Фархад Мурсали, newsweek com
Если массовое возбуждение о чем-то свидетельствует, в Иракском Курдистане могут произойти большие события. После нескольких месяцев задержек, в автономном регионе наконец-то началась избирательная кампания назначенных на 25 июля парламентских выборов. Всюду рекламные щиты, растяжки, плакаты, листовки. Знаменитых кандидатов приветствуют как рок-звезд. Патриотической песни несутся из проезжающих автомобилей. Курды, которые были слишком молоды, чтобы голосовать на последних выборах в северном анклаве четыре года назад, с нетерпением говорят о реформах, при том что их родители, бабушки и дедушки, похоже, не менее исполнены энтузиазма. "Каждый считает, что на этот раз все будет совершенно иначе, говорит Асос Харди, ветеран журналистики и политический аналитик. "Впервые после вторжения, мы будем иметь реальную конкуренцию".
Иракский Курдистан
Многие курды сказали бы, что они ждали намного дольше. С тех пор как регион фактически получил независимость от диктатуры Саддама Хусейна в 1991 году, в его правительстве господствовали два политических блока: Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана. Обе группы изначально были смертельными врагами, но в течение многих лет их отношения настолько укрепились, что ныне они выступают в качестве партнеров, с единым списком кандидатов, известным как Курдистанский лист. Они задвинули оппозицию четыре года назад, и вновь пытаются сделать это теперь. Лидеры партии говорят, что цель - "сохранить преемственность". Другие курды считают, что реальный момент заключается в том, чтобы увековечить машину ДПК и ПСК и ее контроль над богатым нефтью иракским анклавом. Тем не менее, за счет отказа от каких-либо притязания на конкуренцию, обе стороны расчистили путь для создания Партии реформ, известной как Горран, что по-курдски значит «Изменение». Харди называет эту группу "самым решительным вызовом двум правящим партиям. Каждый день они получают все большую известность и поддержку".
Лидер «Горран», бывший политик ПСК и региональный медиа-олигарх по имени Нуширван Мустафа, говорит он оставил старую партию из-за разочарования по нескольким вопросам: цепляние ДПК и ПСК за власть, неспособность предоставить услуги народу региона, а также реализации политики, которая обогащает партийных боссов и их друзей. Платформа Горран имеет мишенью именно это. "Мы проведем кампании по борьбе с коррупцией, за государственные услуги и развитие инфраструктуры," говорит пресс-секретарь партии Джамер Мустафа. Во всем регионе, и не только в цитадели «Горран», Сулеймание, но и в соседних провинциях Эрбиль и Дохук – реформисты налепляют свою эмблему на автобусы, такси, частные автомобили, футболки и бейсболки: свеча на темно-синем фоне, с многообещающим оранжевым девизом: «Перемены уже в дороге".
Курдистанский Список имеет некоторые преимущества в огромных ресурсах, организации, в старой политической поддержке и патронаже. Эти долгосрочные активы не удерживают группы от массированных обещаний радикальных перемен: больше государственных услуг и повышение уровня образования, принесенных "людьми, которые боролись в прошлом"- не слишком тонкий намек на пешмерга, курдских партизан, которые провели годы боевых действий в горах против армии Саддама Хусейна. (Факт, что образцовый представитель «Горран», Нуширван Мустафа, является также одним из героев пешмерга героев, точно так же, как глава ДПК Масуд Барзани и лидер ПСК Джалал Талабани.) "Обновление и реконструкция", обещает вездесущий желто-зеленый логотип Курдистанского списка с лошадью в центре. "Мы планируем провести реформы во всех сферах-политической, экономической, производственной, образования, здравоохранения, а также женщин и детей, путем выделения большего объема средств и разработки новых законопроектов», говорит Созан Шахаб, кандидат Курдистанского списка.
В общей сложности 509 кандидатов официально конкурируют за 111 имеющихся мест среди 2,5 миллионов зарегистрированных избирателей Курдистана. Курдам остается только молиться о том, чтобы риторика не перешла в насилие, хотя они решают, чьим обещаниям верить. Халил Салах, школьный учитель в Эрбиле, который проголосовал за Курдистанский список в 2005 году, дважды подумает, какой претендент получит его поддержку в этом году: "Мы не просим чуда, чтобы все мгновенно изменилось, но есть много такого, что предстоит сделать, и люди сыты по горло существующей ситуацией ". Другие настроены более фаталистически. Эрбильский продавец автомобилей Мазар Мохаммед также голосовали за Курдистанский список в 2005 году, но говорит, что он не будет голосовать на этот раз, так как считает, что ничего не изменится.
Уже был один или два опроса, но никто до сих пор не предсказал потерю влияния ДПК-ПСК. Большинство людей, похоже, ожидают, что Курдистанский Список получит преобладание, Горран займет прочное второе место, гораздо более сильное, чем такие вечные неудачники как Партия трудящихся или Исламский союз. Опрос курдистанской Организации пунктов для опросов общественного мнения и стратегических исследований установил, что 51 процент респондентов считают, что Горран создает серьезную проблему для Курдистанского списка. Результаты опроса (который включает многие курдские районы Киркука и Мосула с Дохуком, Сулейсманией и Эрбилем) также показали, что 49 процентов из 1000 респондентов считают, что ДПК и ПСК могут использовать угрозы и подтасовки в процессе выборов. Пресс-секретарь Горран Джамер Мустафа обвиняет ПСК и ДПК в увольнение государственных служащих, которые связаны со списком претендентов. Шахаб непримирима. "Ни одна из партий не разрешает своим членам голосовать за другой список", говорит она. "Но они могут свободно вступить в другую партию или список и боротся за него." Между тем, Курдистанский Список настаивает на том, что борьба с коррупцией является одним из его главных приоритетов, и он обещает создать комиссию для этого. Но подождем 25 июля и подсчета голосов в Багдаде, чтобы убедиться, что все играли по одним правилам.
Реформы – главный лозунг парламентских выборов в Курдистане
2150 | 0 |