"АК-Ньюс" Недавние турецкие изменения во внешней политике и значительные изменения во внутренней, вероятно, являются перспективными для страны и ее соседей. Эти проблемы Горан Сабах обсуждает с доктором Билалом Самбуром, директором Ассоциации либеральной мысли в Анкаре. Он также является очень активным ученым в либеральных и религиозных исследованиях.
Горан Сабах: Турция открывается к курдскому вопросу, как вы думаете, это серьезные изменения или просто слова?
Билал Самбур: Прежде всего, инициатива правительства Турции по курдскому вопросу очень ценна. Существование курдов отрицалось, и официальная политика Турции строилась на отрицании и ассимиляции курдов. Нынешнее правительство признает существование курдов и заявляет, что курдский вопрос является основным вопросом Турции. Хотя турецкое правительство заявляет о своем намерении решить курдский вопрос, до сих пор мы не видели со стороны правительства конкретных шагов. Мы должны воздать должное правительству, потому что у нас нет другого выбора. Важно напомнить правительству, что РПК не является первой проблемой, Турции, первой проблемой является курдский вопрос. Турецкое правительство должно сосредоточить внимание на решении курдского вопроса. В целях нормализации курдского вопроса, турецкое правительство должно подготовить новую конституцию, которая должна быть основана на защите индивидуальных свобод, верховенстве закона, прав человека, плюрализма и демократии.
Г.С.: Некоторые считают, особенно в арабском мире, что Турция хочет вернуть роль османского государства, которое прекратило свое существование в 1918 году. Они думают, что Запад призывает Турцию выступить против Ирана, как ранее Сефевидов против Османского государства. Как вы объясните это?
Б. С.: Конечно, османское наследие все еще важно в турецком обществе. Многие турки считают, что Турция должна последовать примеру Османской империи и следовать имперской политике в региональных и международных отношениях. Османская империя все еще жива в подсознании турецкого народа.
Но сделать Турцию маленькой Османской империей - опасно для региона и всего мира. Турция не будет Османской империи. Турция должна быть демократической страной, которая придерживается ценностей верховенства закона и прав человека. Нео-османизм является опасной мечтой для Турции и региона. Как для страны-кандидата в ЕС, моделью для Турции должна быть не османская империя, но ЕС.
С.: Я думаю, Турция разочарована в членстве в ЕС. Именно поэтому сейчас просматриваются коалиции с исламскими странами Востока. Я прав, или я просто далеко зашел?
Б.: Существует долгая дорога Турции к вступлению в ЕС. Хотя Турция провела важные реформы, как того требовал ЕС, есть еще много вещей, которые Турция должна сделать. Они должны быть сделаны как можно скорее. Пока еще рано говорить, что Турция разочарована членством в ЕС, поскольку Турция еще в начале пути. Но в Турции существуют националистические и ретроградные группы, которые не хотят, чтобы Турция стала членом ЕС. Есть разные дороги, единственным выбором для Турции является следование тем же путем до конца.
Турция может иметь хорошие отношения с ЕС, а также с мусульманским миром. ЕС и мусульманский мир не являются конкурентами друг другу. Турция не должга жертовать ради одного интересами другого. Турция должна следовать внешней политике, имеющей много измерений, которая должна включает и ЕС, и мусульманский мир.
Г.С.: Источники каждый день обсуждают роль курдского президента Масуда Барзани в успокоении ситуации между РПК и Турцией. Разве перемены на Ближнем Востоке не затрагивают курдов?
Б.С.: Прежде всего, мы должны принять во внимание два основных факта. Во-первых, курдский народ, как арабы и персы, является одним из основных народов Ближнего Востока. Во-вторых, Турция имеет самое большое курдское население в мире. Учитывая эти два факта, для Турции разумно развивать хорошие отношения с курдами, других стран, таких, как Ирак, Иран и Сирия. Курды являются естественными партнерами Турции. Региональная администрация Курдистана выступает как естественный партнер Турции, а не ее враг. Не существует никаких оснований для Турции игнорировать место и роль курдов в международных отношениях. У КРГ и Турции есть своя роль и функции в регионе, и обе стороны должны ценить друг друга и искать новые пути для укрепления своих связей.
Г.С.: Разве для Вас не удивительно, что светская система терпит неудачу в решении национального вопроса, зато исламский режим может преуспеть в этом? Не кажется ли вам, что это противоречит истории?
Б.С.: Националистическая идеология светского турецкого государства сама создала курдский вопрос. Самое большое препятствие перед решением курдского вопроса до сих пор - официальная светская националистическая идеология. Исторически, именно официальный турецкий национализм, а не ислам, ответственен за существование курдского вопроса. Сегодня, исламисты не находится у власти в Турции, потому что правящая Партия справедливости и развития (АКП) отвергает исламизм и объединяет светских людей и мусульман. Если Турция сумеет нормализовать курдский вопрос, это будет не успех исламистов и неудача светского государства. Если Турции удастся решить курдский вопрос, это будет успех всех людей Турции, турок, курдов, мусульман, атеистов и так далее. Но если Турция не решит курдский вопрос, потеряют все независимо от их религиозной и светской идентичности.
Примечание: Горан Сабах является автором социально-политического романа под названием "Артерия лидера" опубликованного на курдском языке. В Настоящее время глава Английского отдела в Курдистанском информационном агентстве (АК-Ньюс).