Энтони Шадид, «Вашингтон Пост» Автономный курдский регион Ирака и иракское правительство ближе к войне, чем когда-либо с момента, как США произвели вторжение в 2003 году. Об этом заявил в четверг курдский премьер-министр. По словам премьер-министра, холодная напряженность возросла вдоль того, что американские чиновники считают наиболее взрывоопасной линией страны.
В двух особых интервью премьер-министр Нечирван Барзани и президент региона, Масуд Барзани, описали как зашедшие в тупик попытки урегулировать давний спор с ободрившимся правительством иракского премьер-министра Нури аль-Малики. Если бы не было присутствия американских военных в Северном Ираке, заявил Нечирван Барзани, в самых нестабильных регионах, возможно, началась бы борьба.
Этот конфликт является одной из многих, с которыми по-прежнему сталкивается Ирак, как раз тогда, когда насилие спадает и американские войска начинают рассчитанный на год вывод большинства боевых сил из страны. В ней остаются активные межсектатнские конфликты, усугубляемые повстанческими группировками, которые, как кажется, ведут к возобновлению шиитско-суннитской резни. В Багдаде также существует соревнование вокруг того, кто сформирует политическую коалицию, которая будет управлять страной после выборов в следующем году. Но в течение нескольких месяцев, американские официальные лица предупреждали, что конфликт этнических курдов с арабами, а точнее курдского регионального правительства с федеральным правительством Малики в Багдаде, представляет собой наибольшую угрозу для стабильности Ирака и может сохраняться в течение многих лет.
Проблему подчеркнул инцидент 28 июня, когда курдские жители и милиционеры, лояльные курдскому региональному правительству, оказали сопротивление арабскому подразделению иракской армии, приближавшемуся к Махмуру, преимущественно курдскому городу между неспокойными курдскими городами Киркук и Мосул.. Курды считали, что подразделение намерено войти в город, и в течение 24 часов, курдские лидеры, иракские чиновники в Багдаде и американские военные вели переговоры до тех пор, пока руководимые арабами иракские подразделения не свернули, заявил курдский премьер-министр.
Курдские милиционеры, состоящие номинально под командованием иракской армии, но лояльные курдскому региональному правительству, сохранили свой контроль.
"Они направили огромные силы, чтобы разместить их так, чтобы они контролировали спорный район, и наше послание было ясным: мы не позволим вам сделать это", заявил курдский премьер-министр.
"Наши инструкции ясны", заявил в особом интервью Масуд Барзани." Ни иракская армия, ни курдские милиционеры не имеют "право в одностороннем порядке вступать в эти районы".
Американские офицеры подтвердили инцидент, но дали ему различные оценки. Отвечая на вопрос, означает ли инцидент, что курдская иракская армия дала отпор арабской иракской армии, майор Джеймс Раулинсон, военный представитель в Киркуке, ответил: "В принципе, да".
Представитель иракского министерства обороны объявил инцидент плодом недоразумения. Он сказал, передвижение армии было не чем иным, как ротацией военнослужащих. Когда жители и другие увидели подход подразделения иракской армии, то, по его словам, они испугались, что правительство в Багдаде отправляет подкрепления. "Они сделали какой-то громадный вопрос из простой операции», сказал он.
Конфликт между правительством и курдскими регионом особенно взрывоопасен потому, что он пересекается с наиболее критическими спорами, которые по-прежнему угрожают стабильности в стране. Они включают в себя обсуждение закона об углеводородах, включающем разделение доли доходов и управление огромными запасами нефти в Ираке, некоторые из которых расположены в районах, находящихся под контролем курдских властей; переговоры по делимитации границы между курдским и арабским регионами, а также усилия по решению судьбы Киркука , богатого нефтью города, где живут курды, арабы и туркмены.
Осложняющим фоном являются плохие отношения между двумя ключевыми игроками – курдским президентом Масудом Барзани и Малики, чья позиция резко усилилось на фоне восстановления видимости спокойствия и успеха его партии «Дава» на провинциальных выборах в январе. Хотя две делегации от партии Малики посетили весной курдскую столицу Эрбиль, оба не разговаривали друг с другом на протяжении года, заявил Барзани.
"Все заморожено", заявил премьер-министр Барзани, племянник президента. " "Ничто не движется". Он предупредил, что тупиковая ситуация неприемлема. "Если эти проблемы не будут решены и мы не садем вместе, то появится риск военной конфронтации», сказал он.
Обе стороны обвиняют друг друга в провокации, часто обоснованно. Курдские чиновники видят в действиях Малики повторение того, что они считают высокомерием Багдада, тянущимся на протяжении поколений. Союзники Малики обвиняют курдских лидеров в чрезмерных территориальных амбициях и упрямстве в переговорах.
"Если между двумя сторонами все останется так, как теперь, без решения и без соблюдения конституции, то, к сожалению, все окажется возможным", заявил Езеддин Даула, арабско-суннитский депутат от Мосула, наиболее неспокойного города Ирака.
Противостояние прошлого месяца было минимум третьим, в которое оказалась вовлечена курдская милиция, известная как пешмарга, вступившая на территории, которые были в ведении Багдаде до тех пор, пока США не осуществили вторжения. С одобрения США после падения Саддама Хусейна, курдские лидеры направили пешмарга за пределы границы. В преимущественно курдские районы они также направили своих административных сотрудников и персонал. Начиная с прошлого года, Малики пошел на попятный, направив иракскую армию для противостояния пешмарга в приграничном городе Ханакин, который имеет курдское большинство, и развернув более тысячи военнослужащих в Киркуке. Опасаясь напряженности, американские военные укрепили свое присутствие в Киркуке.
Курдский премьер-министр сказал, что обеим сторонам едва удалось избежать кровопролития в Махмуре.
Он заявил, что иракская армия, двигавшаяся на Махмур, расположилась в открытом поле посреди пшеницы, с намерением остаться в городе. Войска были остановлены около 2000 пешмарга в ходе противостояния, которое продолжалось всю ночь. Шквал телефонных звонков продолжался и на следующее утро. Курдский премьер-министр сказал, что он не спал до 4 часов утра, так как вел переговоры. "Это достаточно говорит вам о серьезности этой ситуации?" - спросил он.
Американские официальные лица предложили два объяснения произошедшего. Раулинсон, представитель в Киркуке, заявил, что один батальон Иракской 7-й дивизии направился, чтобы расположиться в Махмуре. У близлежащего городе Дебага, он был остановлен солдатами 2-й дивизии, в состав которой входят отряды пешмарга. Американские войска были приведены в состояние боевой готовности в 2:30 утра, сказал он. "Это была середина ночи, и люди были очень напряжены ", сказал Раулинсон.
Майор Деррик Ченг, представитель в Тикрите, заявил, что иракская 7-я дивизия вводилась в провинцию Ниневия для предстоящей операции. "Движение породило страхи и слухи", сказал он, и по меньшей мере 30 автомобилей и 100 человек перекрыли дорогу. Были сделаны звонки, и иракские войска остановили на дороге, а затем воспользовались другим маршрутом, "в обход Махмура, чтобы полностью избежать потенциальных конфликтов», сказал он. Раулинсон позже сказал, что он согласен с версией Чэна.
Премьер-министр Барзани видит в этом инциденте скорее провокацию, чем недоразумение. Он настаивал на том, что командиры иракской армии по-прежнему придерживаются "духа военного мышления времен, когда Большой Брат навязывал свою волю". Он предупредил, что иракская армия ждала, когда она усилится, возможно, благодаря танкам из Соединенных Штатов.
Тогда чего же вы ждете от нас? " - спросил он. "Чтобы мы лишь сидели и ждали, видя все это" На вопрос, были ли у пешмарга танки, он ответил: "О, да».
Курдские лидеры предупреждают о напряженености с Малики
1777 | 0 |