Вивьен Уолт, TIME
Среди ключевых "критериев" достижения прогресса в Ираке, поставленных президентом Джорджем У. Бушем в январе 2007 года было принятие нового иракского закона о нефти. Но почти три года спустя, спорный закон, устанавливающий условия для иностранных инвестиций в нефтяной сектор страны и регламентирующий распределение доходов, остается в законодательном тупике. И иракские политики признаются, что закон вряд ли пройдет, прежде чем нынешний парламент Ирака сменит следующий после январских выборов будущего года.
"Я надеюсь, что закон будет принят в ходе этой парламентской сессии, но я не уверен," заявил Али Хусейн Балу, курдский законодатель, возглавляющий комитет нефти и газа в иракском парламенте. Ставки огромны: для восстановления и развития своей экономики, Ирак отчаянно нуждается в привлечении десятков миллиардов долларов иностранных инвестиций в нефтяной сектор страны. Но условия, на которых нефть и инвестиционные доходы распределяются в Ираке, остаются устаревшими.
Нигде политические акции в нефтяной политике не являются более очевидными, чем в северных районах Ирака, где три полуавтономных курдских провинции находятся в состоянии конфронтации с министерством нефти в Багдаде за контроль над инвестициями и доходами от нефтяных месторождений на своей территории. Региональное правительство Курдистана подписало ряд контрактов с иностранными нефтяными компаниями, игнорируя неоднократные предупреждения премьер-министра Нури аль-Малики и министра нефти Хусейна Шахрастани. Багдад считает, что такие договоры незаконны. Также существуют предупреждения турецким, китайским, норвежским и канадским компаниям от участия в гонках за добычу нефти в иракском Курдистане. Но руководители норвежской компании DNO, которая первой начала работать в Курдистане в 2006 году, на прошлой неделе объявили о прекращении экспорта нефти из Ирака, пока в стране решатся споры о нефти. А Багдад поднял ставки, запретив на прошлой неделе китайской Sinopec Group участвовать в торгах за право на разработку восьми новых иракских нефтяных месторождений в стране, после того как китайская корпорация начала приобретение швейцарской нефти оператора Addax Petroleum, действующей в Курдистане. Однако оппозиция к багдадскому проекту закона о нефти не ограничивается Курдистаном. В южной части Ирака, профсоюзы нефтяников угрожают забастовкой в случае принятия закона, предупреждая, что не собираются отказываться от контроля над природными богатствами. Подобные настроения были выражены и иракскими менеджерами нефтяных месторождений. В теории, запасы нефти Ирака настолько велики, что экономика страны должна процветать на протяжении десятилетий, независимо от того, какие условия установлены для иностранных инвестиций. Ее доказанные запасы нефти в размере около 115 миллиардов баррелей занимают третье место в мире, и некоторые геологи считают, что еще больше нефти предстоит открыть, в том числе в Западной пустыне Ирака. Но нефтяная промышленность страны имеет тенденцию к устойчивому снижению, поскольку она была национализирована Саддамом Хусейном в 1972 году, и оставалась практически парализованной санкциями 1990-х годов, когда лишь малая доля доходов была потрачена на техническое обеспечение и модернизацию. Добыча около 2 млн. баррелей в день значительно ниже потенциала, и правительство надеется утроить этот показатель к 2015 году. Но это потребует гигантских инвестиций, вероятно, в основном западных компаний, которые имеют наилучшие возможности для проведения необходимого ремонта устаревших нефтяных объектов. Ряд факторов послужат препятствиями для иностранных инвесторов, среди них ветхое состояние инфраструктуры Ирака, а также нехватка квалифицированных местных кадров; отсутствие безопасности, а также повсеместная и глубоко укоренившаяся подпольная экономика, основанная на контрабанде иракской нефти через границу.
Десятки крупных западных компаний отозвали свои заявки в последние минуты первого аукциона Ирака по новым нефтяным контрактам в июне прошлого года, после того как Багдад отказался платить более чем $ 2 за каждый добытый баррель. Большинство компаний потребовали $ 4 за баррель, сославшись на безопасность и политические риски, присущие инвестициям в нефтяной промышленности Ирака. "У иракцев популярно мнение, что они не должны позволять иностранным компаниям принимать участие в нефтяной промышленности, потому что они крадут деньги у иракцев", говорит Самуил Кисжук, аналитик Risk Consultancy IHS, - А мы говорим об огромных потребностях в инвестициях". Тем не менее, более чем 40 компаний, в том числе западные энергетические гиганты и компании из стран Азии и Африки, записались на повторный аукцион, запланированный на середину декабря. Несмотря на риск, они предполагают, что безопаснее договариваться сейчас об обеспечении доли в крупнейшем и перспективнейшем в настоящее время в мире рынке, чем ждать нового иракского закона о нефти, прохождение которого остается неопределенным. "Это означает, что [для этих компаний] закон о нефти не является препятствием", говорит Алекс Мантон, аналитик консалтинговой фирмы Wood Mackenzie в Эдинбурге.
Как бы то ни было, вопросы инвестиций и добычи нефти должны дождаться политического затишья и принятия этого трудного закона о нефти.