ВадимМакаренко, “Kurdistan.ru” Предстоящие выборы в Ираке небудут простыми и спокойными событиями. Это сложный процесс формированияструктуры пост- саддамовского Ирака, в котором главной линией являетсялиния скоординированного размежевания между самодостаточнымиэтнополитическими общностями, какими являются курды, арабы-сунниты иарабы-шииты. Все они были вынуждены принять федеративное устройствоИрака, поскольку не в их интересах распад Ирака. Но это происходит нетолько из-за того, что они, эти этнополитические общности, праобразыбудущих национальных государств, не чувствуют в себе силы, кромекурдов, заявить о готовности пуститься в самостоятельное национальноеплавание. Есть еще, может быть, очень шаткая, но надежда на то, чтофедерация – это лучшее решение, или лучшее условие для решениязастарелых проблем, доставшихся этим народам от истории. Шрамы отсаддамовских экспериментов видны почти всем, но есть и более глубокиепроблемы, унаследованные от прошлого.
Ситуация в Курдистане много лучше, чем в суннитском или шииитском лагерях. Курдистан больше других готов к полной самостоятельности. Но и здесь руководство предпочитает, как минимум, пройти еще несколько этапов развития в рамках федеративного государства. А по максимуму федеративные рамки вполне устраивают курдов, и они, опять же, раньше других сумели создать свою региональную государственость как вполне зрелую и признанную, в том числе и мировым сообществом, форму существования курдского этноса внутри федерации. Но есть пределы, в рамках которых это внутрифедеративное существование считается приемлемым на нынешнем этапе развития Ирака.
Первый рубеж – это Киркук, который должен быть возвращен Курдистану, а последствия саддамовской политики арабизации и административных перекомпоновок территорий курдских провинций устранены.
И второй рубеж – невмешательсво властей в экономическую жизнь Курдистана. Курды готовы пропорционально делить доходыпо по принципу «17% от доходов Ирака – курдские, остальное делится между другими провинциями», но они не готовы ждать, когда их доля будет им перечислена из федерального бюджета. А тем более не готовы пребывать в неуверенности, будет ли она перечислена или за нее придется бороться. Курдское предложение и их де факто политика состоит в том, что доходы, которые приносят богатства на территории Курдистана поступают в бюджет федерального региона Курдистан, а затем, если они превышают их долю – 17% от общеиракских доходов, то часть пересчисляется в бюджет федерации, а если не превышают, то из федерального бюджета перечисляют в Эрбиль недостающую часть.
Не менее важна и согласованная политика Эрбиля и Багдада в отношении частей бывших пешмерга, которые сейчас превратились в части региональной гвардии, формально это часть общеиракских вооруженных сил, а фактически - пока исключительно региональные силы Курдистана. И мяч здесь, как и в остальных вопросах, не на курдской стороне.
Есть свои условия и у других частей Ирака. Есть много деталей, условий, механизмов, как должна действовать Иракская федерация. Если все эти условия и договоренности будут реализованы, то Ирак превратится в федеративное государство, какому позавидует Евросоюз. Но условия становления Федеративного Ирака далеки от европейских, поэтому каждый шаг дается с большим трудом и чреват возможностью отката и утраты предыдущих достижений. Ближайшие два месяца до выборов, а затем и долгие месяцы формирования правительства страны потребуют максимума доброй воли и хладнокровия от всех политиков и от граждан Ирака, особенно тех, кто хотел бы жить в федеративном государстве.
Нужно создавать, т.е. договариваться и создавать механизмы федеративного государства, но делать это не от кризиса к кризису, какими были предыдущие выборы и какими обещают быть и нынешние, а на постоянной основе. И главный вопрос в отношении предстоящих выборов состоит не в том, кого выберут: пропорции между этническими группами не будут сильно искажены, голосование будет не за отдельных политиков, а за этно-политические программы. Вопрос: будет ли согласован договор развития федерации на следующие пять лет? Нынешние выборы - это подтверждение готовности и способности сохранить федеративный Ирак.