Новости Армении - NEWS.am Когда президент Франции Николя Саркози противо-поставляется интеграции Турции в ЕС, то мотивирует свою позицию «естественными границами», рассуждает на страницах французской Libération директор национального Научного Исследовательского Центра CNRS, автор труда, озаглавленного «Мировое правительство. Критика политики глобализации» Жан-Франсуа Байяр.
Эксперт говорит о том, что каждый понимает, что понятие «естественные границы», предполагает словосочетание «культурные границы». А культурой Турции является ислам. Она несовместима с Европой и даже с Францией. Но в Турции ислам стал демократичным. Страна начала исповедовать идеи нации, республиканских институций, гражданского кодекса (смоделированного под швейцарское законодательство), рыночной экономики, образования, СМИ и научного знания. Они приняли принцип политических партий как метод политической деятельности. Они сделали это в силу того, что как теологически, так и идеологически отличаются от остального исламского мира. Все это стало предпосылкой плюрализма, что хорошо видно на примере верующих и атеистов. Последние могут на выборах голосовать в пользу исламских партий.
Более того, ислам внес существенный вклад в демократизацию кемалистской республики. Посредством парламентской системы успешные исламские и консервативные партии с религиозной чувствительностью включили в республиканские институции религиозно настроенные массы, которые не идентифицировали себя с агрессивным кемалистским антиклерикализмом. Эти массы заполнили собой свободные места, которые могли бы стать почвой для джихадских наклонностей. Они поддерживали миграцию крестьян и фермеров в город во время сельского «исхода», выражали свою поддержку тем курдам, которые бросали вызов властям (правда, не присоединялись к борьбе, которую вела Рабочая партия Курдистана (PKK). Они также поддерживали анатолийскую элиту, которую кемализм обрекал на существование в периферии.
С другой стороны, кемалистский национализм является менее мирским, чем хочет представить себя. Он этно-конфессионален — как его оппоненты на Балканах и Кавказе. В кемалистской республике сунниты-националисты и ханефиты были в большей степени гражданами страны, чем курды, алевиты, христиане и евреи. Однако истоки этой скрытой дискриминации на самом деле к исламу не восходят. Они имеют политические предпосылки, развязавшие культурный национализм, приведший, в свою очередь, к этнической чистке страны, кульминацией которой стал Армянский Геноцид.
Парадокс Турции в том, что антиклерикальные националисты воплощают в жизнь свои концепции, а правящая исламская партия «Справедливость и развитие» (AKP) отрицает это. Поэтому закрыть перед Турцией дверь в Европу с мотивировкой «исламского элемента» означает ни что иное, что использовать против Анкары ее же концепции и сыграть в ее же игру. Поэтому позиция такого человека как Николя Саркози, являющегося сторонником национальной идентичности, вполне логична. Он воплощает в жизнь слоган «Франция, ты должна или любить, или оставить это!»
У Европы есть две причины испытывать обеспокоенность относительно будущего турецкой демократии: не в ее интересах видеть развитие и становление ультранационалистической осевой линии Москва – Анкара; и она несет прямую историческую ответственность за развитие и проявления этого этно-конфессионального национализма в Восточном Средиземноморье, который она спровоцировала идеологически, поддержала политически и даже с помощью военной силы. Мы все еще расплачиваемся за это в Ливане, Ираке, Палестине и на Балканах. Провал в переговорах между Европой и Турцией и ЕС будет продолжением этого бедствия".