. Анкара действовала в соответствии с решением Международной торговой палаты в Париже, которая встала на сторону Багдада в его давнем арбитражном разбирательстве против Курдского региона, экспортировавшего нефть самостоятельно.
В августе Багдад и Эрбиль согласовали механизм возобновления экспорта, предусматривающий резервирование 50 000 баррелей в сутки для внутреннего потребления и передачу оставшейся части SOMO.
Федеральное правительство также ведет переговоры с Турцией о возобновлении поставок курдской нефти на международные рынки.
Оба эти вопроса - выплаты заработных плат бюджетникам Курдистана и экспорт курдской нефти - являются многолетними причинами разногласий между Багдадом и Эрбилем. Практически ежегодно подписываемые между сторонами соглашения для их решения, теряют свою силу буквально спустя месяцы, поскольку Багдад находит множество причин для их невыполнения. За последние годы, особенно после успеха референдума о независимости Курдистана в 2017 году и последовавших после него репрессий в отношении курдского региона, Багдад постепенно лишил Эрбиль возможности самостоятельно решать свои нефтяные и финансовые вопросы, и поставил курдов в положение просителей финансовых выплат, на которые они имеют право согласно конституции. На сегодняшний день ситуация такова: Курдистан перечисляет Багдаду свои доходы и передает свою нефть, чтобы с большими задержками и после очередных "соглашений" добиться перечисления части этих доходов обратно в свой бюджет. Именно такое отношение федерального правительства и побудило Курдистан провести референдум о независимости, годовщина которого исполняется сегодня, 25 сентября.