Акко Мухаммед,
Kurdistan.Ru
Член иракского парламента от коалиции Курдистанский список Махмуд Осман анализирует текущий политический процесс в телефонном интервью агентству «Паямнер».
По словам Османа, курды должны объединиться на январских парламентских выборах, и переговоры Багдада с с Эрбилем, скорее всего, возобновится после выборов. Он добавил, что курдам следует отказаться от какого-то особого порядка проведения выборов в Киркуке, а Соединенные Штаты хотят, чтобы решение вопроса спорных районов затянулось. Он также ожидает, что курды получат больше.
(Предстоящие выборы)
В.:- Выдвинет ли Махмуд Осман свою кандидатуру на следующих выборах?
М.О.: Нет, я хочу посвятить себя иным обязанностям. Они будут, конечно, просить, возможно даже они будут настаивать, чтобы я был переизбран. Я должен подождать и посмотреть. Это не мое собственное желание, я сделаю все, что необходимо. Это проблема нации, чьи проблемы по-прежнему не урегулированы. Но пока что меня не просили.
В.:Говоря о выборах, что произошло с законом о выборах?
М.О.:Закон должен быть изменен и принят в течение этих двух недель. [Избирательная] Комиссия требует четырех месяцев [для технической подготовки] после принятия закона. Таким образом, закон должен быть изменен к 16 октября, что позволило бы Комиссии организовать свою работу.
В.: Предполагается ли включить в этот закон какие-то изменения?
М.О.: Во-первых, парламент должен решить, следует ли принять (систему) открытых или закрытых списков (при открытых списках, в противоположность закрытым, избиратель может выбирать из кандидатов, предложенных партией, за которую он голосует — ред. сайта). Во-вторых, он должен решить, будут ли выборы в Ираке идти по одному избирательному округу, или каждая провинция составит особый округ. Возраст кандидатов, будут также обсуждаться и может быть уменьшен до 35, как это предлагается правительством. Мы считаем, что возраст не должен быть высоким с тем, чтобы молодые люди имели право выдвижения. Вопрос Киркука в законе также будет обсуждаться. Некоторые блоки хотят ввести для Киркука особый порядок, кое-кто требует, чтобы не возобновлялась регистрация изирателей (и т.о. не могли проголосова курды, вернувшиеся в город после 2004 г. - ред. сайта). Мы выступаем против этого мнения, и мы хотим, чтобы в Киркуке также все прошло по закону.
В.: Многие избиратели в Ханекине не нашли себя в списках. Каково отношение списка Курдистанский альянс (КА) к этому?
М.О.: Не только в Ханакине, но и во многих других местах, многие имена исчезли. Кроме того, существуют проблемы с другими именами избирателей в том числе перемещенных лиц и мигрантов, численность которых почти 2 миллиона. Мы пытаемся решить эти вопросы с Комиссией. Эти проблемы существовали и в предыдущие выборы. Еще одним важным вопросом является то, что Комиссия говорит, что из 18.900.000 человек, которые имеют право голоса, только 700.000 избирателей проверили свои имена. Хотя это дело Комиссии, КА должен работать, чтобы решить эту проблему в местах проживания курдов.
В.: КА серьезно пытается решить эту проблему?
М.О.: Да, но иногда наши проблемы в том, что наши попытки делаются слишком поздно. Я надеюсь, что на этот раз попытка будет сделана вовремя, а не в авральном порядке и в последние дни. Впереди четыре месяца и этого достаточно.
В.: Вы, как КА, предпочитаете один или несколько избирательных округов, а также закрытые или открытые списки?
М.О.: Я лично предпочитаю один избирательный округ и открытые списки, но никак не закрытый список. Если парламент примет решение об открытом списке, список КА не будет препятствовать ему. Некоторые партии выступают за закрытые списки, как на предыдущих выборах, однако большинство мнений сколоняется теперь к открытым. Что касается избирательных округов, мы хотим, чтобы Ирак был одним избирательным округом, в результате все голоса будут подсчитаны и нигде в Ираке голоса не будут потеряны. Но, если округом будет каждая провинция, он будет похож на предыдущий, принятый в 2005 году, когда мы потеряли голоса и места (из-за того, что пропали голоса курдов, живущих в арабских провинциях — ред сайта) .
В.: Как следует курдам участвовать в выборах?
М.О.:Каждая партия имеет свое собственное мнение, и они не могут навязывать, как проводить выборы. Но если возможно, чтобы они [Курдистанские партии] все согласились на один список, это было бы хорошо. Если это не представляется возможным, и они пойдут несколькими списками - что более вероятно, то они должны планировать координировать свои действия в следующем парламенте. Они должны объединить взгляды на решающие вопросы, связанные с Курдистаном, такие как конституция Курдистанского региона, экономика, федерализм, пограничноые регионы, и другие аналогичные вопросы. Поскольку проблема Киркука настолько чувствительна, нескольких списков [курдов] в Киркуке по совести быть не доолжно.
В.:В одном из предыдущих интервью вы сказали "Глобу", что работа КА хаотична. Что вы думаете по поводу следующего раунда, особенно когда они находятся в нескольких списках?
По моему опыту, работа КА и других списков также должна быть такой, чтобы они не спешат в начале и отложили обсуждение под тем предлогом, что впереди еще много времени. Когда дело подходит к концу, они начинают спешить. Это неправильно, потому что спешка создает ошибки. Пока что, до проведения выборов, есть достаточно времени, и список Курдистана должна сделать то же самое, что и другие списки - он должен подготовить и принять решение, быть ли одиному или нескольким спискам. Теперь они должны выбрать своих кандидатов. Они должны выбрать людей на основе компетентности, а не на основе партийности - определить людей, которые способны должным оборазом выполнить работы. Прошлый опыт показывает, что некоторые кандидаты, которые пришли на основе партийности не смогли стать активными членами парламента.
(Отношения между Эрбилем и Багдадом)
В.:Давайте поговорим об Эрбиле и Багдаде. Делегация Регионального правительства Курдистана (КРГ) должна была посетить Багдад, почему этого до сих пор не произошло?
М.О.: Чувствуется, что правительство в Багдаде не было искренне, приветствуя делегацию,
Политика багдадского правительства всегда такова, что они не спешат с решением этих вопросов. Теперь они пытаются успокоить вопросы, а они даже начали делать позитивные заявления. [Премьер-министр] Малики заявил недавно, что неурегулированный курдско-арабский конфликт мешает иметь хорошие отношения. В реальности, они хотят отложить обсуждение вопросов на период после выборов. Кроме того, у них есть уверенность, что они могут в будущем стать сильнее, и тогда этот вопрос склонится в их сторону. Кроме того, что до партий партии Курдистана, то они некоторое время были заняты [региональными парламентскими] выборами, и теперь они формируют региональное правительство. Взрывы и ситуация в области безопасности в Багдаде, также повлияли на посещение. Задержки никогда не бывает положительными. Даже если бы делегация приехала теперь и началаось обсуждение, они могут не достичь положительных результатов, поскольку обе стороны надеются на задержки.
В.:Может ли задержка этих вопросов еще более осложнить их?
М.О.: Может да, а может и нет, потому что некоторые проблемы очень устойчивы, как внешняя политика. Например, в регионе говорят, что аль-Малики работает за границей без консультаций с КРГ, а также что аль-Малики утверждает, что КРГ ведет себя как (суверенное) государство. Что касается пешмарга и вопроса об иракской армии, то теперь посредничают американцы. В настоящее время ситуация спокойная, нет заявлений друг против друга в СМИ. Тем не менее, разве эти вопросы не должны быть решены как можно раньше, так как мы являемся частью этой страны?.
(Тройственные силы)
В.:О развертывании сил пешмарга-иракской армии-американцев в спорном районе. Как вы полагаете, это может быть успешным?
М.О.: Это не вопрос "успешности" или нет, это временный процесс, который объединяет [курдских] пешмаршга и [иракскую] армию с присутствием американцев в этих областях. Если пешмарга и [иракская] армия есть будут сами по себе, это может создать напряженность между ними, но американское присутствие помогает более тесной координации между силами. Однако это не решает проблемы [спорных районов], но позволяет сохранять в этой ситуации спокойствие, пока не будет найдено решение.
В.: Вы говорите, что это американцы могут поддерживать баланс между пешмарга и иракской армией?
М.О.: Да - частично. Они поддерживали ситуацию в некоторых районах.
В.:Что Вы думаете о словах, содержащих намеки на вооруженный курдские-арабский конфликт?
М.О.: Я не думаю, что это случится. Исторически, курды не раз сталкивались с арабами или наоборот, или курды с туркменами и так далее, что не много раз осуждалось. На этот раз, разногласия только между политическими лидерами, они не спускаются вниз к народу. Есть усилия по этому [урегулированию разногласий]; аль-Малики заявил недавно, что не позволит вспыхнуть насилию между курдами и арабами. Он говорит, что они будут все решать путем диалога и в соответствии с Конституцией. Недавние заявления, которые делались в прошлом, теперь успокоили напряженность. . Однако для решения проблемы необходимо нечто существенное, и я думаю, что это может прийти после выборов.
(Вопрос о 140 статье)
В.: Как Вы думаете, будет ли проведен референдум на спорных территориях? Сколько времени это займет?
М.О.: Проведение референдума означает осуществление последней части статьи 140 [Конституции]. В первой части статьи говорилось о еще не завершенной нормализации. Есть много проблем, препятствующих ее осуществлению. Кроме того, существуют многие попытки затянуть его.
В.: Откуда исходят эти попытки затянуть его?
М.О.: От иракского правительства и иракских властей, и в целом Турции, Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, отовсюду. Это потому, что они не хотят положить конец вопросу в пользу курдов - они не согласны, что Киркук должен стать частью региона Курдистан. Таким образом, они откладывают его и препятствуют проведению референдума в этих областях. Другая причина, исходит от некоторых тамошних компонентов, например, экстремисты-туркмены и экстремисты-арабы хорошо знают, что результаты показывают, что результаты покажут курдское большинство всякий раз, когда в Киркуке будут проводиться референдумы, перепись населения, или выборы.
В.:Не могли бы вы объяснить, почему американцы хотят отложить этот вопрос? В Курдистане, американцев считают друзьями.
М.О.: Это правда, что американцы имеют дружественные отношения с курдами, но отношения с Турцией имет для них более важное значение. Они считаются с арабскими странами больше, чем с курдами; центральное правительство имеет для них более важное значение. Они хотят, чтобы решение удовлетворяло все стороны, а это нелегко. Они думают, что, благодаря задержке ситуация может измениться.
(Закон о партиях)
В.:Как предполагалось, парламент должен был издать закон о партиях. Что случилось?
О.М.:На протяжении многих лет, закон о политических партиях обсуждался, и ничего не произошло. Кажется, что партии не были довольны принятым законом. Основные партии свободно делают все, что им нравится. Закон ограничивает их бюджет. Они организуют также партийные органы и милиционные дела.. Они не хотят, чтобы их ограничивали. Небольшие партии также не хотят закона. Сегодня в Ираке существуют сотни партий. Если закон будет издан и выполнен, две трети [малых] партий не выживут, потому что у них нет юридических условий для создания партии.
(О парламентском допросе министров)
В.:Почему процесс допроса министров остановился?
М.О.: Процесс начался горячо, и начался с [допроса] Министра торговли. Этот случай остался незавершенным. После этого процесс был приостановлен из-за политического давления на Председателя парламента. Было проведено несколько встреч между иракскими руководством — Президентом республики, Советом министров, судебным агентством и парламентом, в результате чего было достигнуто тайное соглашение свернуть процесс из страха перед кризисом. Любой министр, которого хочет допросить Парламент, принадлежит к партии, и партиям не нравятся допросы. Таким образом, после этого ни один министр не был вызван в парламент. Я не говорю, что этот процесс полностью завершился, но он движется слишком медленно.
В.: Но это "успокоительное" помогает коррупции в стране.
М.О.:Да, оно обслуживает коррупцию и снижает роль парламента в наблюдении за правительством. Это противоречит Конституции и внутренней системе парламента. Но в Ираке политические соглашения между партиями управляют важными делами и препятствовуют исполнению конституционных статей.
(Ошибки курдов)
В.:Не могли бы вы объяснить в кратких словах, что было решающей ошибкой курдов в Багдаде на протяжении последних лет?
М.О.: В кратких словах трудно объяснить. В соответствии с моей точкой зрения, вот что было большой ошибкой. Мы решительно принимали участие в правительстве аль-Малики, и тогда это было хорошо. Сначала он дал много обещаний, но постепенно он стал избегать их выполнения, например выполнения Статьи 140. У нас всегда были требования, но это были только слова, а не действия. Два года назад у нас была хорошая возможность, когда большинство министров-садристов, суннитов и блока Аллави вышли из кабинета аль-Малики. Только курды остались с ним. Я думаю, мы должны были использовать в свое время карту выхода или устанавливать условия, чтобы он выполнил наши требования. С нашим выходом, правительство давно бы уже рухнуло. Я думаю, это была наша большая ошибка, потому что когда вы ведете политику с другой партией, каждый остается при своих интересах.
(Прогнозы по выборам)
В.:Сохранят ли курды свои места и президентский пост на следующих выборах?
М.О.:Я надеюсь на большее. Нынешних мест [курды занимают] недостаточно; места в парламенте, как предполагается, возрастут до 310 мест, таким образом, курды должны занять больше мест. Если выборы будут проведены одним избирательным округом, наши шансы возрастут. Также зависит от степени активности избирателей. Пойдут ли курды одним или несколькими списками, также остается вопросом.
Курдский депутат: курды сделали важную ошибку, спасая правительство Малики
1753 | 0 |