Е.Е.Кирсанов iimes.ru Последний «двойной» теракт в иракской столице вновь со всей очевидностью поставил вопрос о будущем этой страны. Несмотря на то, что основной центр внимания США в настоящее время, несомненно, переместился к Пакистану и Афганистану, где без всяких натяжек продолжается полномасштабная война с применением тяжелых видов вооружения и авиации, Ирак в потенциале представляет не меньшую угрозу. Особенно, если американские войска, как предусматривается планами администрации США, будут выведены в своей основной массе в следующем году.
Детонатором вспышки насилия в Ираке, по оценке ряда экспертов, вполне возможно станут намеченные на январь следующего года парламентские выборы. Собственно сама идея таких выборов активно проталкивается США, которые избрали эту процедуру в качестве универсального средства для всех «горячих точек» с точки зрения легитимизации подконтрольных им режимов и убеждения остального мира «в их всенародной поддержке». Это особенно наглядно стало понятно на примере Афганистана, в котором талибы контролируют по оценке самих американцев 70% территории и где, по определению, о проведении каких-либо выборов говорить вообще не приходится. А уж тем более оценивать их результаты с точки зрения оценки ситуации в стране и перспектив ее развития.
Более того, выборы, как оказалось, способны сами по себе, даже в таком «кастрированном виде» создавать новые проблемы, что выражается, прежде всего, в серьезном расколе в самой правящей и держащейся на американских штыках власти. Афганистан этому хороший пример. Основной оппонент Х.Карзая А.Абдулла «взбрыкнул», не послушал увещеваний своих друзей из США и осложнил и без того, мягко говоря, непростую ситуацию.
То же самое, судя по всему, произойдет и в Ираке. Только с одной существенной поправкой: на иракском поле больше разнополярных сил, с примерно равным потенциалом и разными зарубежными спонсорами.
В настоящее время сотрудники МООНСИ, на которых и возложена неблагодарная миссия подготовки и проведения выборов, бьют тревогу. Все чаще высказывается мнение о переносе выборов «по техническим причинам» на полгода, а то и на год. Предсказывается крайне низкая явка избирателей. По некоторым оценкам, чуть ли не в два раза меньше, чем на прошлых аналогичных выборах.
Кроме того, возникают и действительно «технические причины». Прежде всего, нет консенсуса основных политических сил в отношении «открытых» или «закрытых» партийных списков. Сунниты выступают за «закрытые списки». Их поддерживает в этом шиитский лидер М.ас-Садр. Основной же шиитский духовный гуру А.ас-Систани считает «закрытые списки» бесовством и настаивает на открытых. При этом он выражает мнение очень авторитетных религиозных деятелей Неджефа, которые держат под своим влиянием подавляющую часть шиитского населения Ирака, которые также в принципе согласились и с отказом «от проведения предвыборной агитации в местах оправления культа (т.е. в мечетях) и использования религиозной символики в пропагандистских агитках». На этом очень сильно настаивают эксперты МООНСИ, что лишний раз доказывает, что в этой организации очень слабо разбираются в реалиях Востока, особенно, что касается предвыборных кампаний. А.ас-Систани вообще не надо будет никого специально агитировать, достаточно публично сказать за кого он персонально будет голосовать. Предвыборные кампании на Востоке, таким образом, сильно экономят на бюджете.
Другой вопрос о не очень простой ситуации внутри самого шиитского сообщества. Сам А.ас-Систани уже стар, ему уже трудно даже разговаривать. Среди возможных приемников «духовного отца» иракских шиитов называют его сына Резу, который формально уже выполняет обязанности отца. Но как повернуться события после смерти А.ас-Систани сейчас предсказать очень сложно. Среди иракских шиитских религиозных деятелей сильна и проиранская фракция.
Отдельный разговор про М.ас-Садра. Он категорически выступает против проведения выборов по предложенному МООНСИ сценарию. У него имеются претензии к «открытым» спискам и убедить его в обратном пока не удается. Кроме того, М.ас-Садр требует серьезно рассмотреть ситуацию в Киркуке и защитить права проживающего там арабского и туркоманского населения. Дело в том, что за последние пять лет миграция курдов фактически превратила этот город в чисто курдский, что естественно при нынешней системе голосования обеспечивает им победу. М.ас-Садр считает необходимым вернуться к предвыборным спискам 2004 года и проводить голосование именно по ним. Никаких договоренностей в отношении изменения его позиции экспертам МООНСИ добиться пока не удалось. Как видится, в шиитско-курдском противостоянии (пока словесном) кроется еще одна потенциальная угроза возникновения открытого вооруженного противостояния.
Наконец существует третья сила в лице суннитов и исламистских групп, ассоциирующих себя с «Аль-Каидой». Последние ни в каких выборах естественно участвовать не собираются, зато намерены полностью дестабилизировать обстановку в стране накануне и во время их проведения. Необходимо констатировать, что определенный прогресс, который был достигнут американскими силовиками в деле борьбы с исламистами, остался в прошлом. Мы имеем в виду, прежде всего, успешную работу американцев по формированию вооруженной милиции из суннитского племенного ополчения, которое сумело сильно сузить потенциал и радиус действия исламистов. С учетом того, что нынешнее иракское руководство отказалось включать эти формирования в состав иракской армии, наметился определенный откат на этом направлении, последствия которого мы сейчас и наблюдаем в виде регулярных резонансных терактов. Необходимо учитывать, что борьба с террористами требует постоянной наступательности. Любое «почивание на лаврах» опасно и непростительно, исламисты имеют особенность очень быстро восстанавливать свой боевой и организационный потенциал.
Такая непростительная ошибка, как видится, произошла из-за смены приоритетов в американской администрации. США все больше и больше втягиваются в Афганистан, сейчас не до мелкой и нудной черновой работы с иракскими племенами и, что важнее, с иракским руководством. Президент Б.Обама со дня на день должен объявить решение о посылке в Афганистан еще 45 тыс. американских военнослужащих. Это будет означать фактически полное повторение американцами всех ошибок Советского Союза в Афганистане в 80-е годы прошлого века. При этом необходимо отметить, что Пентагон всерьез в настоящее время рассматривает вопрос о смене стратегии, т.е. дислокацию основных сил непосредственно «в поле», а не в городах (как в Ираке). Такое изменение в арифметической пропорции увеличит потери и траты, но принесет ли успех – вопрос спорный.
Вернувшись к Ираку, отметим, что США решительно настроены на проведение выборов в назначенные сроки, считая эту дату точкой отчета своего окончательного ухода из этой страны. Это официальная позиция и Госдепа и Пентагона. Хотя в последнем, как кажется, должны себе отдавать отчет о возможных последствиях этого ухода.