Интервью профессора Технологического колледжа Теннеси Майкла Гюнтера сайту Kurdistanica Nerwork
В: Как Вы думаете, какова ситуация и политический вес курдов в Ираке и на Ближнем Востоке?
М.Г.: Иракские курды стали "игроками" в Ираке и на Ближнем Востоке, так как они стали сильнее, чем когда-либо прежде. Тем не менее, они все еще находятся в опасном положении, учитывая враждебность своих региональных соседей и уход американских войск из Ирака. Конкрнетно, им непосредственно угрожает усиление багдадского правительства под руководством премьер-министра Нури аль-Малики, который намерен централизовать иракское правительство за счет КРГ. Действительно, президент КРГ Масуд Барзани и Малики не разговаривают друг с другом, и Барзани сказал о Малики, что от него начинает попахивать диктатурой. Учитывая ужасающую историю между Багдадом и курдами, Барзани имеет полное право говорить об этом.
В: Каковы основные подводные ошибки иракско-курдских политиков после 2003 года и американской оккупации?
М.Г.: Основная ловушка для иракско-курдских политиков после 2003 года была та, что они пошли слишком далеко в попытках присоединения Киркука и его окрестностей к КРГ. Поскольку в Киркуке проживают не только курды, следует принимать во внимание также арабов, туркменов и христиан. Говоря более конкретно, вопрос заключается в том, что иракские арабы постепенно восстановят свои силы и просто не отдадут Киркука курдам. Даже если курды как-то возьмут его, это будет пиррова победа, так как арабы никогда бы не согласились с этим. Курдским политикам следует понимать эту ситуацию и адекватно объяснить своему народу.
В.: Почему курды не имеют друзей, кроме гор?
М.Г.: Курды как правило не имеют друзей, кроме гор, потому что курдские цели автономии или независимости являются вызовом территориальной целостности существующих государств (Турция, Ирак, Иран и Сирия), где они проживают. Кроме того, даже те государства, которые более дружественны к курдам, такие, как США, не собираются оказывать поддержку демонтажу других государств из-за угрозой для их собственной безопасности, которую может представить такая доктрина.
В.: Должны ли иракские курды бороться против иранских и турецких курдов, чтобы сохранить Регионального правительство Курдистана и его достижения?
М.Г.: Для иракских курдов было бы крайней степенью глупости и предательства бороться против иранских или турецких курдов, и это только увело бы от цели сохранения КРГ. Иракские курды фактически попытались сделать это, когда они поддерживали Турцию против РПК в 1992 году, и результат был катастрофическим для курдского морального духа во всем мире. С другой стороны, КРГ не может предоставлять прямую поддержку РПК или PJAK. Что необходимо, так это мудрая дипломатия и компромиссы по этому вопросу. КРГ должно разъяснить и утверждать, что проблема заключается не в вине КРГ, но в том, что Турция и Иран отказываются предоставить своему этнически курдскому населению минимальные права.
В.: Лично Вы считаете ли РПК террористической организацией?
М.Г. Я не считаю РПК террористической организацией. В случае РПК, это в основном пропагандистский термин, используемый для наклеивания ярлыка на оппонентов как преступников. Когда я встречался и беседовал с Абдуллой Оджаланом (Апо) в марте 1998 года, он признал, что РПК иногда использовала террористическую тактику, но совершенно справедливо заявил, что, если вы посмотрите историю, вы увидите, что реальными террористами были государства, которые до сих жестоко угнетают курдов в течение многих лет.. Все стороны курдской проблемы должны выйти за рамки простого выдвижения ярлыков-призывов и всерьез начать переговоры с целью удовлетворить законные требования курдов в рамках существующих границ. Это означает реальную демократию в государствах, в которых живут курды.
В.: Зависят ли курды от американской политики в отношении Ирака? Но прежде, как вы думаете – можно ли говорить об американо-курдском альянсе в Ираке?
М.Г.: Иракские курды не имеют иного выбора, кроме как сотрудничать с американской политикой в Ираке. Курды не имели бы всех достижений КРГ, которые они имеют теперь, если бы не Соединенные Штаты. Конечно, это вовсе не означает, что курды не должны дипломатично и тактично дискутировать и спорить за кулисами, когда политика США, как представляется, приносит в жертву основные цели КРГ такие, как федерализм в Ираке. Учитывая давнее американское восхищение курдами и конкретную благодарность за курдскую поддержку во время войны 2003 года за свержение Саддама Хусейна, де-факто существует альянс между США и КРГ. Однако, как я уже говорил, курды должны использовать этот де-факто альянс дипломатически и с разбором, иначе есть риск потерять его. Ведь в геополитическом плане, Турция и Ирак важнее для США, чем КРГ.
В.: По Вашему мнению, кто является самым успешным игроком среди курдских политиков?
М.Г.:. Хотя есть ряд успешных иракских курдских политиков, Бархам Салих может быть назван наиболее успешными, так как он сочетает идеи интеллектуального и современного управления для блага людей с открытой поддержкой существующего руководства, которое в настоящее время оспаривается Нуширваном Мустафой и его Списком перемен. В этом смысле, Бархам Салих не только играет важнейшую и интеллектуальную роль в Багдаде и КРГ, но он сделал это, не прибегая к выступлению против тех, кого многие считают отцами-основателями КРГ. Конечно, я говорю об этом до того, как мы узнаем результаты выборов 25 июля, так что нам придется подождать нового правительства, чтобы узнать, чем будет Бархам Салих в дальнейшем.
В.: Каким вы видите курдское будущее?
М.Г. В общем, я настроен с осторожным оптимизмом по поводу будущего курдов в целом. Впервые в своей современной истории, курды в Ираке и Турции, по крайней мере медленно поднимаются, и именно так я назвал свою последнюю книгу! Существуют две основные причины для моего осторожного оптимизма. (1). Создание КРГ в Ираке, и (2). Кандидатура Турции в ЕС, что имеет случайным побочным эффектом предоставление этим государством полных демократических прав этническим курдам.
Майкл Гюнтер: курды находятся на медленном подъеме
2231 | 0 |