Рандж Алаалдин, "Гардиан" Ирак снова показал, какие низкие ожидания он порождает. Несмотря на срок 15 октября, иракский парламент до сих пор не договорился по новому закону о выборах. национальные выборы должны состояться в январе, и это может, в результате, привести в хаос его политические, правовые и конституционные рамки.
Разногласия между парламентариями сосредоточены на вопросе о целесообразности использования открытой или закрытой системы избирательных списков. Согласно первой, избиратели избирают предпочитаемых ими кандидатов в парламент, а в рамках последней системы электорат голосует за политический субъект, а не человека, и этот юридический субъект получает места в парламенте согласно своему фиксированному списку кандидатов, представленному избирательной комиссии до проведения выборов.
При системе закрытых списков, места в парламенте, как правило, распределялись на основе прежде всего партийной лояльности. Поэтому ведущие политики и партии-фавориты беспокоятся о системе открытых списков - из страха быть отсеянными избирателеями.
Большинство иракцев предпочитают систему открытых списков, поскольку она заставляет политиков быть более подотчетными перед своими избирателями, она отсеивает авангард партийной лояльности, за которой скрываютс некомпетентные и недостойные чиновники, и открытые списки, как правило, предоставляют весь демократический процесс более целенаправленным и эффекивным.
Степень спора такова, что он повлек протесты за "открытые списки" в мухафазах Мутанна, Басра и Майсан и вмешательство со стороны влиятельного религиозного авторитета, великого аятоллы Али аль-Систани. Его офис угрожает начать бойкот выборов в случае принятия системы закрытых списков; это замарает весь избирательный процесс с разрушительными последствиями для политической стабильности.
Вмешательство аятоллы Али Систани означает, что никакие серьезные шиитские партии не могут публично игнорировать его. Главные партии, такие как Высший совет ислама в Ираке (ISCI) ранее поддерживали закрытые списки, но после слов аятоллы, изменили свою позицию, и высокопоставленный представитель ISCI и вице-президент Ирака Адель Махди публично заявлял в течение последних двух недель о предпочтении открытых списков
Однако, как раз потому, что некоторые партии, возможно, больше не будут публично призывать к закрытым спискам, это не означает, что они уже не могут настаивать на нем. Иракская избирательная комиссия заявила, что она примет старый закон 2005 года, если парламент не может провести голосование по новому закону в ближайшее время, поскольку требуется по меньшей мере 90 дней, чтобы организовать выборы. Закон 2005 года использовал закрытые списки, и есть подозрения в том, что парламентарии, которые видят в этом пользу, применяют тактику проволочек, чтобы сохранить в силе закон 2005 года.
Единственной крупной группировкой которая до сих пор публично делает заявления в пользу закрытых спискоов, является Альянс Курдистана, она не будет, однако, срывать выборы по этому вопросу. Вместо этого, он муссирует вопрос, что делать с "забытой провинцией" Киркук, которая предсказуемым образом, была основной причиной раскола в парламенте. Действительно, сам по себе вопрос о Киркуке также мог бы стать предлогом для задержки голосования и сохрения в силе старого закона 2005 года.
Киркук, контролируемый курдами после выборов 2005 года, не принимал в этом году участия в региональных выборах из-за разногласий по поводу ответственности за безопасность и в конечном итоге контроль над провинциальным советом. Подобные разногласия существуют и теперь. Некоторые призывают создать специальные механизмы, которые делят район на четыре отдельных, этнически определенных избирательных округа, в то время как туркмены и арабы призывают к голосованию по квотам в ответ на то, что они называют изменением населения провинции со стороны курдов, которые составляют там большинство.
Курды были насильственно удалены из Киркука Саддамом и сейчас возвращаются обратно, в соответствии с процессом "нормализации" по статье 140 конституции Ирака, которая направлена на исправление последствий арабизаторской политики режима Баас. По данным ООН и сотрудников, находившихся в то время в Ираке, в ноябре 1991 года, спустя только восемь месяцев после завершения войны в Заливе, из Киркука было выселено 150.000 курдов.
Альянс Курдистана, однако, отказвается предоставлять Киркуку какой-либо специальный статус только потому, что он имеет курдское большинство. Если у богатого нефтью региона будет специальный статус, то в равной степени, заявляет альянс, он должен быть и на других спорных территориях, где курды оказались в меньшинстве. В случае реализации, система квот была бы действительно глубоко недемократической.
Во время своего визита в Вашингтон на этой неделе премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, сослался на конституционный вакуум, который возникнет, если отложить выборы ", поскольку нынешний иракский парламент потеряет свою легитимность после 16 января 2010 года", говорится в его заявлении.
Но в этом и заключается ложь проблемы с Ираком. Вопросы, касающиеся конституционной законности или правовой целостности сейчас звучат неискренне в стране по-прежнему, до неприличия, погрязшей в спорах по Киркуку, централизации и децентрализации власти, а также управлению и контролю над ресурсами страны. Неэффективный и убогий иракский парламент находится в состоянии паралича, каждый борется сам за себя, а институты страны и министерства являются отдельными вотчинами главных финансовых и военных сил.
Реальность такова, что, пока главная нерешенная проблема Киркука не будет решена в соответствии со статьей 140, не может быть никакого компромисса по другим вопросам. Иракские конституционные споры начались с Киркуке и закончится Киркуком.
Конечно, теперь, когда группы охватила предвыборная лихорадка, когда они ищут союзников и заключают закулисные сделки, внимание фактически не будет сосредоточено ни на одной проблеме данного вопроса. При заявлениях чиновников: "Давайте подождем, пока пройдут парламентские выборы" иракцы получат лишь обилие лозунгов и риторики в ближайшие три месяца, и это может продолжаться в течение еще двух месяцев после января 2010 года, пока в стране не утвердятся политические рамки.
Не вызывает сомнений то, что дальнейшее промедление будет увеличивать общественное разочарование и ставить под сомнение планы США по окончанию боевых операций в августе 2010 года. В результате, это будет угрожать более широкому плану по выводу всех войск к концу 2011 года.
Киркукский вопрос
1523 | 0 |