Гуркан Зенгин, «Тудей Заман»
Всякий, убитый в ходе борьбы за освобождение курдского народа, есть шахид (мученик), поскольку эта борьба является борьбой за родной язык, и за освобождение людей, о которой говорит Бог [в Коране] ". Это слова, сказанные депутатом от Партии демократического общества (ДТП) Хамитом Гейлани и направленные представителям прессы после состоявшейся в Турции церемонии похорон члена объявленной вне закона Курдской рабочая партии (РПК) Камурана Эфрина, который был убит в ходе столкновения в деревне Даглиджа в Хаккяри в округе Юксекова. (газета «Тафар», 1 июля).
Эти заявления вполне могут рассматриваться как преступление, именно "восхваление преступников и преступления" или "содействие террористической организации", и привести к уголовному разбирательству. Даже если это будет так, такое произносятся открыто, и некоторые люди, которые прочитают это в газете, «посчитают нормальным», а другие будут возмущены. Эти слова, и это положение поразительны с точки зрения того, чего мы достигли в борьбе с РПК, которая длится уже 25 лет. Хотя такие заявления являются "вполне нормальными" для одного сегмента общества, они совершенно неприемлемы и могут вызвать негодование у другого.
Возможно ли свести к минимуму разницу между этими реакциями? Кто может это сделать? Эти слова - фактически травмирующие слова, которые напоминают, что Турция должна встать лицом к лицу со своими реалиями. Турции необходимо взглянуть в лицо реальности страны, потому что каждый, кто внимательно следит за проблемой, знает, что турки, а не курды, смогут решить курдскую проблему в этом месте. Но турки должны решить эту проблему, не сами по себе, но при поддержке курдов. Это призыв к руководителям осуществлять руководство и контроль за турками и курдами в процессе поиска соответствующего решения. "Обама" требуется в Турции для разрешения не только курдского вопроса, но и других политических проблем, которые имеют серьезные психологические аспекты. Расположенная за тысячи километров от Америки, Анатолия является местом, где люди разных национальностей, цвета кожи и верований мирно сосуществовали в течение сотен лет. Расизм и рабство чужды этой земле. При этом, однако, события конца 19 и начала 20 века, которые наносят ущерб наследию, есть правда об Анатолии, которая не может быть изменена. Курдской проблеме в Турции никогда не было и не будет аналогичных примеров в США.
Но американский тип поиска "терпимости" и "компромисса" неизбежен для Турции. Существует необходимость в надежных "авторитетных людях", которые смогут взять на себя эту историческую роль, и свести к минимуму разницу в реакциях. Однако, к сожалению, на горизонте нет такого человека или людей.
Конечно, появление "курдского Обамы" будет признаком успеха модернизации Турции. В статье, опубликованной в ноябре прошлого года, со ссылкой на выбор чернокожего в президентское кресло США, журналист газеты «Хюрриет» Эртогрул Озкок задал вопрос, проголосуют ли турки за человека, который открыто заявит: "Я курд ".
Ответ на этот вопрос, "Безусловно, на следующий день у нас будет курдский Обама."
Под "курдским Обамой" мы понимаем некоего политического деятеля, чья лояльность по отношению к Турции, ее истории, земле, флагу и ценностям не вызывает сомнений и который сможет вызвать доверие у турецких граждан.
Реальный успех президента США Барака Обамы заключается в том, что ему удалось внушить эту веру всем американским гражданам, черным и белым. Что касается американской системы, его успех не в том, что он чернокожий избран президентом, но в том, что она создала чернокожего, который может быть избран президентом. Это то, что Турция до сих пор не смогла сделать.
От редакции. Статья, на наш взгляд, демонстрирует, насколько упрощенно понимают проблему даже благонамеренные представители турецкой интеллектуальной элиты. Подобно тому, как «печальные события конца 19-начала 20 века» (очевидно, имеется в виду геноцид армян?) кажутся ему каким-то досадным недоразумением на светлом лике полной гуманизма и терпимости турецкой истории, также и курдский вопрос в Турции явно представляется автору плодом лишь предрассудков и неправильных решений, подлежащих скорейшему устранению. Отсюда – и фантазии о курде, который, обладая курдским национальным самосознанием, в то же время будет лоялен «Турции, ее истории, земле, флагу и ценностям» в их нынешнем виде. Т.е. – к Мустафе Кемалю, уничтожавшему курдов тысячами, запретившему их язык и т.п. К величайшему достижению Кемаля – Лозаннскому договору, перечеркнувшему севрские статьи о независимом Курдистане и поделившему родину курдов на четыре части. К флагу, под которым проделывались все эти подвиги – от зверств Кемаля до похищений, убийств и депортаций 90-х годов. Может ли реально, а не притворно, демонстрировать такую лояльность человек, считающий себя не турком курдского происхождения, а истинным курдом? Эти вопросы в Турции не принято задавать вслух, даже при всех призывах «взглянуть в лицо реальности». А между тем, американцы, избирая чернокожего президентом – не требовали же от него лояльности к традициям и флагу Южной Конфедерации. Но самый важный момент тут - это то, что если в Америке вопрос сводился лишь к равенству прав граждан с черной кожей и граждан с белой кожей, то в Турции речь идет не о равенстве прав граждан, говорящих на турецком и курдском языках, как очевидно думает автор. Речь идет о чем-то более глубоком: о равенстве людей, лояльных турецким "истории, ценностям, земле и флагу", и людей, лояльных курдским "истории, ценностям, земле и флагу". А если так – то вопрос встает уже не о культурно-языковых послаблениях, но о последовательной ликвидации всей кемалистской концепции нации и государства. Только после того, как идея единой нации будет заменена идеей многонационального государства, а идея унитаризма – идеей как минимум местной автономии, можно будет начинать говорить о «курдском Обаме» или, точнее, о "курдском Манделе".
Возможен ли курдский Обама?
1792 | 0 |