Владимир ван Вильгенбург «Рудав» Что Турция в конечном счете имеет дело со своими "зомби" (курды, Кипр и армянский вопрос). Оран предупреждает, что инициатива АКП будет медленным процесом. “"Будет много пакетов, и на это уйдет несколько лет". Профессор Баскин Оран - является известным турецким академическим ученым, чьи «Доклад о меньшинствах» и "петиция извинения" за <геноцид – ред.> османских армян вызывают горячие споры в Турции.
В.:Как вы думаете, правительство примет ваши предложения к рассмотрению? (Предложения, которые вы сделали в своем докладе правительству о меньшинствах).
Б.О.: В сущности, они принимают во внимание их все. Говоря «в сущности», я имею в виду, что они никоим образом не ссылаются на них, но делают все, что их просили, по демократизации Турции. Это очень понятно. Доклад принес много проблем для правительства.
С другой стороны, правительство идет по пути обеспечения бОльших реформ, чем просил доклад. Доклад просил применения Лозаннского договора и других конвенций по правам меньшинств, которые подписала Турция, и ликвидация ассимиляционных и дискриминационных мер в отношении курдов и немусульман в стране. Сейчас правительство также идет вперед с внешней политикой, пытаясь решить кипрский вопрос и улучшения отношения с Республикой Армения. По сути это точка невозврата. Турция наконец-то начинает избавиться от своих зомби.
В.:Оджалан и Карайялан говорят о Конституции Турции 1921 года, которая пишет о тюрках и также курдах, даже о "Курдистане». Карайялан говорит, что курдская идентичность была запрещена после 1924 года. Как вы думаете, возвращение к Конституции 1921 года может решить курдский вопрос в Турции?
Б.О.: Хотя они действительно присутствовали в духе конституции 1921 года, термины "тюрки", "курды" и "Курдистан" не были упомянуты в тексте. М. Кемаль только упоминал "тюрок" и "курдов", а также очень редко "Курдистан" в своих выступлениях и письмах.
С другой стороны, нет никаких сомнений, что Турецкая Республика может многому научиться у Османской империи: Признание идентичности, без которой в этой стране не будет мира. «Возвращение» никак невозможно, так как никто не может войти в одну реку дважды, но "извлечение уроков " обязательно.
В.: Некоторые говорят, что турецкие усилия по решению проблем с Арменией могут доставить правительству АКП неприятности в «курдском вопросе», спровоцировав сильную оппозицию всем его реформам. (многие турки против решения спора с Арменией, особенно против "признания геноцида армян"). Согласны ли вы с этим?
Б.О.: “"Признание геноцида армян" - это неправильный подход, это крайне контрпродуктивно. Зачем, если это идет против социально-психологических моментов, настаивает на использовании термина "геноцид", использовании чисто юридического термина, используемого чисто политически? Даже правительство Армении не говорит об этом. Пусть будут открыты границы и посольства, пусть обеим сторонам будет лучше, пусть люди с обеих сторон (особенно в Турции) увидят, что земля не проваливается у них под ногами, и дорога к реформам откроется сама по себе. Именно поэтому турецкие националисты и дашнаки кричат так громко.
С другой стороны, вся Турция должна позаботиться обо всех своих зомби, если она хочет иметь свободные руки для мира на Ближнем Востоке. Все они взаимосвязаны.
С другой стороны, опять-таки, кемалистская оппозиция так злонамеренно настроена, и так радикально полна намерения "выпить кровь правительства", что такого рода "меры предосторожности" (исключение вопросов Армении и Кипра, я имею в виду) только придадут им еще адреналина; и ничего более.
В.: Что случилось с вашей кампанией по сбору подписей об армянах? Дейсвительно ли она была успешна?
Б.О.: Чрезвычайно успешна. Мы собрали более 30.000 подписей, а мы даже не мечтали об этом в такой стране, как наша. Уже не гворя об этом числе, даже декларация сама по себе была событием в истории Турции, устраненяя табу. Реально, мы напали на самое большое из них. За ним падут и остальные.
В.: Было много разговоров о связях между "Эргенеконом" и РПК. Веришь ли в это?
Б.О.: Я действительно не знаю. Некоторые из моих друзей курдских твердо верят, что Оджалан является человеком МИТ <турецкая спецслужба>. Я не знаю.
В.: Может ли курдский вопрос быть решен без РПК или Оджалана? Считаете ли вы, что правительство должно включать их в "курдский инициативу, или нет?
Б.О.: Без них не обойтись, и это - результат работы турецкого государства. С другой стороны, правительство должно идти на договор только с ДТП, легальной организацией.
В.: Некоторые люди разделяют ДТП на части. Как бы вы разбили ДТП (фракции: умеренные, противники соглашения и т.д.)? Какая фракция самая сильная?
Б.О.: Не существует баланса, о котором можно было бы говорить. Это все зависит от реформ, проведенных правительством. Если последние начнутся и окажутся успешными, вперед выступят умеренные. Сторонники жесткой линии сильны тем, что турецкое государство сделал и делает так много невероятных ошибок. Она льет масло в огонь.
В.: Военные и правительство продолжают операцию против РПК. Недавно РПК убили много военнослужащих. РПК, говорит, что это происходит потому, что военные охотятся на них. Что вы думаете об этом? Стремится ли РПК «защитить себя» или пытается нанести ущерб инициативе АКП?
Б.О.: Есть четыре варианта: 1) РПК не в состоянии контролировать все свои подразделения, 2) «глубокое государство» снова взялось за свое 3) РПК не хочет исчезнуть, 4) РПК права.
Я думаю, что четвертый вариант верен. Операции продолжаются, и боевики отвечают. Если бы я был правительством я бы прекратил операции и отвел армию таким образом, чтобы окружить боевиков, вынуждая оставаться неподвижными. Но я сомневаюсь, что правительство имеет возможность контролировать военных. Начальник Генерального штаба недавно заявил, что РПК будет истреблена до последнего человека, и премьер заявил, что операция будет продолжаться. Кто тут командует?
В.: Вы думаете, что пакет АКП будет недостаточен для решения курдской проблемы?
Б.О.:Не существует никакого пакета. Будет много пакетов, и для этого потребуется несколько лет. Проблема сейчас заключается в снятии запретов (разговор, обучение, преподавание курдского, местные названия и т.д.) и том, чтобы доказать, что мир не рухнет на наши головы. Это то, что мы сделали путем проведения первой в истории Конференции по османским армянам в сентябре 2005 года, а также начала кампании извинения.
В.: Вы пессимист или оптимист в отношении будущего Турции?
Б.О.: Я Очень оптимистичен. Нужно быть старше 60 лет, чтобы быть таким; немного знать историю, я хочу сказать: когда я учился в колледже, мы не могли даже мечтать произнести слова "курд" или " 1915». Даже не говоря об этом, мы никогда не думали делать это потому, что тогда ничего не было известно об этом.
Даже пять лет назад, думая об этом, правительство было вынуждено устанавливать один и тот же закон трижды: три раза о вещании на курдском языке, три раза о недвижимости немусульманских фондов, и два раза о курсах курдского языка. Это потому, что чиновники не слушались его!
Оран: Турция начинает избавляться от зомби
1720 | 0 |