Kurdistan.Ru
В лагере беженцев Могобле вы не увидите много посетителей. Серые палатки выстоились мрачными рядами, прижимаясь к горам Дахук в иракском Курдистане, на границе с Сирией.
Страдания здешних жителей омрачены войной в Ираке и людям, которые живут в этих палатках есть что рассказать о годах дискриминации и жестокого обращения со стороны сирийских властей.
Сирийские курды составляет около двух миллионов, около 10 процентов населения Сирии, и являются крупнейшим этническим меньшинством в стране. В лагере Могобле живут 55 семей и 48 одиноких людей, которые бежали из курдских районов Сирии, и ни один из них не может вернуться назад.
"Я пришел пять лет назад", говорит Касим, который не хочет называть свое настоящее имя. "Если бы мы не убежали, они посадили бы нас в тюрьму и убили бы нас". Его друг Асад Мохаммед Салим, 27 лет, говорит, что люди переехали из Сирии в Ирак "по политическим мотивам". "Мы не можем жить без свободы", - говорит он.
Он, и другие в лагере, говорят, что пострадали от избиений и арестов сирийских властей, что их земли были отняты, любая политическая активность запрещена, а курдские культурные встречи объявлены вне закона.
Курдское население сталкивается с дискриминацией со стороны сил безопасности и законодателей с 1960 года, а арабский национализм стал более влиятельным, и власти стали беспокоиться, что этнические курды станут призывать к независимости.
Движения за независимость иракских и турецких курдов усилили эти опасения, и в течение десятилетий, государственные инициативы, направленные против курдов включали переселение арабов в курдские районы, запрет регистрации курдских имен новорожденных, и запрет на преподавание курдского языка в школах.
Сейчас аналитики говорят, что эти меры увеличиваются, и, хотя, пока трудно получить официально подтвержденное количество беженцев, курды из Сирии по-прежнему бегут в автономный курдский район Ирака, а также в другие страны.
Нуреддин, 22 лет, который не хочет называть свое полное имя, говорит, что он покинул Сирию недавно, чтобы изучать журналистику в Ираке, так как он является одним из курдов, именуемых - "мактумеен", и ему запрещено это делать в Сирии.
Баркхоудан Салахуддин, 18 лет, другая беженка, засмеялась, когда ее спросили, много ли ее курдских друзей оставили Сирию. "Что бы рассказать вам всю мою историю, понадобится три дня", - говорит она. "Они пытаются бежать в Европу, в Турцию или сюда ... ты слышал много историй людей, убежавших оттуда".
Многие беженцы заявляют, что они не имеют гражданства в Сирии, и поэтому не могут работать, владеть собственностью или вступать в законный брак.
Доклад Лондонского Королевского института по международным делам в 2006 году разъясняет, что в 1962 году перепись населения была проведена за один день в провинции Аль Хасака на северо-востоке Сирии, где живут большинство курдов страны. Перепись "произвольно лишила 120,000-150,000 курдов их сирийского гражданства", а затем им отказали в гражданских правах. Они были объявлены "ajanib" или иностранцами, а с 2004 года, в общей сложности их стало около 200,000.
Некоторые курды, которые не смогли принять участие в переписи, известны как "мактумеен" и их в настоящее время насчитывается около 100000. Они, как и "ajanib", не имеют паспорта и не допускаются на работу в государственном секторе (где подавляющее большинство рабочих мест занимают сирийцы). Им не позволяют закончить среднюю школу или забронировать номер в гостинице. Их браки не признаются и они не могут владеть собственностью.
Надим Хоури, исследователь в Сирии и Ливане для Human Rights Watch (HRW), говорит о напряженности в отношениях между арабами и курдами в Сирии, которая усилилась после американского вторжения в Ирак в 2003 году. Курды наблюдали создание регионального правительства Курдистана в Ираке, говорит он, и считают, что они тоже заслуживают некоторую степень автономии. Между тем, Сирия под давлением международного сообщества прекращает поддерживать экстремистов в Ираке, и "беспокоятся о том, что курды в Ираке поддерживают США".
Это сочетание роста недовольства среди сирийских курдов и повышенной тревожности среди сирийских властей привело к сражению на футбольном матче в курдском городе Камышлы в 2004 году. Курдская команда играла с арабской, и после окончания матча началась драка, усмирять которую прибыли силы безопасности.
Большинство жителей лагеря Могобле говорят, что они бежали в иракский Курдистан после вспышки насилия в Камышлы.
Касим пояснил, что на матче сирийские силы безопасности дотошно проверяли курдов, чтобы удостоверится, что они не вооружены. Но "арабы скандировали "Да здравствует Саддам Хусейн" и "Долой Барзани [лидер иракских курдов]", так что курды восстали против этого. В последующие три дня беспорядков, сирийское правительство направило в этот район танки и самолеты, а люди приехали из других городов, чтобы помочь людям в Камышлы".
Официальные отчеты о том, сколько курдов были убиты и задержаны сирийскими властями, сильно разнятся, но "Международная амнистия" предполагает, что более чем 30 погибли и 2000 были задержаны. После этого курды в Сирии стали политически более активными, а репрессии стали более жестокими.
"Произошла мобилизации масс", - говорит г-н Хоури из HRW, - "Которая была неожиданностью для всех. Это уже были не спонтанные демонстрации в Сирии".
"Сирийским властям стало намного труднее, начиная с 2004 года", говорит Роберт Лоу из Королевского института международных дел. "Хотя, они довольно быстро восстановили контроль. Они действовали как поворотные винты, медленно, умно, не совсем очевидно, но, нет никаких сомнений, давление возросло".
После беспорядков в Камышлы, около 14 курдским политическим партиям, которых ранее терпели, не в последнюю очередь из-за их раздробленности и дезорганизации, было приказано прекратить всякую политическую деятельность", - говорит Хоури. - "С тех пор там происходит систематическое запрещение всех общественных собраний." В том числе празднования курдской культуры, такие как танцы, и торжества Навруз в марте.
"Не бывает недели, что бы не задерживали кого-то из курдов", сказал он. - "Я не преувеличиваю". Задержанные утверждают, что обвинения, в том числе в организации беспорядков, определяется как встреча более чем семи человек в знак протеста против правительственной политики.
Законодательство о правах собственности также было ужесточено "Указом 49", который был принят в прошлом году, и который усложняет процесс наследования собственности и земли.
После избрания Барака Обамы президентом Соединенных Штатов, международное взаимодействие с Сирией стало более широким, и вопрос о сирийских курдах был поднят в рамках общей озабоченности по поводу прав человека в Сирии. Однако, как говорит г-н Лоу, "это не является приоритетом. Более важное значение имеют отношения Сирии с Ираком и с Ираном, поддержка ХАМАС и Хезболла".
Между тем, положение курдов в Сирии вряд ли изменится в ближайшее время.
Президент Сирии Башар аль-Ассад обещал в 2005 году решить проблемы курдов без гражданства, говоря: "Мы решим этот вопрос в скором времени, ибо осознаем важность национального единства в Сирии".
Однако никакой прогресс был достигнут и обещания были оценены критиками как попытка выиграть время.
Беженцы в поисках лучшей жизни и будущего
1803 | 0 |