Турция меняет подходы
Сергей Маркедонов
10 октября 2009 года Армения и Турция, подписав протоколы о нормализации двусторонних отношений, не просто сделали очередной шаг навстречу друг другу. Две соседние страны, не имеющие до сих пор дипломатических отношений, впервые в ходе переговорного процесса приняли на себя конкретные юридические обязательства. Как бы дальше ни развивалось примирение Анкары и Еревана, уже сегодня можно сделать принципиальный вывод: время благих пожеланий и политически корректных заверений заканчивается, начинаются конкретные дела. Фаза «футбольной дипломатии» сменяется фазой других, более интересных и сложных политических игр.
Вместе с тем не следует искать в мотивах официального Еревана и Анкары какого-то альтруизма. Их стремление к «прогрессу» диктуется рациональными соображениями. Для Армении это преодоление своей нынешней изоляции с двумя окнами в мир. Притом что оба окна чрезвычайно ненадежны. Одно — Грузия — зависит от всей динамики российско-грузинских отношений, а второе — Иран — от иранско-американских. Любой кризис или ухудшение отношений «окон» с ведущими мировыми державами бь¸т (прямо или косвенно) по интересам Еревана. Открытие же границы позволит диверсифицировать и экономические контакты, снизить зависимость и от крупного российского бизнеса, и от экспорта через Грузию.
Читать дальше«Турецкая дипломатия переживает сейчас один из своих наиболее динамичных периодов». С таким комментарием незадолго до подписания двух протоколов в швейцарском Цюрихе выступил известный турецкий дипломат Ездем Санберк. В самом деле, Турция не просто подписала важные документы со страной, с которой е¸ если что и объединяет, то негативная историческая память. Анкара принципиально пытается изменить сво¸ геополитическое «позиционирование» и в регионе Большого Кавказа, и в мировой политике в целом. Тот период, когда Турция играла роль «старшего брата» Азербайджана в регионе, похоже, заканчивается. Сегодня Анкара пытается выйти на кавказские просторы, стремясь не связывать себя «родственными обязательствами».
Турецкие дипломаты ведут интенсивное примирение с Арменией, даже отодвигая на время карабахскую проблематику. Впрочем, она забыта не будет. Если дело действительно дойд¸т до открытия армяно-турецкой границы, то Анкара усилит давление не только на Ереван, но и на «больших партн¸ров» (РФ, США, ЕС) в вопросе о «мягком принуждении» Армении к «прогрессу» на переговорах с Баку. При этом Анкара активна и в Грузии (е¸ бизнес стремительно проникает в эту страну), что не мешает вс¸ активнее открывать «абхазское окно». В этой связи показателен факт визита в Сухум заместителя министра иностранных дел Турции Унала Чевикоза в сентябре 2009 года (спокойно воспринятый и в Вашингтоне, и в Брюсселе).
Договор¸нности Армении и Турции уже вызвали девятый вал восторженных публикаций. В совместном заявлении двух комиссаров ЕС (по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер и расширению Европейского союза Олли Рена) говорится, что «соглашение между Арменией и Турцией будет способствовать миру и стабильности в регионе Южного Кавказа». Свои позитивные оценки подписанным протоколам уже дали официальные представители Вашингтона и Парижа.
Читать дальшеПри этом Большой Кавказ является далеко не единственным регионом приложения внешнеполитических усилий Турции. «Турция заново открывает Ближний Восток». С помощью этой удачной метафоры американский аналитик известной корпорации RAND Стив Ларраби пытается описать те усилия, которые в последние годы предпринимает Анкара в этом крайне сложном для глобальной повестки дня регионе. И здесь у Турции уже есть позитивный опыт в реализации е¸ стратегии по «обнулению проблем» с соседями (то, что сегодня предлагается и Армении). В последние пять лет Анкара сделала серь¸знейший прорыв в развитии двусторонних отношений с Сирией, хотя ещ¸ в начале 2000-х годов отношения Анкары и Дамаска были в минусах. В 2004 году впервые в истории сирийский лидер (Башар Асад) посетил Турцию. Сегодня же дипломаты двух стран в конструктивном ключе обсуждают такие вопросы, как разделение водных ресурсов Евфрата или противодействие курдскому движению. Это, среди прочего, сделало Дамаск намного более осторожным в подходах к признанию геноцида армян. Значительной коррекции в последние годы подверглась роль Турции в процессе урегулирования застарелого израильско-палестинского конфликта. Сегодня Анкара от односторонней поддержки еврейского государства пытается перейти к роли посредника в мирном процессе (в этом можно увидеть и некие претензии на большую эффективность по сравнению с США и ЕС).
На июньских выборах в Европарламент ДПС получила три места в Европарламенте, где вместе с представителями 27 партий из 19 европейских стран вошла в Альянс либералов и демократов Европы. В болгарском национальном парламенте, созванном после июльских выборов, партия имеет 33 места из 240.
Читать дальшеНа Балканах роль Турции менее раскручена, однако она не менее весома: от участия в судьбе Косова до заботы о поддержке соплеменников в Болгарии, единоверцев в Боснии и Герцеговине. Кстати, турецкие партии (в первую очередь Движение за права и свободы) представлены в болгарских органах власти, где многие из них блокируют проекты по признанию геноцида армян в Болгарии. Несколько лет назад Министерство культуры и туризма Турции запустило масштабный проект по реставрации архитектурных памятников периода Османской империи, расположенных на Балканах.
Сегодня Турция переживает переломный момент в своей истории. Вернуться к особым отношениям с США, идти в ЕС, сближаться с Россией, становиться региональной сверхдержавой на Ближнем Востоке и Кавказе — выбор Анкары очень широк. А потенциал — очень высок.
Читать дальшеОднако все эти достижения последних лет и тот «подъ¸м», о котором упомянул известный турецкий дипломат Ездем Санберк, не пришли сами по себе. Они стали итогом сложного и напряж¸нного процесса переосмысления как ценностных основ, так и практик турецкой внешней политики после распада Советского Союза. По образному выражению видного турецкого политолога Мустафы Айдына, распад СССР не вызвал в Турции большого энтузиазма. С одной стороны, у Турецкой Республики появились новые соседи, проблемы, вооруж¸нные конфликты в непосредственной близости от государственных границ. С другой стороны, выпадение из актуального геополитического контекста одной из опор биполярного мира привело в движение «пороховую бочку Европы» — Балканы, а также создало качественно новую повестку дня на Ближнем Востоке. Роль США как «коспонсора мирного процесса» неизмеримо выросла со всеми присущими этому процессу особенностями (в первую очередь специфическим американским пониманием региона). Начиная с 1990-х годов не арабские государства, а негосударственные сетевые структуры стали главным врагом Израиля и США (со всеми вытекающими отсюда последствиями).
И не случайно, наверное, что отношение турецких властей к курдскому вопросу за последний год заметно эволюционировало — Анкара, похоже, дозрела до понимания того, что исключительно военными методами проблему своих юго-восточных провинций, насел¸нных курдами, не решить. Совсем недавно турецкий премьер-министр инициировал разработку проекта реформ в вопросе так называемого курдского продвижения и впервые встретился с главой легальной прокурдской Партии демократического общества (ДТП) Ахметом Тюрком. Итоги встречи обе стороны оценили как очень позитивные и многообещающие.
Читать дальшеИ конечно же, такие масштабные геополитические изменения не могли не отразиться на этнополитической ситуации внутри самой Турции (в том же курдском вопросе). Вс¸ это заставило Анкару пойти по пути существенной ревизии внешней политики, базировавшейся ранее на заветах отца-основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Напомним, что Ататюрк, стремясь порвать все связи нового образования со старым османским прошлым, считал, что вовлечение Турции в различные региональные проекты (Ближний Восток, Кавказ, Балканы) должно быть по возможности ограниченно. И до начала 1990-х годов (за исключением краткого периода 1950-х, когда турки были активны на Ближнем Востоке) эта линия в целом выдерживалась.
Однако в эпоху харизматического президента страны Тургута Озала Турция впервые в республиканский период своей истории ч¸тко и недвусмысленно заявила о своей ответственности за историческое пространство бывшей Османской империи. Это было сделано во время знаменитого турне Озала по странам Средней Азии и Азербайджану (оно произошло накануне его смерти в 1993 году). Но Озал во многом опередил сво¸ время, а потому подлинного расцвета дипломатического «неоосманизма» пришлось ожидать почти полтора десятилетия. Он наступает с приходом во власть Партии справедливости и развития, которую в последнее время серь¸зные эксперты уже не называют умеренно исламистской, предпочитая рассматривать Реджепа Эрдогана и Абдуллу Гюля как «исламских демократов». И здесь центральная роль в обосновании и реализации этого подхода принадлежит, конечно же, профессору Ахмету Давутоглу, нынешнему министру иностранных дел Турции.
Сегодня Анкара заинтересована в том, чтобы принять активное участие в формировании новой конфигурации безопасности Большого Кавказа. Провозгласив одной из своих стратегических целей европейскую интеграцию, Турция Эрдогана пытается также сыграть роль форпоста ЕС в проблемном регионе.
Читать дальшеНовая «неоосманская» внешняя политика Турции базируется на нескольких принципиальных позициях.
Во-первых, она не видится исключительно в терминах национальных, а значит, в известном смысле изоляционистских и провинциальных. Турция в неоосманистском дискурсе не периферия, не младший партн¸р НАТО и США. Она — важный компонент региональной безопасности, центр Евразии, над¸жный партн¸р соседних государств. Отсюда и идея Кавказской платформы как своеобразной «кавказской ОБСЕ», и посреднические инициативы на Ближнем Востоке.
Во-вторых (хотя по важности этот пункт не менее значителен, чем первый), «неоосманизм» не является по своей природе и ценностным ориентирам антизападным. Он призывает к равному диалогу с США и особенно с ЕС. Но в то же время, как правильно отмечает Стив Ларраби, «недавнее сосредоточение Турции на Ближнем Востоке, однако, не означает е¸ полный разворот спиной к Западу. Нет никаких доказательств «ползучей исламизации» турецкой внешней политики, как утверждают некоторые критики».
Между тем, хотя Турция и является одним из старейших членов НАТО и ещ¸ в 1949 году одной из первых стала членом Совета Европы, крупнейшие страны Старого Света, такие как Франция и Германия, выступают категорически против е¸ принятия в ЕС. Поддерживают их и большинство стран Западной и Центральной Европы. «Турция — азиатская страна, — говорит в этой связи президент Франции Николя Саркози, — ей не место в ЕС». Под его словами может подписаться подавляющее большинство европейцев.
Читать дальшеВ-третьих, он базируется преимущественно на мягкой силе, а не на ж¸стких схемах. Максимум «неоосманской» ж¸сткости — это закрытие сухопутной границы с Арменией (притом что с 1996 года воздушное сообщение между Ереваном и Стамбулом действует), политическая поддержка боснийских мусульман, а также признание Косова. «Обнуление» проблем с той же Сирией было достигнуто пут¸м дипломатии, а не войны.
И наконец, он не пытается рассматривать кемализм и республиканские идеалы как «провальные годы» и не рассчитан на возврат в «славное оттоманское прошлое» с его «светлыми идеалами». Он использует прочный кемалистский фундамент и пытается лишь дополнить республиканский дизайн новыми чертами, более адекватными миру после холодной войны