Серудж Апрахамян, «Хайтуг»/«Асбарец»
2 сентября 1938 года редакционная статья еженедельника «Айреник» осудила турецкое правительство за жестокое подавление его курдского населения в Дерсиме. Редакция так писала о связи между общей борьбой за свободу, которую ведет как армяне так и курды: "В случае с курдами мы видим борьбу, родившуюся из отчаяния, похожую на борьбу армян в 1918 году, сопротивление которых не принимало во внимание ни численности, ни шансов. Это естественный инстинкт самосохранения и самоопределения, к которому стремятся все народы ".
Такое проявление солидарности с курдским вопросом не является чем-то случайным, а скорее, является прямым продолжением богатого наследия Армянской Революционной Федерации («Дашнакцутюн» - ред.), которая стоит плечом к плечу со всеми группами, борющимися против угнетения. Выявление таких связей между другими движениями за социальную справедливость и армянским вопросом является одним из важных принципов, которые заслуживают должного внимания, и не только по своей моральной и исторической значимости, но и из-за политических последствий в сегодняшнем контексте активности Хай Тад («Армянский вопрос» - название молодежной организации АРФ «Дашнакцутюн» - ред.).
Факторы мотивации
Существуют два основных аспекта, определяющих принцип солидарности. Одним из них является моральный аспект, который рассматривает свободу как социальную, а не просто человеческую, цель. Он основан на убеждении, что можно быть реально свободным только тогда, когда свободы достигают все вокруг, ибо как можно реально поддерживать и обеспечивать свободу, если ты окружен страданиями и несправедливостями? Эту концепцию, пожалуй лучше всего выразил Мартин Лютер Кинг младший знаменитыми словами: "Несправедливость в любом месте - это угроза для справедливости повсюду".
Другой аспект солидарности зависит от более практического политического расчета: веры в то, что, объединяясь вместе с другими вокруг общей цели, можно способствовать созданию более широкой основы власти и улучшить социальные условия. Более того, за счет объединения людских и всех прочих ресурсов, движения, которые могут взаимодействовать друг с другом, логически имеют гораздо больше шансов для достижения победы. Чем меньше группа или движение, тем важнее для них этот пункт с точки зрения их надежд на достижение справедливости.
Наследие Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн»
В истории Армянского Вопроса, эти аспекты играют важную роль в мотивации инициатив создания связей с неармянскими кругами. С самого начала своего существования АРФ культивировала связи с другими народами, которые аналогичным образом боролись за освобождение против деспотических режимов. Такие группы включали русских, курдов, персов, ассирийцев, македонцев и даже простых турок, которые страдали от султана.
В рамках армянской общины Османской империи, курдские массы выделялись как особо важная группа для налаживания с ними сотрудничества. Как и армяне, курдские крестьяне влачили под властью Османской империи подневольное существование и сталкивались с аналогичным уровнем эксплуатации. АРФД пыталась объяснить, что оба народа одинаково заинтересованы в сопротивлении турецкой тирании и жестокости курдских вождей-землевладельцев.
Несколько раннее Мировые конгрессы АРФД приняли решения, призывающие к установлению отношений с курдами; на страницах «Дрошак», официального органа АРФД, постоянно призывали к миру с курдами, и такие фидаи, как Ишхан, Варткес, Гомс, Рубен, Геворк Чавуш, Ростом и многие другие пытались наводить мосты с курдскими трудящимися. Хотя эти попытки не принесли особых плодов, в реальности нашлось некоторое количество курдов, которые были достаточно смелым, чтобы пойти против своих могущественных вождей и выступать совместно с АРФД в ее борьбе против султана. Такие представители курдов, как Мсто, Валад Нури, Керпела Аббас, Хамза связали свои судьбы и боролись плечом к плечу с армянами. Была даже смешанная армяно-курдская группа АРФД группа под руководством фидая Мджо.
Тем не менее, отсутствие революционной сознательности и власть феодальной клановой системы в курдском обществе служили препятствием к широкому сотрудничеству. Многие курды поддались политике «разделяй и властвуй», проводившейся турецким государством, и приняли участие в кровавой расправе над армянами.
Однако, когда после Геноцида армян турецкое правительство обратилось к геноциду против курдов, АРФ еще раз протянула руку дружбы и сотрудничества курдскому народу. Примеры - Ваган Папазян, который работал с курдами, чтобы помочь им организовать сопротивление против крайне репрессивной политики кемалистской Турции. Благодаря усилиям Папазяна, в Ливане в 1927 году была образована первая в истории национальная курдская лига под названием «Хойбун». Такие лидеры АРФД, как Гаро Сасуни, также поддерживали борьбу курдов, и АРФД официально поднимала курдский вопрос на заседаниях Совета Социалистического Интернационала, начиная с 1925 года.
Обеспечение солидарности
Таким образом, как можно видеть, попытки установления солидарности между курдами и армянами упорно продолжались, даже при условиях прошлого курдского участия в зверствах против армян. Это было обусловлено тем фактом, что курды - народ, чья судьба была неразрывна связаны с судьбой армян. И те и другие стали жертвами турецкой жестокости и имеют свои национальные права, которые отрицаются.
Точно так же, как турецкие власти в свое время рассматривали призывы армян к равенству и демократии, как "угрозу" для их империи, Анкара сегодня интерпретирует требования курдского народа предоставить ему основные права человека как "сепаратизм". Точно так же, как османские власти отказывались признавать национальную идентичность армян и признавали их "христианскими турками", курдский народ вынуждены бороться с попытками Турции официально классифицировать его как "горных турок". Точно так же, как когда-то в отношении армян, турецкое правительство продолжает подавлять язык, историю и самобытность курдов; борется против их школ и культурных памятников; запрещает их политические партии и газеты; грабит их города и села; терроризирует их семьи и детей; делает курдов предметом своей политики отуречивания и нападает на их правозащитников и журналистов.
Нет лучшего примера ужасных последствий разрешения безнаказанности Турции за геноцид, чем то, что происходит сегодня с курдами. Безнаказанность преступления только показывает преступнику, что он может повторять подобное снова и снова. Мы ясно видим это сегодня по турецкой политике в отношении курдов.
В этом смысле, существует моральная необходимость продемонстрировать солидарность с курдским народом в его борьбе. В то же время, есть тактическая необходимость сотрудничества со всеми, кто стремится к прекращению жестокостей в Турции. Сила всех движений, требующих справедливости от Турции, будет умножена в случае, если такие разнообразные группы сплотятся вокруг общих вопросов. Отсутствие этого будет служить лишь интересам турецкого государства и продолжению так долго осуществлявшейся пролитики "разделяй и властвуй».
Кроме того, как было указано академиком Бильгитом Аятом, диалог между армянами и курдами может выступать в качестве противовеса контрпродуктивному подходу, выдвигаемому на государственном уровне между Турцией и Арменией. Вместо того, чтобы поддаваться Турции под прикрытием "турецко-армянского примирения», армяне должны искать общего дела с курдским народом, и сказать себе, что никогда не может быть подлинной дружбы со страной, которая все еще систематически притесняет более 20% своей собственного населения.
Хотя и было много разочарований и отрицательного опыта в попытках АРФ сформировать коалицию с другими для общей борьбы, есть также много позитивных достижений. Действительно, некоторые случаи сотрудничества с другими освободительными движениями, безусловно, вписали одну из ярчайших глав в историю АРФД. В этом свете, необходимо продолжать стремиться к выгодам от сотрудничества, но при этом проявлять осторожность бдительность, которые гарантировали бы, что права армян не станут предметом чьего-либо использования.
От редакции. Предлагаемая статья была опубликована в летнем выпуске ежеквартального издания молодежной организации АРФ «Дашнакцутюн» «Хайтуг», признана лучшей и перепечатана партийным органом «Асбарец».
Курды и армяне: поиск общего дела
3890 | 0 |