В. П. Юрченко www.iimes.ru В мае 2009 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Вместе с тем, положение дел в сфере безопасности стало менее напряженным. Существенных изменений во внутриполитической ситуации и в деле продвижения национального диалога в истекшем месяце не произошло. В своей внешнеполитической деятельности иракское руководство продолжало прилагать значительные усилия по упрочению позиций страны на международной арене. По-прежнему большое внимание уделялось отношениями с соседними государствами.
В мае 2009 года ситуация в сфере безопасности в Ираке стала более спокойней после апрельской вспышки насилия. Прошедший месяц стал наименее кровопролитным с 2003 года. По информации правительственных органов Ирака, потери от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения составили в мае убитыми 134 человека (в апреле – 290). Ранения получили 344 иракца (в апреле - 757). Было убито 40 боевиков и террористов, а 904 - арестованы. И все же ситуация в вопросах поддержания безопасности в стране продолжает оставаться хрупкой, не исключены новые вспышки насилия.
Одной из важных причин роста насилия в апреле премьер-министр Ирака Н. аль-Малики считает освобождение американскими военными из тюрем и лагерей бывших боевиков. По официальным данным командования ВС США в Ираке, с начала 2009 года из мест лишения свободы были выпущены 3200 человек, а в заключении продолжают оставаться 12 тыс. человек.
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности по-прежнему остаются северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы.
В мае на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Самарра, Эль-Фаллуджа, Джалаула, Абу-Грейб, Эт-Таджи, Эд-Дулулуйя, Зуммар, Эль-Юсифия, Эль-Искандерия, Эль-Мусайиб, Туз-Хурмату, Тикрит, Рамади, Эль-Халидия, Байджи, Эль-Халис и в ряде других мест.
Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле. Здесь практически постоянно совершаются вооруженные нападения, теракты, другие виды насилия, а меры, принимаемые командованием ВС США и иракскими силами безопасности против боевиков и террористов, особого успеха пока не имеют.
Напряженной и нестабильной остается ситуация в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, где войска США и иракские правительственные силы регулярно проводят операции различного масштаба против боевиков и террористов, которые также к значительным успехам пока не привели. Здесь продолжают совершаться частые вооруженные нападения и другие виды насилия.
Нестабильная обстановка сохраняется в Киркуке. В мае в городе отмечено увеличение числа случаев вооруженного насилия. В прошедшем месяце впервые после длительного перерыва была совершена диверсия на нефтепроводе недалеко от Киркука.
Положение дел в Багдаде в минувшем месяце продолжало оставаться сложным, а временами – напряженным. В 20-х числах мая в столице была совершена серия крупных терактов, приведших к большим человеческим жертвам. В городе и его окрестностях регулярно происходят вооруженные нападения, обстрелы и другие виды насилия. Обстрелам подвергалась и «зеленая зона» в центре Багдада, где размещены важнейшие государственные учреждения, командование ВС США и многие иностранные дипломатические представительства.
Отдельные случаи вооруженного насилия имели место в мае и в западной провинции Анбар.
На большей части территории иракского юга ситуация в минувшем месяце сохранялась в основном стабильной. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Эз-Зубайр, Хасва, Хилла и в некоторых других местах.
В мае обстановка в Иракском Курдистане по-прежнему продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. Оценочно, в северных районах Ирака находится до 3000 боевиков КРП. Турецкие ВВС совершили несколько налетов на базы КРП на территории Северного Ирака, а иранская артиллерия обстреляла места расположения сепаратистов из Партии свободной жизни Курдистана в приграничном районе иракской курдской автономии.
Напряженность сохраняется в отношениях между арабами-суннитами и шиитами. В мае полиция арестовала группу видных местных суннитских политиков в провинции Дияла. Особенно отчетливо суннитско-шиитское противоборство проявляется в отношении шиитского большинства в правительстве к бойцам суннитского ополчения «сахва». Под различными предлогами продолжаются аресты суннитских ополченцев, в первую очередь их командиров, на них совершаются нападения, в т. ч. с целью убийства. Хроническим явлением стала невыплата бойцам «сахва» ежемесячного денежного содержания. К настоящему времени только до 5 тыс. бывших ополченцев приняты на службу в армию и полицию, тогда как власти обещали взять туда 20 тыс. человек. Тяжело идет трудоустройство ополченцев и на гражданскую службу. В этих условиях среди суннитских ополченцев усиливают работу баасисты и экстремисты из «Аль-Каиды».
Правительство Н. аль-Малики в рамках курса на упрочение своей власти усиливает репрессивные меры и против шиитских экстремистских группировок. Так, 26 мая суд города Эд-Дивания (административный центр южной провинции Аль-Кадисия) приговорил к смертной казни 8 руководителей шиитских боевиков, которым инкриминировали организацию террористической деятельности, убийства и похищения людей, изготовление самодельных взрывных устройств, ракетные обстрелы. Командование ВС США в Ираке считает, что многие шиитские вооруженные группировки («специализированные группы») вооружаются и финансируются из Ирана.
Иракский филиал «Аль-Каиды» предполагает использовать для восстановления своих позиций предстоящий уход из Ирака американских войск. Эксперты считают, что «Аль-Каида» «выучила некоторые уроки из прошлого» и развертывает деятельность по «возврату своих утерянных позиций». Происходит усиление ее рядов за счет боевиков, возвращающихся из Афганистана, где они прошли подготовку в специальных лагерях и «обкатку» в боевых условиях. Сохранение иракской «Аль-Каидой» способности к активным действиям подтвердил и председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен.
По утверждениям представителей командования ВС США, поток зарубежных боевиков в Ирак, почти прекратившийся в начале текущего года, в настоящее время вновь увеличился до примерно 20 человек в месяц. При этом, как заявляют американцы, у них «есть все основания по-прежнему испытывать глубокую озабоченность по поводу транзита боевиков в Ирак через сирийскую территорию». В данной связи Вашингтон призывает Дамаск принять безотлагательные меры, включая тесное сотрудничество с иракскими властями, с тем, чтобы «Сирия не становилась убежищем для иностранных боевиков».
Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, врачи.
Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.
Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.
По состоянию на 1 июня 2009 года в силовых структурах Ирака (вооруженные силы и МВД) числилось около 615 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в охранных формированиях различных министерств и ведомств.
По официальной правительственной информации, в мае 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 31 человека (в апреле – 65 человек), в т. ч. военнослужащих – 6 (в апреле - 24) и полицейских – 25 (в апреле - 41).
Глава иракского правительства Н. аль-Малики всячески усиливает свои позиции в силовых структурах. Пользуясь правами верховного главнокомандующего, премьер-министр назначает на ключевые посты в армии, а также в МВД и разведывательных службах лично преданных ему людей. Аль-Малики подчинил непосредственно себе Национальные контртеррористические силы и Багдадскую бригаду, которая обеспечивает безопасность в «зеленой зоне» столицы. Нередко, минуя вышестоящие инстанции, аль-Малики отдает приказы и распоряжения непосредственно командирам бригад. Отмечается, что подобная практика ведет к политизации военных и других силовиков, а их лояльность политическому лидеру становится над законом, что, в свою очередь, способствует возрождению «авторитарного стиля» в иракской политике.
Н. аль-Малики постоянно заявляет, что национальная армия и полиция в состоянии взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности в городах страны после ухода оттуда войск США. Глава правительства также подчеркивает, что не намерен просить продлить срок их пребывания, более оговоренного в американо-иракском соглашении – до 30 июня 2009 года. Это относится ко всем городам, включая неспокойный Мосул и населенные пункты в провинции Дияла, где сохраняется высокая активность боевиков. При этом, по словам аль-Малики, «если нам потребуются войска США, они будут в состоянии сделать это, находясь вне пределов городов». Премьер-министр также признает необходимость американского содействия в информационно-разведывательном обеспечении действий правительственных сил против боевиков и террористов.
Финансовые трудности, испытываемые страной в связи со снижением мировых цен на нефть, сказываются и на расходах министерства обороны и МВД. Так, первоначально военный бюджет на 2009 г. был запланирован на сумму 8,5 млрд долларов, но в итоге был сокращен до 4,5 млрд долларов. Расходы МВД также были спланированы примерно на 8,5 млрд долларов, но затем их уменьшили до 5,0 млрд долларов.
Италия в мае поставила иракским ВМС первый из четырех заказанных патрульных катеров.
В мае 2009 года в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 июня 2009 года она насчитывала около 139 тыс. человек в составе 14 боевых бригад. Основные силы американских войск дислоцированы в центральных и северных районах Ирака. В связи с завершением миссии британских войск часть сил была переброшена в южные районы Ирака.
Потери личного состава американских войск в Ираке в мае 2009 года возросли и составили убитыми 25 человек (в апреле – 19), в т. ч. боевые потери – 12 человек (в апреле – 10). Число раненых составило около 80 человек (в апреле – 70). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 июня 2009 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4554 человека и ранеными около 31300 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
По состоянию на 1 июня 2009 года расходы США на иракскую кампанию достигли 676 млрд долларов. В мае обе палаты американского Конгресса одобрили выделение дополнительно 91,3 млрд долларов на ведение военных операций в Ираке и Афганистане на текущий финансовый год, завершающийся 1 октября.
В Пентагоне не предполагают выводить из Ирака крупные силы ВС США до проведения в этой стране парламентских выборов, намеченных на январь 2010 года, с тем, чтобы обеспечить их безопасное проведение. В то же время американцы заявили, что выведут свои войска из иракских городов к 30 июня текущего года. Вместе с тем, некоторые представители командования ВС США высказывали сомнения насчет своевременности этого шага, особенно в отношении Мосула. Здесь же отметим, что большая часть американских войск будет отведена в военные базы и лагеря, расположенные вблизи городов, что позволит им в случае необходимости оперативно оказать помощь иракским силам безопасности. Так, базовый комплекс Кэмп-Виктори, в котором можно разместить свыше 20 тыс. военнослужащих, находится всего в 15 минутах езды от центра Багдада, т. е. фактически в городской черте. В мае американские войска начали вывод своих войск из городов, передавать иракским силам безопасности патрульные базы и блокпосты.
Руководство министерства обороны США не исключает, что боевые части американских сухопутных войск и морской пехоты могут остаться в Ираке в течение ближайших 10 лет. Об этом, в частности, 26 мая заявил начальник штаба Армии (сухопутных войск) США генерал Дж. Кейси. Как известно, американо-иракское соглашение 2008 года предусматривает вывод войск США из Ирака до конца 2012 года. Но генерал Кейси считает, что эти сроки могут быть отодвинуты по просьбе иракской стороны. По мнению Кейси, в ближайшие 10 лет в Ираке существует высокая вероятность возникновения конфликтов, в которые Соединенным Штатам необходимо будет вмешаться.
Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в мае немного снизилась. Авиация (преимущественно американские самолеты F-16, а также британские GR-4 «Торнадо») оказывала поддержку боевым действиям наземных сил ВС США и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их бункерам, транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Наиболее интенсивно авиация США действовала в районе городов Багдад и Мосул. В минувшем месяце американские самолеты ежедневно совершали от 25 до 61 боевого вылета (в апреле от 30 до 65). Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-38, другие боеприпасы. Боевые самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация коалиционных сил регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США и Великобритании главным образом на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Общая численность войск и военных специалистов из других стран коалиции в Ираке (10) составляла на 1 июня 2009 года около 4,5 тыс. человек. При этом свои воинские контингенты в стране имеют только Австралия, Великобритания и Румыния. Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Данных о потерях в апреле среди военнослужащих других стран, входящих в коалицию, не имеется.
Правительство Австралии официально объявило о завершении военной миссии в Ираке и сообщило, что большая часть австралийских военнослужащих покинет эту страну к 31 июля 2009 года. В Ираке останутся только 45 из 150 солдат и офицеров, которые будут охранять работающих здесь австралийских дипломатов и чиновников.
Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в мае 2009 года стала сравнительно спокойнее. Тем не менее, ситуация в этой области в целом по стране все еще остается сложной, что не исключает новых вспышек насилия.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в мае 2009 года серьезных изменений не претерпела и в целом оставалась сложной.
18 мая было официально сообщено, что очередные парламентские выборы в Ираке состоятся 30 января 2010 года. Как известно, ранее их планировали провести в декабре 2009 года.
Премьер-министр Н. аль-Малики продолжает целенаправленно действовать в направлении упрочения своих политических позиций. Отмечается усиление его позиций как первого лица государства, его стремление стать бесспорным общенациональным лидером. В поведении аль-Малики все чаще отмечаются диктаторские замашки, напоминающие С. Хусейна.
Сторонники аль-Малики стремятся создать более широкую национальную политическую коалицию, чем нынешний правящий шиитский «Объединенный иракский альянс». В коалицию предполагается привлечь сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра, различные умеренные суннитские политические организации, а также независимых курдских политиков, не связанных с альянсом правящих в автономии Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана.
Создание новой коалиции имеет и свой внешнеполитический аспект. Расчет здесь делается на получение багдадским режимом более широкой поддержки со стороны арабских стран, в первую очередь, Египта, Саудовской Аравии и других аравийских монархий после ухода из Ирака американских войск. Ведь нынешний состав высших органов власти, представленный в основном шиитами, способствует сохранению изоляции страны в арабском мире и инициирует постоянные обвинения в адрес Багдада, как «иранского сателлита».
Привлечение в ряды коалиции сторонников радикального М. ас-Садра делается с учетом роста влияния этого политика, которого многие в Ираке вновь называют «восходящей звездой». К тому же М. ас-Садр, как и Н. аль-Малики, является сторонником создания в Ираке сильного централизованного государства, учитывается и жесткая антиамериканская риторика М. ас-Садра, повышающая его популярность среди широких слоев населения. Причем считается, что, несмотря на широкие связи в Иране, М. ас-Садр во многом остается независимым политическим деятелем, не отказывающимся от ориентации на арабские страны. Немаловажно и то, что шиитский лидер постоянно позиционирует себя как общеиракского политика, выступающего против межконфессиональной розни, а не чисто шиитского деятеля. И еще один весьма важный аспект. Ас-Садр и его окружение проявили себя как хорошие организаторы, восстановив в 2006-2007 годах в контролируемых ими районах здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, обеспечивали безопасность населения, наладили сотрудничество с бизнесом. Все это привлекло на сторону М. ас-Садра много новых приверженцев. Отметим, что такого рода деятельность иракских исламистов во многом напоминает то, что шиитская «Хизбалла» делает в Ливане.
Н. аль-Малики продолжает активно работать по расширению своего влияния среди верхушки племен, причем как шиитских, так и суннитских.
В мае глава правительства призвал отказаться от действующего в стране принципа «демократического консенсуса» в пользу, как он считает, «истинной демократии», т. е. правления большинства. По словам Н. аль Малики, альтернативой «демократии консенсуса», которая «была необходима иракцам в самом начале, и время которой уже прошло», должна стать «демо-кратия, которая подразумевает правление большинства. Продолжение действия соглашений (о разделе власти между религиозными конфессиями, арабами и курдами, - авт.), которые какое-то время сдерживали межконфессиональное насилие, приведет к катастрофе. Ираку нужна власть большинства», а «покончить с действием принципа «демократического консенсуса» в прежних масштабах» глава правительства предложил после окончания срока полномочий нынешнего парламента. Кроме того, Н. аль-Малики призвал отказаться от парламентской системы правления в пользу президентской, а также позволить победившим на выборах политическим силам формировать правительство. Аль-Малики и его сторонники считают, что существующее в стране распределение постов по конфессиональному и партийному принципу за последние четыре года доказало свою полную несостоятельность и требует замены. «Все институты власти в Ираке управляются отдельными партиями. Каждое ответственное лицо, поставленное на свой пост той или иной партией, сохраняет ей лояльность. Это ослабляет правительство, делает его неэффективным», в то время как «президентская система, если она основана на избирательном праве, т. е. на прямых народных выборах, лучше парламентской». Отметим, что подобные действия, идеи и планы не находят понимания со стороны суннитов, курдов, да и у шиитских оппонентов премьер-министра. Многие иракские политики полагают, что «в обществе сохраняются опасения монополизации власти и возвращения диктатуры. Парламент же позволяет контролировать действия президента и главы правительства».
Напряженность сохраняется между арабами и курдами. В первую очередь, это относится к северным и северо-восточным районам Ирака со смешанным составом населения. Так, курды в провинции Найнава продолжают бойкотировать новые власти региона, созданные после январских выборов. 31 мая специальная комиссия, созданная для изучения вопроса о проведении выборов местных органов власти в Киркуке заявила, что ввиду невозможности достижения компромисса между арабами и курдами проведение голосования вновь должно быть отложено. Напряженность в отношениях между представителями двух народов присутствует и в провинции Дияла, где курды в местах своего компактного проживания не признают центральное правительство в Багдаде и считают своей единственной властью правительство курдской автономии, в состав которой Дияла, как известно, не входит.
На 25 июля в курдской автономии назначены выборы в местный парламент, состоящий из 111 депутатов. Численность избирателей составляет около 2,5 млн человек. Одновременно в регионе пройдут президентские выборы. На пост главы автономии баллотируются пять человек, в т. ч. ее нынешний президент М. Барзани
В мае в стране была развернута кампания по борьбе с коррупцией, которая была объявлена одной из главных угроз стабильности Ирака, даже более опасной, чем деятельность боевиков и террористов. Первым крупным чиновником, обвиненным в коррупции, стал министр торговли А. Ф ас-Судани. Он был снят со своего поста и арестован. Общее число госчиновни-ков, на арест которых в мае были выписаны ордера, составляет около 1000 человек, из них 50 занимают высокие посты.
В Ираке отмечается активизация деятельности правившей до 2003 года, а ныне запрещенной партии Баас. Баасисты заявляют о готовности заполнить «вакуум силы», который, как они считают, появится в Ираке после ухода из страны американских войск. Работа по привлечению в партийные ряды новых сторонников ведется в армии, полиции, среди племенной верхушки и бизнесменов. Баасистское руководство не отвергает участия своих приверженцев в прошедших в стране в январе выборах в местные органы власти.
В настоящее время в иракской Баас имеются два крыла. Первое представлено партийцами, находящимися в Сирии. Им руководит бывший полковник саддамовской армии М. Ю. аль-Ахмед аль-Мавали. Он родом из Мосула и имеет связи в северных и центральных районах Ирака. Второе крыло возглавляет И. ад-Дури - единственный оставшийся на свободе заместитель С. Хусейна. Ад-Дури считает себя «легитимным лидером» партии. По имеющейся информации его сторонники контролируют «сильнейшие баасистские силы». Во фракцию И. ад-Дури входят многие бывшие высшие армейские офицеры, вожди племен, религиозные деятели, бизнесмены, проживающие в Иордании, Египте, Йемене и аравийских монархиях. Крыло И. ад-Дури считает возможным «приход к власти через свободные выборы и путем изучения 35-летнего баасистского партийного эксперимента, учитывая ошибки, допущенные в этот период, и восстановив истинную баасистскую идеологию».
Продолжает сокращаться численность иракских христиан. В 2003 году их насчитывалось до 1,2 млн человек. В 2008 году, по оценкам госдепартамента США, эта цифра колеблется от 550 до 800 тыс. человек. Немецкие источники считают, что в Ираке осталось всего 400 тыс. христиан.
В последние месяцы в стране обострилась водная проблема. В этой связи парламент 12 мая потребовал от правительства настоять, чтобы Турция, Иран и Сирия обеспечили Ираку больший сброс воды. Парламентарии даже заявили, что станут блокировать любые двусторонние договора с этими тремя государствами, если в них не будет содержаться положения, га-рантирующие Ираку его «справедливой доли» водных ресурсов. В конце мая Турция увеличила сброс вод реки Евфрат со 130 до 360 куб м в секунду.
Сложная, трудная ситуация по-прежнему характерна для экономики и социальной сферы. Для покрытия дефицита госбюджета в 2009 и 2010 годах Ирак ведет переговоры с МВФ о предоставлении кредита в 7 млрд долларов. В стране ощущается нехватка питьевой воды, электроэнергии (до 40 проц). Во многих местах неудовлетворительно работает система канализации. Ощущается острая нехватка специалистов в сферах здравоохранения и образования. Сохраняется высокий уровень безработицы. По данным Центрального статистического управления Ирака, 23 проц населения страны живет ниже черты бедности. При этом наименьший процент бедняков имеется в курдской провинции Сулеймания (3 проц), а наибольший - в южной ши-итской провинции Мутанна (43 проц).
Большинство товаров и продуктов питания, которыми пользуется в настоящее время иракское население, изготовлено за рубежом. Товары местного производства почти отсутствуют. Причина такого положения заключается в том, что промышленность Ирака разрушена. Большинство предприятий государственного сектора: нефтехимия, производство стройматериалов, электротехнические и машиностроительные производства были построены при содействии иностранных компаний, в т. ч. советских, еще в 1970-е годы. В результате многолетних экономических санкций (фактически блокады с 1990 по 2003 год) иракские предприятия оказались изолированными от мира, лишились доступа к техническим новшествам, сырья, необходимых материалов, оборудования и запчастей к нему. Это привело к колоссальному спаду во всех отраслях. После войны и падения в 2003 году саддамовского режима волна безвластия в стране привела к тому, что более 150 компаний государственного сектора, составлявшие основу промышленности, были разграблены и уничтожены. Не избежали разгрома со стороны мародеров и вандалов и частные предприятия. Лишившиеся рабочих мест работники предприятий государственного и смешанного секторов получили поддержку со стороны правительства, которое выплачивает им зарплату. Что касается рабочих частных заводов и фабрик, то они просто оказались на улице. Иракская промышленность переживает сегодня тяжелейший за всю историю страны кризис. Фабрики, если они еще не закрыты, едва умудряются поддерживать производство. Их продукция не в состоянии конкурировать с заполонившими рынок дешевыми и зачастую низкокачественными импортными товарами. В послевоенный период государственные и частные предприятия страдают от одних и тех же болезней. Это - отсутствие безопасности в стране, разрушенная инфраструктура, коррупция, назначение в управленческое звено неквалифицированных кадров, высокий уровень инфляции, отсутствие государственного финансирования и контроля за импортом и качеством ввозимых товаров, растущие цены на сырье. Без поддержки правительства, выработки комплексного плана восстановления государственного и частного секторов промышленности, инвестиций и подготовки квалифицированных кадров отрасль обречена. Однако пока что на развитие промышленности выделяются очень незначительные суммы. Так, в бюджете на 2009 год на эти цели отведен всего один процент общих ассигнований.
Ирак ведет переговоры о возможных поставках природного газа в страны Ближнего Востока и Европы. Страна занимает 10-е место в мире по запасам газа, однако для восстановления добывающей и транспортной инфраструктуры отрасли требуются инвестиции в размере нескольких миллиардов долларов.
Крупнейшее за последние годы нефтяное месторождение Западный Мириан открыто в 60 км от Киркука. Его запасы оцениваются в 4,2 млрд баррелей нефти.
В мае правительство Ирака сообщило, что всеобщая перепись населения страны должна пройти 24 октября 2009 года. Ее первые результаты (общая численность населения, его возрастной и половой состав, распределение по регионам) будут объявлены уже в ноябре.
Таким образом, внутриполитическое положение в Ираке в мае 2009 года оставалось сложным. Противоречия между политическими силами страны не только не уменьшаются, но и в ряде случаев имеют тенденцию к усилению, что серьезным образом тормозит процесс стабилизации обстановки в стране.
В мае 2009 года в своей внешнеполитической деятельности руководство Ирака уделяло наибольшее внимание отношениям с США и соседними государствами, а также развитию многоплановых связей с европейскими странами.
В публичных заявлениях премьер-министра Ирака Н. аль-Малики все чаще стали звучать критические высказывания в адрес США, всячески подчеркивается самостоятельность иракского руководства.
Свое разочарование американцами высказал и президент курдской автономии М. Барзани, заявивший, что курды, оказывавшие США многолетнюю большую помощь, получили от них в ответ меньше, чем ожидали.
Спикер Палаты представителей Конгресса США Н. Пелоси, посетившая Багдад в мае, выразила поддержку действиям иракского правительства по борьбе с коррупцией.
В мае наметились осложнения в отношениях Ирака с Кувейтом и Саудовской Аравией.
Кувейт заявил, что будет добиваться от Совета Безопасности ООН не отменять санкции в отношении Ирака, введенные в 1990-е годы, до тех пор, пока иракское правительство полностью не выплатит компенсации за урон, нанесенный эмирату в ходе вторжения и оккупации в 1990-1991 годах (невыплаченную сумму кувейтцы оценивают в 25,5 млрд долларов), а также не выплатит частные долги Кувейту за ущерб, причиненный его гражданам в этот же период (оцениваются в 16 млрд долларов).
Иракский премьер-министр Н. аль-Малики обвинил Саудовскую Аравию в недостаточных усилия по пресечению проникновения на территорию Ирака подданных королевства, многие из которых присоединяются к суннитским боевикам, ведущим вооруженную борьбу против багдадского правительства. Одновременно аль-Малики высказался за развитие «хороших связей» между двумя странами. В ответ заместитель главы правительства и министр внутренних дел Саудовской Аравии принц Найиф отверг иракские обвинения и посоветовал Багдаду самому улучшить охрану своей границы. При этом принц подчеркнул, что в Эр-Рияде желают видеть Ирака «благоденствующей и стабильной» страной, выступают за единство и суверенитет иракского государства.
4-5 мая Н. аль-Малики посетил с визитом Францию. На переговорах с французским президентом Н. Саркози обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в сферах экономики, безопасности и обороны. Франция заявила о полной поддержке иракского руководства в деле восстановления страны и «примирения враждующих сторон».
В мае Турцию посетил шиитский лидер М. ас-Садр. Как сообщалось, в Анкаре он провел «политические консультации» с турецкими государственными деятелями и имел встречу с премьер-министром Р. Т. Эрдоганом.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в мае 2009 года стала менее напряженной, однако продолжает оставаться сложной.