Мухаммед А.Салих, Inter Press Service
Перенос на неопределенный срок проведения референдума в иракском Курдистане по спорному проекту Конституции всего лишь через несколько дней после визита американского вице-президента Джо Байдена породил спекуляции, что Вашингтон, возможно, сыграл определенную роль в этой задержке.
Несмотря на первоначальные надежды на то, что хартия будет поставлена на голосование 25 июля во время курдских парламентских и президентских выборов, всего лишь через несколько дней после того как Байден приземлился в Ираке, Независимая высшая избирательная комиссия (IHEC) страны заявила, что невозможно провести голосование в этот день.
Несмотря на то, что не было никаких официальных подтверждений возможной роли Байдена в задержке, ряд событий и заявлений, решительно указывают на возможную закулисную дипломатию со стороны США для предотвращения новых проблем, возникающих в то время, когда администрация Барака Обамы отчаянно лоббирует национальное примирение.
Байден, который был назначен администрацией Обамы для контроля за политикой в отношении Ирака 30 июня, прибыл в Багдад 2 июля, чтобы настаивать перед иракскими лидерами на "политическом прогрессе, необходимом для обеспечения долгосрочной стабильности нации", как говорится в заявлении Белого дома.
После своего визита в Ирак, Байден сообщил Джорджу Стефанопулосу из ABC News, что иракские чиновники в Багдаде попросили его "сообщить курдскому руководству, с которым у меня тесные взаимоотношения, что принятая ими Конституции через Курдистанский парламент не способствовало бы этому процессу, который осуществляется ".
Курдский проект конституции повышает напряженность между курдами и другими этническими группами в стране, такиами, как арабы и туркмены, а также иракским правительством.
Основным источником раздора было положения о богатом нефтью Киркуке и ряде других областей, считающихся спорными территориями, как об "исторической" и "географически" части курдского родины. Эти районы в настоящее время находятся за пределами юрисдикции курдского правительства.
Хотя Байден планировал посетить север и встретиться с высшими курдские лидерами Масудом Барзани и Джалалом Талабани, серьезный самум помешали его самолету взлететь. Но после возвращения в Вашингтон, вице-президент призвал Барзани и Талабани "к необходимости найти решение важнейших вопросов Ирака через примирение ", в соответствии с заявлением офиса Байдена для прессы от 7 июля.
Заявление, размещенное на веб-сайте Барзани, в свою очередь, говорит о "нерешенных вопросов", как территориальные споры, закон о нефти и газе и политическое примирение.
Но в то же время в Ираке арабско-шиитский премьер-министр Нури аль-Малики дал ближайшее подтверждение влияния США. В интервью газете «Уолл Стрит Джорнэл», опубликованном 9 июля, Малики сказал, что Байден пообещал ему настоять перед курдскими лидерами, чтобы они отложили референдум. Премьер-министр добавил, что он и Байден согласились, что предложенная курдская конституция может "причнить много неприятностей, и вызвать много раздора".
После визита Байдена и решение IHEC застало многих в Ираке врасплох, когда она объявила, 7 июля, что не может провести референдум. IHEC ссылалась на технические причины, а также на опасения, что ее "честность и репутация", может быть запятнана, если она поддастся огромному давлению со стороны курдских лидеров в проведении референдума.
Многие внутри Курдистана также подвергли критике этот проект, но по разным причинам.. Курдские критики считали, что конституция предоставляет слишком много полномочий президенту Курдистана и призвали IHEC отложить голосование.
Этот документ рассматривается в основном как творение Барзани в ДПК и Талабани в ПСК. Барзани является президентом Курдского автономного региона, тогда как его давний соперник, а теперь "стратегический союзник" Талабани является президентом Ирака.
Но, игнорируя внутренние заявления, курдское руководство поспешило принять хартию как можно быстрее. Оно было оптимистично, считая, что IHEC прислушается к его требованию о проведении референдума 25 июля.
Тарик Сармами, советник курдского парламента, заявил 1 июля официальному курдскому информационному агентству AKnews, что IHEC "показал готовность подготовить почву для референдума по Конституции" к предполагаемой дате 25 июля.
Тем не менее, усилия курдских чиновников были напрасными, так как IHEC отклонил их требования.
Через два дня после отказа IHEC, 9 июля, разъяренным курдским парламентариям в доживающем свой срок парламенте пришлось отказаться, встав перед свершившимся фактом. Они проголосовали за то, чтобы отложить референдум, однако не установили новые сроки, в результате чего возникли предположения, что из-за внешнего давления они не хотят перенести его на определенное время.
В ходе сессии спикер курдского парламента Аднан Муфти выразил подозрения о вмешательстве в работу IHEC правительства Малики и косвенно обвинил США в том, что они сыграли определенную роль.
Больше признаков участия США проявляется в том, что Адмирал Майкл Маллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов армии США, посетил Киркук в понедельник с целью призвать курдов, арабов и туркмен прийти к соглашению о разделении власти. США широко критиковали в последние месяцы за то, что они недостаточно делают для урегулирования споров между иракскими группировками, в особенности курдами и арабами.
Йоост Хильерман из Международной кризисной группы (МКГ) считает, что односторонние решения курдских лидеров, такие как проект конституции, возникли частично из-за нежелания США более серьезно использовать свой вес в дипломатических усилиях, направленных на решение этнических проблем в стране.
Но новая центральная роль Байдена, направляющего политику США в Ираке, по его словам, свидетельствует о том, что "администрация Обамы говорит серьезно ".
"И его визит в Ирак, является признаком того, что США прилагают серьезные усилия по посредничеству в сделке [между курдами и иракскими правительством]", заявил Хильтерман по телефону Inter Press из Иордании.
Однако, для тех, кто пытается активизировать соглашение, ключевой вопрос, какая сделка возможна и жизнеспособна.
"Мы предложили большую сделку по этому вопросу в нашем последнем докладе, которая объединяет территории, нефть и распределения полномочий между Багдадом и Эрбилем", сказал Хильтерманн имея в виду выпущенный к 8 июля доклад МКГ. "Эти вопросы не могут быть решены отдельно, они должны быть объединены, поскольку они имеют в реальности общую базу ".
Предстоящие выборы могут еще более осложнить межэтнических отношений в Ираке. В дополнение к региональным курдским выборам, которые должны пройти через несколько недель, в январе следующего года пройдут иракские общенациональные выборы. Если стремиться к тому, чтобы разрушить нынешний тупик, то, как некоторые утверждают, политикам в Ираке, необходимо избегать подстрекательских заявлений и мыслить за пределами избирательного цикла.
"Игра на сегодняшний день заключается в том, чтобы производить впечатление бескомпромиссных, но в конце есть осознание того, что вещи должны быть положены на стол переговоров", говорит Скотт Карпентер, эксперт в Вашингтонском институте ближневосточной политики. "Они знают, что если усугубить проблемы, появятся реальные трудности, а это не соответствует ничьим интересам".
Карпентер полагает, что Балканы должны стоять перед глазами иракских политиков как урок.
"Люди должны смотреть на Сараево, и то, что произошло в Сербии и Боснии», сказал он, имея в виду на кровавые этнические конфликты в бывшей Югославии в 1990-х годов. "Если вы не хотите этого, и если вы действительно верите в этот путь, то лидеры должны встать на него и избежать большей напряженности".
Американская дипломатия бросает курдов на произвол судьбы
2002 | 0 |