Свистунова И.А.http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/12-05-09a.htm
Активизация турецко-иракских контактов, связанных с решением проблемы присутствия в горах северного Ирака боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), привела к росту внимания турецкой общественности к данным процессам. В начале мая на страницах популярной турецкой газеты «Миллийет» появилась череда репортажей, подготовленных журналистом Х.Джемалем, который побывал в северном Ираке и взял интервью у руководителя РПК и некоторых других известных деятелей курдского движения. Среди собеседников Х.Джемаля в Ираке был экс-председатель курдской Демократической партии, закрытой в 1994 г. по решению Конституционного суда Турецкой Республики, Я.Кайа, эмигрировавший из Турции в Германию. Я.Кайа выразил критическое отношение к современной деятельности РПК и высказался за то, чтобы члены партии сложили оружие без предварительных условий. По словам Я.Кайи, США, Европейский Союз, Ирак и иракские курды полны решимости положить конец вооруженным столкновениям. Идет разработка соответствующего плана действий. «Эпоха тайных организаций и вооруженной борьбы завершилась, период вооруженного сопротивления курдов подошел к концу».
Х.Джемаль встретился с младшим братом основателя РПК Абдуллы Оджалана - Османом Оджаланом, возглавлявшим организацию в период с 1999 по 2003 гг. (после ареста А.Оджалана в 1999 г.). В 2003 г. О.Оджалан покинул ряды РПК. Отвечая на вопрос о причинах ухода из РПК, О.Оджалан сказал, что центральный аппарат партии не принял его предложений о проведении реформ в стратегии партии. Во-первых, он отстаивал необходимость заручиться доброжелательным отношением США и Европейского Союза и отказаться от попыток сблизиться с Ираном и Сирией. Во-вторых, выступал за поиск возможностей достижения согласия с Демократической партией Курдистана и Патриотическим союзом Курдистана в рамках общекурдского политического движения. В-третьих, О.Оджалан настаивал на признании за членами РПК таких индивидуальных прав, как право на создание семьи и владение собственностью.
По-мнению О.Оджалана уничтожить РПК невозможно, и заявления турецкого правительства о том, что это будет сделано, не отражают реального положения вещей. «РПК - это сила, которая способна к самовоспроизведению». Она всегда найдет сторонников и кандидатов в боевики в одной из четырех стран компактного проживания курдов или в Европе. Кроме того, гористый рельеф этнического Курдистана создает благоприятную среду для деятельности РПК. Поэтому РПК не удастся ликвидировать до тех пор, пока у нее не останется иной альтернативы, кроме политического процесса.
О.Оджалан заявил, что единственная возможность заставить РПК «спуститься с гор» - это объявление всеобщей амнистии для ее членов. На тех условиях, которые предлагает турецкое правительство, партию покинут не более 1-2 % членов.
Лидером РПК остается Абдулла Оджалан, с 1999 г. отбывающий пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Ымралы. Однако фактически действиями боевиков руководит Мурат Карайылан, в 2000 г. получивший свободу после истечения срока 20-летнего тюремного заключения, к которому он был приговорен в Турции.
Турецкий журналист Х.Джемаль встретился с М.Карайыланом и спросил его о взглядах руководства РПК на перспективу прекращения вооруженного противостояния с правительством Турции.
М.Карайылан выразил мнение о том, что военными средствами решить проблему невозможно, руководство Турции безуспешно пытается сделать это на протяжении уже 25 лет; продолжение противостояния ведет только к дальнейшему кровопролитию. Но прежде чем можно будет сложить оружие, нужно, чтобы прекратились боевые действия с обеих сторон. Потом следует начать диалог, местом проведения которого может стать остров Ымралы. В случае если правительство не согласиться вести диалог с членами РПК, допустимо создание некого механизма, в состав которого войдут политики, общественные деятели и журналисты, пользующиеся уважением и доверием обеих сторон. Если предварительно не будет налажен переговорный механизм, разговоры о том, что РПК сложит оружие, безосновательны, так как непонятно, каким образом это может быть осуществлено и кто проконтролирует этот факт.
По словам М.Карайылана, основополагающие установки РПК изменились. Партия больше не требует создания независимого государства курдов, а, следовательно, не должна считаться сепаратистской. РПК требует равенства и свободы для курдов в границах Турецкой Республики, выступает за демократический автономный Курдистан. Это не означает федерализма и не угрожает унитарному государственному устройству Турции, речь идет о поправках в закон «О местном управлении» и о расширении полномочий местных органов власти.
По просьбе турецкого журналиста М.Карайылан в нескольких пунктах сформулировал те призывы, с которыми руководство РПК хотело бы обратиться к турецкому правительству:
1. Прекратить военные операции и отказаться от попыток решить курдскую проблему вооруженным путем.
2. Проявить политическую волю. По сравнению с прошлым в подходе военных наблюдаются некоторые изменения, но очевиден недостаток политической воли.
3. Предпринять новые инициативы, на которые РПК готова ответить.
4. РПК призывает правительство не забывать о том, что в тюрьмах находятся лидер партии и 4.000 ее членов.
5. РПК ожидала, что местные выборы в Турции принесут с собой смягчение политики правительства в курдском вопросе, но этого не произошло. Напротив, после выборов началось давление на прокурдскую Партию демократического общества. РПК ожидает подлинной демократии.
6. Необходим реалистичный взгляд на РПК. Обещания военных ликвидировать РПК невыполнимы, этому не поможет никакая благоприятная международная конъюнктура, на которую ссылаются. РПК смогла пережить даже такой тяжелый удар, который ей пришлось испытать в 1999 г. (арест А.Оджалана). За спиной у РПК в прямом и переносном смысле стоят непроходимые горы и поддержка народных масс.
7. РПК напоминает о том, что политика ассимиляции курдов провалилась так же, как не удались попытки уничтожить РПК.
8. Нельзя упускать возможность политического решения проблемы, условия для которого сформировались. Пусть начнется мирный процесс. Некоторые страны на Западе и в регионе играют на нерешенности курдского вопроса в Турции, нанося ущерб ее интересам. Турция, решившая свою курдскую проблему, станет региональным лидером.
9. Проявить немного сострадания, чтобы остановить гибель турецких солдат и членов РПК.
М.Карайылан высказался в поддержку созыва общекурдской конференции в Эрбиле, проведение которой было запланировано на май, но впоследствии перенесено на осень. Руководитель РПК отметил, что подобная конференция может создать почву для урегулирования курдской проблемы. Вместе с тем, М.Карайылан скептически относится к предположению о том, что участники конференции призовут РПК сложить оружие. В то время как Анкара ожидает от данного мероприятия именно этого призыва, основываясь на заверениях президента Ирака Д.Талабани.
В целом, руководство РПК негативно относиться к предположению о том, чтобы сложить оружие без предварительных условий, считая, что такой шаг только навредит курдскому движению.
М.Карайылан назвал курдов светской силой, препятствующей усилению радикальных исламских движений в регионе. В частности, на юго - востоке Турции могли бы получить развитие шиитские группировки, опирающиеся на поддержку Ирана.
Касаясь международных аспектов курдского вопроса, М.Карайылан заявил, что такие страны как Франция и Германия не заинтересованы в решении курдской проблемы, так как ее существование дает им повод для того, чтобы возражать против вступления Турции в Европейский Союз. До тех пор, пока продолжаются столкновения, ЕС будет говорить о нарушении прав человека и находить новые причины для отказа.