Гении Барки, «Уолл Стрит Джорнэл»
Обама может иметь из ключевых внешнеполитических успехов в мусульманском мире.
Вояж президента Обамы на Ближний Восток создал для него и Соединенных Штатов благожелательное настроение в исламском мире. Многое из того, что он обещал в своей исторической речи в Каире, потребует много времени для выполнения. Но есть одно место, где его влияние может быть использована для достижения немедленных и важных результатов: разрешения курдского вопроса в Турции и на севере Ирака.
Нынешний мятеж в Турции – лишь один из серии боев, которые ведут турецкие курды против Анкары. Временами насильственная, иногда и политическая, эта борьба всегда велась за сохранение культурной, если не государственной, курдский идентичности в условиях решительных усилий по ее искоренению. В своем нынешнем виде, Рабочая партия Курдистана (РПК), базирует половину своих сил на контролируемом иракскими курдами севере Ирака, что вызвало значительные разногласия между США и Турцией.
Турки оказались вовлеченными в Ирак, начав борьбу с нападениями РПК. Анкара изначально даже сопротивлялись созданию иракско-курдского регионального правительства (КРГ), которые они считали еще одним шагом на пути к курдской независимости и ирредентистским претензиям на турецкую территорию. Но после 25 лет боевых действий, 30.000 смертей, в основном курдских, а также захвата лидера РПК Абдуллы Оджалана в 1999 году с помощью США, турецкое правительство и армия осознали, что они так и не могут указать четкой цели в кровопролитии. РПК привлекает столько призывников сегодня, сколько и 20 лет назад.
Любая попытка выбить РПК из ее недоступные опорных пунктов в северной части Ирака и покончить с туркецко-курдской враждой могла бы обеспечить некоторую стабильность в этом районе Ирака. Чем более стабильной и безопасной будет северная часть Ирака, тем проще США будет вывести войска.
Ныне налицо признаки возможного решения. Впервые за 80 с лишним лет своего существования, турецкое государство рассматривает вопрос о судьбе его значительного курдского меньшинства. Турецкий президент Абдулла Гюль недавно объявил курдский вопрос «главнейшей проблемой страны ", и заявил, что Анкара имеет "историческую возможность для урегулирования путем переговоров". За комментариями г-на Гюля последовало возобновлению дискуссий в турецкой прессе, научных кругах и политике о том, как положить конец 20-летней деятельности курдских повстанцев РПК. Турецкие дипломаты дали задний ход, протянув руки иракским курдам путем непосредственного вовлечения главы КРГ Масуда Барзани, которого часто поносили в турецких средствах массовой информации и правительстве. Иракские курды быстро ответили взаимностью, показывая новую готовность оказать давление на РПК и смягчить их сопротивление турецким трансграничным рейдам.
Турецкие курды и РПК тоже сигнализировали, что они готовы к компромиссу. В настоящее время лидер РПК, например, в великом множестве интервью известным турецким журналистам заявил о том, что РПК готова отказаться от вооруженной борьбы в обмен на процесс, который начнется с прекращением боевых действий и переговоров между Анкарой и турецко-курдскими политическими представителями. Тем не менее, ситуация настолько сложна, что туркам и курдам потребуется внешняя помощь для завершения сделки. С обеих сторон есть слишком много экстремистов, которые хотели бы сорвать эту новую возможность. США могут играть решающую роль.
Вашингтон находится в сильной позиции для помощи, поскольку имеет отношения одинаково с Турцией и курдами. США продемонстрировали свою добросовестность в Анкаре, предоставив столь необходимую материально-техническую поддержку турецким контрповстанческим операциям, и постоянной поддержкой Турции на международных форумах по проблеме РПК. В то же время США высоко ценят курды во всем мире за их роль в их освобождении Ирака от правления Саддама Хусена.
Таким образом, США могут помочь демобилизовать РПК, действуя в качестве доверенного лица. РПК вряд ли отдаст свое оружие турецким военным, но, возможно, сдаст его американским силам, которые, в свою очередь, могли бы предложить железную проверку, которой доверяли бы турецкое правительство, и общественность. Американские дипломаты могут обеспечить, чтобы несколько лидеров РПК нашли убежище подальше от этого региона, а также заверить Анкару, что проамериканское КРГ будет удерживать анти-турецких повстанцев, которые находятся в Ираке, от участия в любых будущих враждебных действиях. Таким образом, многие повстанцы РПК также смогут вернуться домой к своим семьям, и турки смогут начать обсуждение внутренних политических реформ, направленных на расширение культурных прав курдов без нависшего над этим спектра насилия. И наконец, США могут предложить создание промышленной зоны (наподобие Израиля и его соседей), которая будет включать населенный курдами юго-восток Турции и север Ирака, в целях содействия повышению экономической активности и укреплению связей между Турцией и КРГ Не имеющее выхода к морю КРГ полагается на Турцию в своих экономических связях с остальной частью мира, и нефть из контролируемых курдами областей в последнее время начала поступать в Турцию.
На протяжении десятилетий курдская трясина препятствует демократизации Турции и ослабляет отношения Анкары с США и ЕС. Г-н Обама, вероятно, никогда не задумывался над этим вопросом в ходе избирательной кампании, или даже, когда он готовил Каирскую речь. Но это вопрос, где он может получить очки сравнительно быстро - а главное – добиться успеха во внешней политики в мусульманском мире.
Г. Барки - является старшим сотрудником Фонда Карнеги за Международный Мир, профессор международных отношений в университете Лихай.
Шанс для турецко-курдского мира
1804 | 0 |